Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №62/2000

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

КРУГОСВЕТНОЕ ОБОЗРЕНИЕ КАЛЕНДАРЯ

СЕНТЯБРЬ

  • Сентябрь завершает третью четверть года (не путать с расписанием в школе).
    Древние брали в расчет 3/4 возраста человека. По их расчетам, это возраст крепости камня; свет достигает совершенной формы и плотности.
    Тому же впечатлению способствует осеннее равноденствие — природа в равновесии, и если весной equinox означает полноту и размах планов и проектов, то теперь это полнота результата.

  • Урожай собран. Сентябрьское изобилие не менее чем равноденствие собирает праздники. Этот месяц заслуженно считается праздничной корзиной. В этом с ним может соперничать только май.

СФЕРЫ СВЕТА

Бусины, которыми тысячу лет назад дети играли в шашки, особенно те из них, что выточены из бирюзы, — ими играли за белых — на удивление напоминают маленькие глобусы.
Всякая бусина есть замкнувшаяся до яркой голубой точки Земная Сфера, или какая-нибудь другая фиолетовая или бордовая планета. Можно подумать, что игроки перекатывали на ладонях всю Солнечную систему.
И это не простое совпадение. Византия, где устраивали эти игры в бисер, весьма своеобразно относилась ко времени и пространству.
И такие — по крайней мере теоретические — фокусы, как уменьшение (до бусины) всего земного мира или рост (до неба) любого источника света, свечи или лампады, были ей вполне доступны.

1 сентября наступал Новый год по византийскому календарю. И это не было связано с астрономическими наблюдениями, как это часто бывает у других народов. 1 сентября 312 года император Константин Великий одержал победу над своим соперником, язычником Максенцием. После этого он принял христианство и объявил свободными от гонений всех приверженцев этой религии.
1 сентября считается началом эры христианской свободы.В честь этого и было установлено новогоднее празднование.
Между тем сложные игры с уменьшением видимого света до размеров бусины и ростом его обратно до пределов небесной сферы — продолжились.
Есть теория, разработанная греческими учеными в четырнадцатом веке. Она рассматривает год как подобие Солнца, как Сферу Света.

Сфера рождается из точки (Рождественской звезды) и далее растет, умножаясь в объеме. От мгновения Рождества протягивается луч к Сретенью (15 февраля). Время как будто учится ходить пешком, по прямой линии.
Луч тонок, ему грозит опасность разрыва, погружение во тьму (по- своему эта драма явлена в напряжении Великого поста, который весь — трепет и звон линии, ломкого луча.)
Но наступает Пасха, и луч растекается солнечной скатертью, которой уже не страшен единичный случайный разрыв.
В июне, приближаясь к моменту летнего солнцестояния, свет делает следующий шаг в своем росте, распускается в объем. Для христиан это обретение трехмерия отмечено праздником Троицы.
Так свет достигает максимума, но затем не убывает, а таинственно преображается (см. праздник Преображения, или Яблочный Спас, который приходится на 19 августа по новому стилю). Свет, подобно плодам урожая, наливается тяжестью, обретает материальную плоть.
Сложная жизнь света продолжается и дальше, осенью он замыкается под Покров (14 октября) и делается уже невидим — это самая сокровенная стадия в жизни света, в которой он вступает в зиму (его как будто заменяет на время снежная белизна); “планета” света разворачивается к нам обратной стороной, и Земля замирает в ожидании следующего Рождества.
Геометрия предлагает модель, которая демонстрирует весь процесс "роста” света" максимально наглядно. От точки к линии, далее к плоскости и объему и наконец к состоянию сокровенному, невидимому. Математики сказали бы — четырехмерному. Это весьма наглядная модель — мы пользуемся ею как простой основой, обозревая месяц за месяцем Праздничный календарь.

В самом деле, можно представить, что время не тянется, как бесконечная нить, изо дня в день, но представляет собой — скажем так — весь клубок сразу. Кстати, если год представляет собой “планету”, то путешествовать по нему можно, двигаясь из любой точки. Нет никакого противоречия в том, что каждый календарь чертит свой маршрут по планете года.
Случается, что пути эти пересекаются. Совпадений (перекрестков!) великое множество. Эти перекрестки — праздники, общие для всех.
Таковы точки зимнего и летнего солнцестояния, а также весеннего и осеннего равноденствия. В сентябре свет проходит точку равноденствия, собирая целый урожай праздников.
Иные народы отмечают в это время начало года, в частности те из них, что пользуются лунно-солнечным календарем. (Так, у евреев начало года — праздник переходящий, первый новогодний день наступает для них в диапазоне от 5 сентября до 5 октября, но центром притяжения праздника остается точка осеннего равноденствия.)
На Руси сентябрь также был новогодним месяцем, с 1492-го по 1699 год. Так средневековая Московия поддерживала византийскую систему летосчисления. До этого времени год у нас начинался в марте, а начиная с 1700 года новогодний праздник по указу Петра I переехал на январь.
Однако остались многие обычаи и само отношение к сентябрю как к началу очередного цикла во времени.
Это очень просто представить себе школьникам и учителям — новый учебный год начинается у них первого сентября, в День знаний.
Православная церковь, по-прежнему поддерживая византийскую традицию, начинает счет года 1 сентября по старому стилю (соответственно 14-го — по новому). При этом церковный праздник называется Новолетие: земное лето закончилось, начинается лето сокровенное, а значит, настоящее.

ВСТРЕЧА УРОЖАЯ

Праздники, с этим связанные, тянутся весь месяц. Начиная со Свекольницы (2 сентября) и кончая Медовой Девятиной, которая приходится на октябрь, но по старому счету была все равно сентябрьской, — каждый фрукт, овощ или иной плод имел свой собственный праздник. День сбора или заготовки
(7 сентября — Тит, грибной день).
Или первого вкушения.

Есть и общие дни.

  • 12 — Свытник. Свивают ячменные стебли с льняными и овсяными, загадывая будущие урожаи.

  • Но излишества наказуемы. Об этом напоминает
    11сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи.
    Этот день — исключение. Нельзя есть круглое (в память о голове Крестителя) — картофель, к примеру, или яблоки. Исключен борщ, ибо под запретом капуста. И ни в коем случае нельзя плясать и кричать веселые песни. (Потому что плясала Иродова Саломея).

  • 7сентября — БОРОДИНСКАЯ ГОДОВЩИНА
    В первое воскресенье сентября на Бородинском поле устраивается театрализованное представление.

  • 2 сентября — Официальное окончание Второй мировой войны.
    2 сентября 1945 года Япония подписала акт о капитуляции. Вторая мировая война закончилась на следующий же день (плюс шесть лет) после ее начала (1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу).

  • 1 сентября 1866 года в Москве была основана  Консерватория.

  • 12 сентября — День рождения русского частного и общественного (не государева) театра. В этот день в 1882 году была отменена императорская монополия на театры. Открытие в Москве театра Корша.

  • 14 (1) сентября Старомосковский Новый год,

  • О Дне города в Москве
    С сезоном москвичи, несомненно, угадали.
    Сентябрь есть сумма истинно московских отмечаний. Во дворах и парках и прочих отмеченных золотой осенью сокровенных местах. Новоизобретенный День города, однако, более склонен к парадам перед мэрией и иным казенным штукам.
    Почему до сих пор отцам города не пришла простая мысль — отмечать этот день
    как новогодний, новолетний маскарад?
    Ведь это же старинный, допетровский Новый год!
    У которого были свои обычаи и характерные черты. (См. День Брадобрития).

  • 14 — Летопроводец. Завершается сев озимых хлебов.
    Начинается большое бабье лето.
    Девки бегают хоронить мух. Заворачивают их в пожухлые листья и закапывают в озимую пашню.Новое лето отмечалось тем, что в печи разводили новый огонь.С Летопроводца в старину праздновались свадьбы.

  • 23 — Рябиновый праздник. С этого дня (если на неделе архистратиг Михаил ударил заморозком) она делается окончательно сладкой. На заготовку рябины отправляются всей семьей. Огненные гроздья раскладывают среди запасов на зиму. Считается, что она отгоняет нечистую силу.
    Точно так же рябиной, как мелом Хомы Брута, можно очертить вокруг себя круг — и отогнать бесов. Посему гроздья вешали также на окна.
    Принесенные с мороза ягоды помогают при головной боли.

  • Середина сентября — время чудачеств и заумных изобретений точнее, Новое лето, НАЧАЛО ИНДИКТА, или ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ

  • 19 — день архистратига Михаила. Заморозки по ночам. Михаил прохватывает землю ледяным мечом.Еще в этот день отмечают именины Архипа. На Архипа заготавливают на зиму дрова. Притом наблюдение следующее: если много опилок упадет на землю, много денег уйдет на ненужные безделушки.
    Посему нужно стричь дерево экономно и аккуратно.

  • Одна из праздничных пародий Петровского времени: москвичи, не простив царю переноса Нового года на январь, демонстративно отмечали сентябрьское Новолетие, при этом представляя карикатуры на новые порядки: бритье бород, курение и немецкие манеры.

  • 4 сентября бесится (празднует) леший. В поле переворачивает копны, на гумне ставит все вверх дном. Гремят цепы и бродят странные огни.

  • 6 — утренние лесные заморочки. Лес манит в свое нутро странным цветком или бегающим огнем.

  • 18 — выходит Кумоха, глаза слизняками. С лица худая и синекожая. Любит одеваться в чужое и глядеться в зеркало.
    Родившийся в этот день — бродяга. Годится только в пастухи. Лесная нечисть его тронуть не может, поэтому любое дальнее дело, требующее захода в глухомань, поручается ему. Его Кумоха не тронет, бесплодница не зацелует.

  • 24 сентября. Начинается продажа сбитня и прочих горячительных напитков. Под дно бочки со сбитнем купец подкладывал монетку, для пущей торговой удачи. Начиная с XIX века так поступают уже все торговцы напитков. Тот же, кто покупал кружку сбитня, пил ее, прижимая ко дну свою монетку — чтобы все деньги не ушли на питие.

  • 26 — "дождь к земле припадает". В этот день с небес изливается
    вода самая целебная. Плоды урожая, ею омытые, сохраняются без порчи. Говорят, в древности в этот день было всеобщее обливание водой.

  • 10сентября ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЛЬВА ТОЛСТОГО Вообще говоря, он родился в августе, 28.08.1828. Это обилие восьмерок в дате рождения весьма его интересовало — он искал в этом тайный смысл. Пифагорейские его опыты закончились изобретением Чистых Чисел, символов всеобщей гармонии.
    Нужно сказать, что в те годы даже в официальных формулярах зачастую опускали цифру 1 — словно Россия переехала прямо во времена византийские.
    Согласно такой записи, Толстой писал “Войну и мир” в 860-е годы, времена Кирилла и Мефодия.

НЕСЛУЧАЙНЫЕ СОВПАДЕНИЯ

  • 21 (8) сентября Российская империя объявила этот день 862 года датой своего рождения.
    В этот день в 1380 году состоялась победа войск Дмитрия Донского на Куликовом поле.
    В 1802 году в этот день были учреждены министерства.
    Но главный праздник в этот день — РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
    Вообще говоря, евангельская история составляет контрапункт истории римской, имперской; Богородица и Империя — понятия трудно совместимые.

  • На следующий день, 22-го — семейный праздник, в память о родителях Богородицы, Иаокиме и Анне. Московские жители не могли толком выговорить
    "церковь Иоакима и Анны", потому улицу, на которой стояла эта церковь, они начали называть Якиманкой.

ПРИБЛИЖЕНИЕ ПОКРОВА

  • 27 — Крестовоздвижение
    Один из двенадцати главных (не переходящих) праздников в году.
    Единственный из больших праздников, который посвящен не жизни самого Иисуса, а событиям, состоявшимся много позже.
    Праздник установлен в честь обретения в 326 году царицей Еленой Честного и Животворящего Креста Господня в Иерусалиме.

  • 30 — Вера, Надежда, Любовь и матерь их Софья (Премудрость).
    Осенний женский день. Сумма имен, сама за себя говорящая.
    Еще этот день называется бабья выть — праздничное бабье лето заканчивается.
    В августе оно было молодое, потом в сентябре созрело, и вот окончание.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"