Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №67/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Когда звонок начинает звучать монотонно

Три письма о лишней школе

Писем – три, а настроение одно: школа в одиннадцатом классе становится чем-то определенно лишним для наших подростков. “Нам шепчут”, “нас пугают”, “нас записывают”, “нас отдают”. А потом всем дружно и торжественно вручают аттестаты и с чувством глубокого удовлетворения садятся за банкетные столы. Тоже вместе: и те, кто пугал, и те, кого отдавали и пугали.
Так в чем же ценность одиннадцатого класса и так ли он необходим нашим выросшим детям вообще? Подумаем.

Письма вчерашних выпускников, сегодняшних студентов

Первое
Целый год мы ждали этой осени. Даже не верилось, что сентябрь наступит и мы уже будем студентами. Всю вторую половину дня репетиторы, подкурсы, а в 7.00 – подъем, бодрое утро и в школу. Школа в одиннадцатом классе становится чем-то ненужным и определенно лишним. Осознание этого витает в воздухе, даже учителя это признают и после двух-трех уроков частенько шепчут ученикам: «Идите домой, только быстро и тихо». А дома есть пятнадцать минут на домашние задания и на то, чтобы запрячь младшего брата за уборку комнаты перед приходом репетитора. После его ухода десять минут передышки, и пора на подкурсы.
Дома, правда, к чести родителей сказать, освобождали от всякой домашней работы (а может, это только мне так повезло). «Ты только занимайся, занимайся...» Да я бы лучше всю посуду перемыла, во всех комнатах убрала, с собакой погуляла и еще в придачу цветы полила, только бы передохнуть от занятий.
А потом нас начали пугать выпускными экзаменами, большинство из которых вовсе не совпадает с вступительными. Пришлось ездить по врачам в надежде освободиться от этой мороки, но, как выяснилось, мы, выпускники 2000 года, попали под очередной нелепый эксперимент Министерства образования, и весь июнь был потрачен впустую на никому не нужные экзамены.
Выпускные экзамены я, конечно, сдала, отделавшись только основательной нервотрепкой, затем то же самое проделала со вступительными и теперь гордо называюсь студенткой.


Второе
«Я студент и требую, чтобы со мной обращались уважительно!» Так заявил Родион Раскольников квартальному надзирателю (по-нашему – участковому), который позволил себе повысить на него голос. И что же? Квартальный тут же притих, полностью согласившись с тем, что студент – это серьезно. Когда мы проходили «Преступление и наказание», я, честно говоря, поначалу читал с трудом, но эта сценка меня поразила: голодный, оборванный и вообще похожий на бомжа Раскольников одним только заявлением, что он студент, сумел остановить и привести в чувство мента, забывшего о правах человека.
Уже в девятом классе я решил для себя, что буду юристом, а именно – адвокатом. Родители меня поддержали. Все знают, как трудно сейчас поступить в юридический вуз, поэтому заниматься дополнительно я начал в десятом классе и тогда же почувствовал, что в школе для меня много лишнего, просто отнимающего время. Решение перейти в одиннадцатом классе в вечернюю школу оказалось нелегким, но в конце концов и здесь родители меня поддержали. Устроиться на работу оказалось куда легче, чем мы все думали: я пошел работать курьером. Конечно, заработки невысокие, но совсем другое самоощущение: подумать только, я работаю, зарабатываю и готовлюсь к поступлению в университет. Как я был благодарен родителям, что они отдали меня в школу с шести лет: ведь это только говорится, что выпускной класс – одиннадцатый, на самом-то деле мы учимся десять лет, и у меня на случай неудачи с поступлением был целый год в запасе перед армией.
Но все окончилось благополучно, я – студент-юрист, как и мечтал. Причем первые же две недели занятий показали, какая на самом деле серьезная разница между такими ребятами, как я, и теми, кто поступал прямо со школьной скамьи. Они нам кажутся еще детьми и вряд ли смогут сказать: «Я студент и требую к себе уважительного отношения».


Третье
Хочется когда-то и правду сказать: 11 класс – это была такая халява, какой и представить себе невозможно. Мы организованно не ходили на уроки, совершенно не выполняли домашние задания, которые учителя поначалу нам еще пытались давать... Мы спросили себя: кому на самом деле нужна учеба в 11 классе? И ответили: теоретически, конечно, нам, а практически – учителям. Они маялись с нами 10 лет и теперь сделают все возможное, чтобы выпустить нас в жизнь.
Урок физики: «Ой, а где же Митя Тишков? Как – за гаражами курит? Девочки, сбегайте за ним, сегодня сложная тема, он потом не разберется».
И тут – бам! Вся наша халявная империя рушится, и родители записывают нас на подкурсы и отдают на растерзание репетиторам, выкатывающим глаза после первого же диктанта, который мы пишем с десятью орфографическими и двадцатью пунктуационными ошибками: «Да что же вы десять лет в школе делали?!»
Но так или иначе что-то как-то я наверстала. Поступила.
И вот теперь на занятиях преподаватели не устают повторять: «Не вздумайте протаскивать в институт школьные настроения».
Мы, конечно, стараемся, но что делать: за десять лет привычки установились прочно.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru