Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №67/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Америке срочно требуются люди с желанием и умением учить детей

Узнав про то, что в нашей газете будет выходить вкладка “Школа для учителя”, Василий Кольченко прислал нам из Нью-Йорка этот текст. Оказывается, в США вырос социальный спрос на грамотных и академически образованных выпускников школ. Но кто же будет их учить?..

Чего только не делают сегодня в Америке, чтобы привлечь в свои школы лучших учителей! В Сан-Франциско, где очень дорого жилье, педагогам предлагают построить дома со сниженной квартплатой. В Нью-Йорке дают денежную надбавку тому, кто согласится пойти работать в одну из “трудных” школ. Во многих штатах учителям обещают оплатить переезд, предоставить льготный кредит на постройку дома, выдать единовременный бонус в несколько тысяч долларов.
Приманки разные, а суть одна. Срочно требуются люди с умением и желанием учить детей. Никогда еще в американских школах не было столько учеников. И никогда еще здесь не было такого строгого спроса со школы, таких жестких требований и завышенных ожиданий.
Демографическая волна совпала с общественным движением за повышение академических стандартов. Увеличение числа учеников – с обещаниями снизить наполняемость классов. Где взять учителей? С этого года в школы приглашают людей, которые хотели бы сделать педагогику своей второй профессией. Среди них оказались архитектор, биржевой брокер, пожарник, полицейский.
Однако мало привлечь людей. Следующий вопрос еще более трудный: кто научит учителя? Не секрет, что почти каждый в этой профессии в какой-то степени самоучка. Не все выдерживают испытание первых дней в классе. Среди выпускников нью-йоркских педвузов в школах штата остаются работать меньше половины.
Ну а тот, кто все же выдержал, не сбежал, приспособился? Умеет ли он действительно научить класс или просто нашел способ переждать время урока, занять учеников, чтобы те не бузили и не бунтовали? Бывая в школах и беседуя с учителями, я слышу все ту же жалобу-стон: мы их учим-учим, а научить как следует не можем. Конечно, есть исключения, но они словно подтверждают правило.
Раньше в Америке на это не обращали особого внимания, а теперь появился, что называется, социальный заказ. От школ требуют предъявить ученические знания и умения. Низкие результаты тестов могут вызвать не просто недовольство начальства, но и нашествие проверяющих, смену администрации, даже расформирование школы.
Сегодня на эти цифры смотрят не только школьные бюрократы, но и политики. Республиканский кандидат в президенты Джордж Буш утверждает, что его образовательная программа в штате Техас, где он был губернатором, помогла улучшить учебные результаты в школах штата. Это важный козырь в его предвыборной кампании.
Американские избиратели ставят образование на одно из первых мест в списке беспокоящих их проблем. Покупая дом, жители американских городов и пригородов спрашивают о местных школах чуть ли не в первую очередь. Их уровень влияет на цену жилья, и снижение результатов школьных тестов в округе может вызвать падение цен на недвижимость.
Одним словом, социальный заказ на хорошую школу растет на глазах, а там, где есть спрос, должно появиться и предложение. Пока что под огнем критики оказались педвузы. Многие их выпускники не могут сдать экзамены на учительскую лицензию. Я сдал такой экзамен практически без подготовки. В нем были несложные вопросы по английскому, математике и педагогике. Трудно было поверить, что для некоторых педагогов он может оказаться непреодолимым препятствием.
Теперь американские педвузы стали строже отбирать и лучше готовить своих студентов. Если их выпускники получат слишком много двоек, то педвуз потеряет право давать педагогический диплом.
Конечно, общая культура и знание предмета – фундамент учительской профессии. И все же умение преподавать – особое искусство. Наивно думать, что муштровка учителей, их запугивание или льготы в виде выгодных кредитов приведут к радикальным улучшениям в школьном деле.
Большинство учителей всей душой хотели бы добиться учебного успеха в классе – но не всегда могут, не всегда умеют. В вузе их надо больше учить отношениям с детьми и методике, начиная непрерывную практику в школе с первого курса.
Тот, кто сумеет научить учителей, будет известен и знаменит, войдет в историю педагогики. Так были известны Коменский, Песталоцци. Проблема в том, что педагоги разных стран и времен упорно изобретают педагогический велосипед, давно изобретенный и забытый в пыли библиотек и архивов.
Педагогика сотрудничества, возникшая в оппозиции к официальной советской педагогике конца двадцатого века, содержит в себе не только основные идеи, но и конкретные методы, ведущие к учебному успеху. Их можно найти в книгах Соловейчика, Шаталова, Лысенковой и других педагогов-новаторов.
Похоже, вскоре наступит черед педагогического новаторства в США. Возможно, что американские Шаталовы уже ведут свои первые эксперименты в школах Нью-Йорка и Сан-Франциско.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru