Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №64/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Путь к хорошему вопросу

От школы, которая дает знания, – к школе,
которая учит их самостоятельно находить

Всегда быть в зоне роста!

Одна из главных тенденций современности: в мире увеличивается процент экономически активных людей. Они выбирают рабочее место не из принципа, сколько я получу денег, а чему эта работа меня научит.
Их кредо: обучение в течение всей жизни. Это не значит – жизнь от зачета к зачету. Просто человек все время хочет быть в зоне роста.
Каким же образом школа может содействовать личностному росту человека? И что значит расти в мире, где на важнейшие вопросы существует множество точек зрения?

Человек “думающий”

Когда ребенок взрослеет, его сознание меняется не только в объеме знаний, но и структурно. Мы все больше узнаем, как устроен мир. Мы обращаем внимание не только на то, что знаем, но и как мы запоминаем, анализируем, принимаем решение. Сегодня многие ученые считают: самое главное – вывести детей на разговор не столько о результатах обучения, сколько об обучении как процессе. Даже самые маленькие школьники могут говорить об этом.
Во время урока желательно останавливать внимание ребят на моментах, когда дефицит знаний становится очевидным. Что мы делаем, когда не знаем, как прочитать слово, когда задание кажется трудным? Что вообще происходит в моей голове, когда я, к примеру, решаю задачу по физике? Как у меня связывается одно с другим? Вначале чтение текста – а в конце вдруг решение. Нередко в общении с детьми мы доходим до общих, однозначных и привычных определений и полагаем, что этим все сказано. Однако стоит только попытаться прояснить смысл процесса, скрывающегося за обобщением, как выяснится, что серьезный разговор еще впереди. Например, учитель укоряет ребенка: это на тебя не похоже, я всегда считала, что ты человек думающий. Но что значит “думающий”? Как конкретно это происходит? Что было на предыдущих уроках в моем мышлении такого, чего нет на этом?

Потерянная игрушка

Итак, акцент в содержании образования смещается с “что?” на “как?”. Как действовать в условиях неопределенности, когда нет шаблона, стереотипа, само собой разумеющегося решения? Когда попросту не знаешь, что делать? Как не пасовать перед неизвестностью? Как справляться с неуверенностью в самих себе, противостоять этому чувству, никогда не теряя желания решать стоящую проблему?
Мы можем помочь детям развить необходимые для этого навыки.
Приведу пример. Дочь пришла к папе и говорит: я потеряла игрушку. А отец задает уточняющий вопрос: ты можешь вспомнить, где ее оставила? Может быть, на диване?
Нет, на диване ничего нет.
Тогда делается следующее предположение: может, в машине?
Девочка смотрит в машине, и действительно, ее игрушка там.
Взрослый вспоминает вместе с ребенком и тем самым моделирует процесс мышления. Еще 2–3 попытки, и, возможно, в следующий раз ребенок в аналогичной ситуации сам будет говорить себе: где я был сегодня утром?
Надо показывать ребенку как можно больше разных возможностей получения знаний. Скажем, понятно, что за выпуск школьной газеты ученик берется прежде всего потому, что ему хочется попробовать себя в этом деле. Но он может учитывать и многие другие вещи, рассуждая, например, так: “Что если вместе с отличницей Машей переводить для газеты статьи о популярной зарубежной музыке? Заодно и в английском можно поупражняться”.

Как настоящие Шерлоки Холмсы

В любом школьном возрасте необходимо развивать воображение. Один из приемов: в ходе занятия на некоторое время закрыть глаза и попытаться мысленно проиграть учебную ситуацию. Предположим, дети изучают процесс пищеварения. Учитель в общих чертах рассказывает про органы пищеварения, про химические реакции, протекающие в желудке. А дальше просит: закройте, пожалуйста, глаза и попытайтесь представить, что вы – кусок гамбургера, как вы попадаете в различные органы, вас обрабатывает желудочный сок...
Прекрасно, когда детям дается инициатива участвовать в процессе добывания знаний. В обучении всегда найдется место для исследования. Простой пример: на уроке природоведения изучаются насекомые. Учитель показывает детям контейнер, одна половина которого освещена, а другая находится в темноте, и спрашивает: как вы думаете, жучки предпочтут темную часть емкости или светлую? Сразу возникнет противоречие, появится несколько точек зрения на дальнейшее развитие событий.
Чтобы дети овладели умением учиться самостоятельно, надо, чтобы они ощущали себя Шерлоками Холмсами, которые ищут знания.
Возьмем конкретную ситуацию. В школе объектом одного исследования стал класс, в котором учитель работал 5–6 недель. Пришло время узнать, как дети усвоили материал, протестировать их. Обычно учителя предлагают общий тест, который они же и создают. Намного лучше сделать так, чтобы ученики сами придумывали вопросы для теста. Скажем, разделить класс на пять групп и пусть каждая группа подготовит по три вопроса по изученной теме.
Потом все вопросы объединяются. Дети отвечают, а после начинается обсуждение. Вместе можно поразмыслить и над тем, какой вопрос был самым лучшим. Почему?
Постановка вопросов – это еще и проверка, насколько хорошо они усвоили тему. Ведь чтобы задать хороший вопрос, надо иметь о ней представление, причем очень глубокое.
Гай КЛЭКСТОН,
профессор Бристольского университета


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru