Любой ребенок склонен к творчеству
Но для того чтобы использовать и
развивать эту склонность,
нам нужно отказаться от готовых решений на наших
уроках
Центр притяжения педагогического
инновационного поиска смещается в область,
неразработанность которой в образовании сейчас
ощущается так же остро, как разреженный воздух.
Сегодняшнему выпускнику школы, чтобы считаться
образованным человеком, уже недостаточно иметь
прекрасные знания по основным дисциплинам и
хорошие аналитические способности. Он должен
быть готовым творчески переосмыслить любую
жизненную задачу и найти нестандартное решение.
На это и направлены усилия многих ученых,
работающих в сфере образования. “Творческое
мышление, – считает профессор Йельского
университета Джеффри Роберт Стернберг, – это не
способность, присущая избранным, это навык,
который люди осваивают в учебной деятельности”.
Качество, необходимое каждому
– Как три столетия назад умение читать перестало
быть достоянием избранных и стало элементарным
требованием образования, так в конце ХХ века в
креативности стали видеть не что-то особенное,
выделяющее талант из ряда обычных людей, а
качество, необходимое каждому.
Перемены, происходящие вокруг современного
человека, постоянно ставят его перед
необходимостью решать новые проблемы, осваивать
новую информацию, вживаться в новые коллективы.
Современные рабочие места таковы, что они все
время требуют создания нового.
В России значимость творческих навыков помимо
всего прочего обусловлена самой спецификой
ситуации. Теперь нет прежней ясности в том, какие
профессионалы нужны стране. Каким должен быть
будущий учитель, профессор, государственный
служащий?
– Творческое мышление вы понимаете как умение
находить новые решения?
– Как умение находить оригинальные и
эффективные пути, которые действительно снимают
проблему, а не оставляют ее умозрительно
разрешенной.
Быть творческим человеком означает быть
способным выйти из тупиковой ситуации и увидеть
новые подходы к ней.
Если ученикам показать, что любая проблема
предполагает поиск адекватного решения и имеет
больше чем одно решение, дети очень быстро
привыкают действовать именно так и делают это
успешно.
Трудно быть “марсианином”
– Почему же большинство учителей предпочитают
стандартные методики и подходы?
– Быть творческим человеком очень трудно. Вся
история цивилизации является примером
сопротивления творческим идеям, в том числе в
повседневной жизни. В школах, как правило,
существует давление со стороны директора,
администрации, других педагогов: не выделяйся.
Сложилась парадоксальная ситуация: хотя учителя
подчеркивают заинтересованность в творчестве
учеников, они всячески сдерживают творческую
активность ребят и даже наказывают за это.
Когда моя дочь была в третьем классе,
учительница, желая развить у детей творческое
мышление, предложила им притвориться
космонавтами на Марсе. У дочери возникло
встречное предложение: а давайте я притворюсь
марсианином и буду их встречать. В ответ
учительница сказала, что это неприемлемо, потому
что на Марсе жизни нет.
– С чего начинается обучение творчеству?
– С принятия решения. То есть вы принимаете
решение быть творческим, креативным и обучать
этому навыку учеников. И намереваетесь твердо
придерживаться правила: я не имею права
отвергать идеи детей.
Если идея ребенка не понравилась учителю, надо
дать себе время обдумать ее. И даже если окажется,
что идея не очень хороша, следует быть готовым
помочь ученику развить ее. Если же учитель
понимает, что задумка хороша, но он недостаточно
компетентен в этой области, обязательно надо
помочь ребенку найти хорошего эксперта.
Желая обучить детей креативности, старайтесь
поддержать в ребенке его чувство уверенности в
себе: ты можешь справиться с этой задачей.
Очень важно научить ребенка принимать на себя
определенную степень интеллектуального риска.
То есть не бояться быть раскритикованным,
сказать что-то, что может повлечь взрыв смеха в
классе, не опасаться, что тебя попросту
“раздавят танком”.
Ученики должны четко понимать, что большая часть
дела сопряжена с тяжелым трудом по разработке
идеи до того уровня, когда она будет доступна
окружающим, принята и оценена обществом.
Вечный двигатель для учителя
– Следует ли из запрета на отторжение новой идеи
запрет на неудовлетворительную оценку?
– В креативных задачах как таковых правильных и
неправильных ответов нет. Мы не можем учить детей
быть творческими, а потом оценивать правильность
их решений.
Например, ученик пишет сочинение. О правильности
можно говорить с точки зрения правописания. Но не
может быть неправильного замысла, неправильного
поворота темы или неправильной структуры текста.
Здесь возможна градация: лучше – хуже. И учителю
придется самому продумать такую многомерную
шкалу и аргументировать свои оценки перед
классом.
– Какие еще общие принципы надо знать учителю,
который стремится развить у детей творческое
мышление?
– И учитель, и ученики должны осознать, что
знания – обоюдоострое оружие.
Конечно, к знаниям нужно стремиться, нужно знать
достаточно, чтобы вновь не изобрести колесо. Но
знания могут отрицательно сказываться на
творческом процессе. Привычные алгоритмы
зашоривают сознание, и человеку бывает очень
трудно выскочить из им же самим созданного
туннеля.
Поэтому учителю необходимо постоянно заниматься
мониторингом собственной активности и, принимая
решение, задавать себе вопрос: а не стереотипен
ли этот путь?
Нередко от учителей приходится слышать
следующее: я уже 20 лет работаю, у меня всегда были
золотые медалисты, я знаю, что делаю, и вы меня
ничему новому не научите. На самом деле как
профессионал учитель является постоянным
учеником: он учится у детей столь же многому, как
они учатся у него. Дети постоянно меняются, они
очень восприимчивы к переменам в обществе и
отражают их гораздо более адекватно, чем
взрослые. Это вечный двигатель для
профессионального роста учителей.
Что там, за пределом?..
– Какие конкретно действия может предпринять
учитель, чтобы эти принципы стали реальностью?
– Приступая к реконструкции здания, мы окутываем
его лесами. Мне кажется, что в образовании тоже
надо создавать систему “лесов”, поддержек для
развития творческих навыков. И одним из способов
постройки таких “лесов” является постоянное
использование ключевых слов: создайте,
придумайте, откройте, исследуйте, вообразите,
предположите, выдумайте...
Привыкая видеть эти слова в заданиях учителя,
дети начинают реагировать на них определенным
образом. У ребят воспитывается ощущение
защищенности: если я творчески подхожу к задаче,
мне не поставят двойку за то, что написанное мной
будет отличаться от изложенного в учебнике.
Иногда учителя считают, что они сами должны все
придумывать. На первых порах это действительно
так. А когда вы вовлекаете детей в творческую
атмосферу, все что требуется от вас – это
высказать им свои пожелания. И обычно, если дети
знают, чего от них хотят, они придумывают все
намного лучше, чем учителя.
А чтобы ускорить этот процесс, почаще
предлагайте ученикам специальные задачи,
требующие творческого подхода. Например, сделать
рисунок планеты Земля с точки зрения насекомого.
Нарисовать начало времен. Придумать рекламу
скучных вещей: дверной ручки, крана в ванной.
– Обычные и креативные задачи на уроке должны
встречаться в равной пропорции?
– Необходимо соблюдать принцип баланса. При всей
важности развития творческого навыка ученик
должен понимать, что для определенных ситуаций
существуют правильные и неправильные ответы. Как
все мы, написав письмо, возвращаемся и проверяем
грамматические ошибки, так учитель должен
возвращаться к своему плану урока, к контрольным
работам, к домашним заданиям, чтобы постоянно
быть уверенным, что там существуют и задачки
аналитические, на нахождение точного ответа, и
задачки, которые дают возможность ребенку
создать что-то оригинальное.
Беседу вел Анатолий ВИТКОВСКИЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|