Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №63/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Светлана ПОПОВА

Школа обычная, негосударственная

А хорошая или плохая – определить очень просто. Достаточно задать себе вопрос: отдали бы вы сюда своего ребенка?

Учебная дача

В конце учебного года небольшую прихожую, всю заклеенную детскими рисунками, венчает утешительный плакат: “До первого сентября всего 97 дней”. Кажется, я опять попала домой? Туда, где хорошо детям, откуда они уходят с неохотой, куда стремятся вернуться.

Трамвайчик от метро “Сокольники” прозвенел мимо пруда и оставил меня в буйных зарослях с названием Большая Оленья улица. Это что, тоже город Москва? Соловей средь бела дня выводил какие-то анафемские трели. Уютному деревянному особнячку подошло бы название “усадебка”.
В домике все маленькое. Это как будто такая учебная дача. В саду. С небольшими комнатками-классами, с верандой для занятий живописью, с лесенками, переходами, закоулками и светелкой психолога под крышей. В отличие от безликих типовых школьных коробок здесь очень приятно находиться. Еще все это похоже на старую библиотеку. Пахнет книгами и деревом.

Негосударственная школа индивидуального развития “Мыслитель” работает с 1993 года. Тогда только начинались частные школы. Можно было предположить сто причин возникновения “Мыслителя”: стремление облегчить жизнь учителя, возможность организовать дело всей жизни, приложение самых невероятных методик обучения. Все проще. Учредителя Елену Николаеву сподвиг на организацию школы… собственный ребенок.
“Очень тяжело было его устроить в школу, практически невозможно, он гиперактивный, – рассказывает Елена Михайловна. – Сейчас таких детей процентов 60, и у нас есть. Частная школа вообще берет на себя самый сложный контингент. Восемь лет назад не было методик, которые необходимы для работы с непоседливыми детьми. Создавали мы школу для ребенка, а потом оказалось, что здесь и реализоваться можно. Я преподавала математику, но сложно сочетать преподавание и административную работу в НОУ, имеющем полный хозрасчет. Начинать было не страшно, страшно стало потом. Тяжелое это дело. Все время приходится пробивать стену. Причем внешнюю. Внутри проблем практически нет”.

Усадебку школа арендует третий год. Здесь есть и детский садик. Существует система пансиона, когда ученик живет в школе с понедельника до пятницы. Правда, педагоги считают, что дети младших классов и дошкольники должны быть все же в семье. Но если родители много работают или уехали в командировку, ребенок может остаться в школе. Есть спальни на несколько человек. Атмосфера вполне домашняя. Дети остаются с удовольствием, хоть все время под присмотром.
В “Мыслителе” обучаются около 130 человек, включая и детский сад. Классы – с первого по десятый, выпускников 11 класса пока не было – школе всего восемь лет. Принимаются все желающие, отбора нет. Но в старшие классы берут, что называется, скрепя сердце. Одно дело – вести своих учеников с начальной школы, отвечая за каждого. И совсем иная ответственность – взять “со стороны” десятиклассника. Его же через два года выпускать. Частной школе не простят чужой недобросовестности.

Величайшее преимущество

В небольших уютных классных комнатках занимаются 5–10 человек. Самый большой класс – 13 детей. Вниманием педагога охвачены все. Контакт тесный и личный. Невозможно сделать вид, что тебя нет, если ты присутствуешь.
Например, в муниципальной школе, где учится моя дочь, 35 ребят в классе. Где тут каждому в глазки посмотреть!
“Дифференцированный подход – величайшее преимущество частной школы, – говорит Алла Кириллова, учитель истории (в “Мыслителе” с первого дня, про нее дети говорят: сижу на уроке как в театре). – Одному даешь и то, и это, и здесь почитай, и там сделай выводы, и карточку; с другим минут пятнадцать приходится беседовать. Вот Дима – читать “умеет”, он визуал, а на слух не очень воспринимает. Антон, наоборот, ловит ушами и лучше всего работает в экстремальной ситуации. Кому-то нужны для работы покой и длительное время, кто-то свернет горы под острый стимул, когда решается, четверка или тройка.
Не все дети изначально ориентированы на учебу. Тем радостнее слышать, что папа Семы из-под головы у заснувшего за столом сына вынул учебник. Для папы это было открытие. Никогда раньше такого не случалось. Ребенок понял, что нужно не только открыв глаза слушать, но еще и работать”.

Частная школа всегда отличается некоторой тепличностью, дети ухоженные, присмотренные. Но домашние задания выполняются в “Мыслителе” самостоятельно. Определенное время отведено для подготовки уроков. Преподаватели основных дисциплин находятся в школе и консультируют. У детей нет необходимости списывать. Ребенок знает, что проверят домашнее задание всегда, и не формально, а по существу и у доски. Чем шустрить, проще сделать или подойти спросить. Успевают по-разному: нельзя сказать, что прямо все такие в “Мыслителе” отличники. Это дети. Но четкая организация процесса плюс мастерство учителей включают в работу даже самых нерадивых.
Кстати, родителей, которые за свои деньги ожидают от учителей только пятерок, в школе не наблюдается. Любителям нарисованных оценок здесь делать нечего. В “Мыслитель” приходят целенаправленно – за образованием, за знаниями.
Отбора при приеме в школу нет. Есть собеседование с психологом и тестирование, которое помогает выявить возможные проблемы, дать рекомендации педагогам и родителям. Возьмут учиться и ребенка с задержкой развития, если нет большой патологии. Только если сильно болен – откажут: так пришлось отказать девочке с пороком сердца. Все-таки школа не лечебное, а учебное учреждение.
“С нашей точки зрения, делить классы на гимназический, обычный, коррекционный негуманно. Учить следует всех одинаково”, – говорит Елена Михайловна.
Школьный психолог Наталья Найденова ведет в средней школе занятия по своему предмету. Дети ее любят и с удовольствием забираются по деревянной лестнице в кабинет психолога – в светелку под крышей – не только рассказать о своих проблемах, а и просто так.
“Двух учеников пришлось отчислить в этом году, – печалится директор школы Татьяна Богданова, – впервые за семь лет. Совсем ребята не вписывались в традиции нашей школы, причем даже не по отношению к учебе, а по поведению, по характеру. Консультировались с психологом, официально предупреждали родителей. Делали все от нас зависящее, но мы бессильны перед проблемами в семье. Отчислили, когда поняли, что это вредит другим “.
Врач дежурит в школе ежедневно. Педиатр с 20-летним стажем осматривает пришедших в школу каждое утро, а маленьких отслеживает и в течение дня.
Во второй половине дня начинается дополнительный цикл. Работают художественная и музыкальная (фортепиано, гитара, скрипка, вокал) школы. Есть спортивные секции: борьба ушу, плавание, волейбол, баскетбол, футбол, теннис, шахматы. Все это и зимой и летом. Можно пробовать себя везде.

Самые строгие и любимые

Институт прикладной статистики проводит независимый ежегодный опрос по специально разработанной программе. Сотрудники института беседуют с детьми, взрослые при этом не присутствуют. Вопросы помогают определить отношение к учителю, отношение к предмету, степень тревожности ребенка. Результаты обрабатывает компьютер. Школа индивидуального развития “Мыслитель” тоже проходила в апреле такое тестирование. Выводы очень интересные: самыми любимыми у детей оказались наиболее требовательные и строгие учителя. При огромной загрузке и большой тревожности, в школе высочайшее отношение к преподавателю. А ведь расположенность к педагогу – основа успешного обучения: влюбляешься в личность – переносишь отношение на предмет. Институт обследует порядка 300 московских школ. Среди них по отношению к предмету литература у “Мыслителя” первое место.
Математик школы Ольга Лифанова, учитель с пятнадцатилетним стажем, методист, по результатам опроса Фонда Сороса (первокурсники институтов называют имя учителя, который дал наибольшее количество знаний по предмету) входит в десятку лучших учителей Москвы.

Здесь занимаются только по государственным программам. Это для того, чтобы ученик мог безболезненно перейти в любую другую школу. В качестве факультативов педагог может предлагать что-то свое. Ольга Лифанова, например, работает по программе Шаталова.
В “Мыслителе” учатся дети со всей Москвы. Ездят даже из области: из Сергиева Посада, Королева, Чехова. Маленьких возят родители, старшие добираются сами. Есть и организованная доставка за дополнительную плату: на легковой машине, с охраной, с телефоном; на маршруте четыре ребенка.
Когда страну захлестнул кризис, чтобы не потерять детей, школа брала с родителей минимальную плату. Перешли на бартер: кто помогал мебелью, кто оборудованием, продуктами. Через год начался подъем экономики, стало легче.
Напрасно предполагать, что оплата за обучение идет на обогащение учителей. Педагог получает в частной школе примерно две ставки обычной школы. Кто знает, какие это суммы, поймет: еле-еле, чтобы жить. Не разгуляешься. Много съедает арендная плата. Да и система налогообложения в России – драконовская, дурацкая.
Всегда недоумевала: почему у сотрудников музеев, учителей, библиотекарей такие зарплаты – не смехотворные, наоборот, рыдательные. Нашлось и отвратительно успокаивающее объяснение. Представьте себе, что педагог или смотритель музея получает 600 долларов. Сколько случайных людей тогда окажутся там, где должны и могут адекватно работать только фанатики.

Вызов на чашку чая

Не секрет, что сейчас мало кто в семьях и школах занимается воспитанием как таковым. Заместитель по воспитательной работе в школе “Мыслитель” Андрей Галкин – человек уникальный, имеет три высших образования: педагогическое, юридическое и театральное (режиссер). Двадцать лет назад Андрей Викторович создал детскую республику “Ювента” при Университете дружбы народов. Нечто похожее на систему самоуправления “Ювенты” Галкин перенес и в школу. Детьми выпускается газета, организованы дежурства. Работает Центр дружбы, в него вошли самые активные и дружелюбные ребята. Обидчики вызываются Центром дружбы на чашку чая. Вот пригласили одного третьеклассника по просьбе начальной школы: обижает, обзывает, дерется. Пришел, дерзкий, и сразу стал сам жаловаться:
– А меня Эльгам бил в компьютерном классе!
– Вот мы поместим фотографию Эльгама в Интернете, пусть весь мир знает, что он плохо воспитан.
И сфотографировали виновника. После этого бои местного значения прекратились.
Компьютерный зачет в школе проходит так: каждый ребенок на своем уровне делает собственную компьютерную страничку. Ученики начальной школы составляют для веб-странички резюме, старшие умеют уже работать со сканером – текст сопровождают картинки и фотографии. Самые взрослые делают общешкольный сайт. Программа на следующий год – журнал о происходящих в “Мыслителе” событиях. В журнале будет несколько степеней защиты, потому что, помимо общей информации, будут сведения только для ученика, только для родителей. Разместятся и сведения из детских дневников.
“Научатся взламывать программы? – говорит Евгений Николаев, маршал всех детских компьютерных побед. – Так это же хорошо!!!”
Школа работает с Центром дистанционного образования “Эйдос”, его возглавляет научный руководитель школы Андрей Хуторской, академик, заместитель директора Института общего и среднего образования. Центр “Эйдос” ведет проектную деятельность, задача которой – научить детей применять на деле полученную информацию. Ребята уже успели поработать в компьютерных проектах “День святого Валентина”, “Моя Победа”. Над проектом по живописи “Прошлое, настоящее и будущее”, посвященным новому тысячелетию, они трудились вместе с педагогом по живописи Софьей Стафецкой. Лучшие работы были помещены в Интернете на сайте “Эйдоса”. Из учеников “Мыслителя” трое детей попали в десятку лучших. Первоклассник Гриша Пичул даже получил электронное письмо от одного американского писателя с просьбой разрешить опубликовать Гришины работы в книге “Глазами детей”.
Найти информацию о школе в “паутине” очень просто: в системах Rambler или Aporte в окошечке поиска набрать “Школа “Мыслитель” и дать команду.

Наш разговор проходит в учительской. Время от времени вваливаются с шумом дети; учительница жалуется: “…а экзамен в конце года он сдал хуже, чем учился”; входят радостные люди, восклицают: “О-о!”, увидев других людей; заваривается чай, выкладываются абрикосы… Все время звонит телефон: “Приезжайте, и обязательно вместе с мальчиком!” Это родители подыскивают школу ребенку на следующий год. Вот принесли толстую пачку фотографий, на них какой-то праздник.
“А это мы учинили в конце учебного года, – рассказывают учителя. – С утра был праздник для детей детского сада, гала-концерт всех классов, вручение дипломов и грамот. Потом младших детей отправили в зоопарк, старших – на теплоходе. А родителей собрали в школе, сделали кафе на воздухе – шарики, зонтики, с конкурсами, танцами и песнями.
Наблюдение: в самых дружных классах оказались и самые дружные родители”.
Хорошая школа или так себе – родитель определяет просто: задает себе вопрос, отдал бы он туда своего ребенка. Отдала бы я свою дочь в “Мыслитель”, будь у меня материальная возможность?
Вот ответ. К педагогам такого уровня? В класс, где меньше десяти детей? В “усадебку” на свежий воздух? К замечательным людям? Да ни секунды не медля! Сегодня же! Сейчас же!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru