Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №64/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Любой ребенок склонен к творчеству

Но для того чтобы использовать и развивать эту склонность,
нам нужно отказаться от готовых решений на наших уроках

Центр притяжения педагогического инновационного поиска смещается в область, неразработанность которой в образовании сейчас ощущается так же остро, как разреженный воздух. Сегодняшнему выпускнику школы, чтобы считаться образованным человеком, уже недостаточно иметь прекрасные знания по основным дисциплинам и хорошие аналитические способности. Он должен быть готовым творчески переосмыслить любую жизненную задачу и найти нестандартное решение. На это и направлены усилия многих ученых, работающих в сфере образования. “Творческое мышление, – считает профессор Йельского университета Джеффри Роберт Стернберг, – это не способность, присущая избранным, это навык, который люди осваивают в учебной деятельности”.

Качество, необходимое каждому

– Как три столетия назад умение читать перестало быть достоянием избранных и стало элементарным требованием образования, так в конце ХХ века в креативности стали видеть не что-то особенное, выделяющее талант из ряда обычных людей, а качество, необходимое каждому.
Перемены, происходящие вокруг современного человека, постоянно ставят его перед необходимостью решать новые проблемы, осваивать новую информацию, вживаться в новые коллективы. Современные рабочие места таковы, что они все время требуют создания нового.
В России значимость творческих навыков помимо всего прочего обусловлена самой спецификой ситуации. Теперь нет прежней ясности в том, какие профессионалы нужны стране. Каким должен быть будущий учитель, профессор, государственный служащий?
– Творческое мышление вы понимаете как умение находить новые решения?
– Как умение находить оригинальные и эффективные пути, которые действительно снимают проблему, а не оставляют ее умозрительно разрешенной.
Быть творческим человеком означает быть способным выйти из тупиковой ситуации и увидеть новые подходы к ней.
Если ученикам показать, что любая проблема предполагает поиск адекватного решения и имеет больше чем одно решение, дети очень быстро привыкают действовать именно так и делают это успешно.
Трудно быть “марсианином”

– Почему же большинство учителей предпочитают стандартные методики и подходы?
– Быть творческим человеком очень трудно. Вся история цивилизации является примером сопротивления творческим идеям, в том числе в повседневной жизни. В школах, как правило, существует давление со стороны директора, администрации, других педагогов: не выделяйся.
Сложилась парадоксальная ситуация: хотя учителя подчеркивают заинтересованность в творчестве учеников, они всячески сдерживают творческую активность ребят и даже наказывают за это.
Когда моя дочь была в третьем классе, учительница, желая развить у детей творческое мышление, предложила им притвориться космонавтами на Марсе. У дочери возникло встречное предложение: а давайте я притворюсь марсианином и буду их встречать. В ответ учительница сказала, что это неприемлемо, потому что на Марсе жизни нет.
– С чего начинается обучение творчеству?
– С принятия решения. То есть вы принимаете решение быть творческим, креативным и обучать этому навыку учеников. И намереваетесь твердо придерживаться правила: я не имею права отвергать идеи детей.
Если идея ребенка не понравилась учителю, надо дать себе время обдумать ее. И даже если окажется, что идея не очень хороша, следует быть готовым помочь ученику развить ее. Если же учитель понимает, что задумка хороша, но он недостаточно компетентен в этой области, обязательно надо помочь ребенку найти хорошего эксперта.
Желая обучить детей креативности, старайтесь поддержать в ребенке его чувство уверенности в себе: ты можешь справиться с этой задачей.
Очень важно научить ребенка принимать на себя определенную степень интеллектуального риска. То есть не бояться быть раскритикованным, сказать что-то, что может повлечь взрыв смеха в классе, не опасаться, что тебя попросту “раздавят танком”.
Ученики должны четко понимать, что большая часть дела сопряжена с тяжелым трудом по разработке идеи до того уровня, когда она будет доступна окружающим, принята и оценена обществом.

Вечный двигатель для учителя

– Следует ли из запрета на отторжение новой идеи запрет на неудовлетворительную оценку?
– В креативных задачах как таковых правильных и неправильных ответов нет. Мы не можем учить детей быть творческими, а потом оценивать правильность их решений.
Например, ученик пишет сочинение. О правильности можно говорить с точки зрения правописания. Но не может быть неправильного замысла, неправильного поворота темы или неправильной структуры текста. Здесь возможна градация: лучше – хуже. И учителю придется самому продумать такую многомерную шкалу и аргументировать свои оценки перед классом.
– Какие еще общие принципы надо знать учителю, который стремится развить у детей творческое мышление?
– И учитель, и ученики должны осознать, что знания – обоюдоострое оружие.
Конечно, к знаниям нужно стремиться, нужно знать достаточно, чтобы вновь не изобрести колесо. Но знания могут отрицательно сказываться на творческом процессе. Привычные алгоритмы зашоривают сознание, и человеку бывает очень трудно выскочить из им же самим созданного туннеля.
Поэтому учителю необходимо постоянно заниматься мониторингом собственной активности и, принимая решение, задавать себе вопрос: а не стереотипен ли этот путь?
Нередко от учителей приходится слышать следующее: я уже 20 лет работаю, у меня всегда были золотые медалисты, я знаю, что делаю, и вы меня ничему новому не научите. На самом деле как профессионал учитель является постоянным учеником: он учится у детей столь же многому, как они учатся у него. Дети постоянно меняются, они очень восприимчивы к переменам в обществе и отражают их гораздо более адекватно, чем взрослые. Это вечный двигатель для профессионального роста учителей.
Что там, за пределом?..

– Какие конкретно действия может предпринять учитель, чтобы эти принципы стали реальностью?
– Приступая к реконструкции здания, мы окутываем его лесами. Мне кажется, что в образовании тоже надо создавать систему “лесов”, поддержек для развития творческих навыков. И одним из способов постройки таких “лесов” является постоянное использование ключевых слов: создайте, придумайте, откройте, исследуйте, вообразите, предположите, выдумайте...
Привыкая видеть эти слова в заданиях учителя, дети начинают реагировать на них определенным образом. У ребят воспитывается ощущение защищенности: если я творчески подхожу к задаче, мне не поставят двойку за то, что написанное мной будет отличаться от изложенного в учебнике.
Иногда учителя считают, что они сами должны все придумывать. На первых порах это действительно так. А когда вы вовлекаете детей в творческую атмосферу, все что требуется от вас – это высказать им свои пожелания. И обычно, если дети знают, чего от них хотят, они придумывают все намного лучше, чем учителя.
А чтобы ускорить этот процесс, почаще предлагайте ученикам специальные задачи, требующие творческого подхода. Например, сделать рисунок планеты Земля с точки зрения насекомого. Нарисовать начало времен. Придумать рекламу скучных вещей: дверной ручки, крана в ванной.
– Обычные и креативные задачи на уроке должны встречаться в равной пропорции?
– Необходимо соблюдать принцип баланса. При всей важности развития творческого навыка ученик должен понимать, что для определенных ситуаций существуют правильные и неправильные ответы. Как все мы, написав письмо, возвращаемся и проверяем грамматические ошибки, так учитель должен возвращаться к своему плану урока, к контрольным работам, к домашним заданиям, чтобы постоянно быть уверенным, что там существуют и задачки аналитические, на нахождение точного ответа, и задачки, которые дают возможность ребенку создать что-то оригинальное.

Беседу вел Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru