Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Вячеслав РЕДЮХИН

Разработать программу развития образования – полбеды

Ее нужно еще и осуществить. А именно здесь нас подстерегают десятки чиновничьих ловушек, о которых не стоит забывать...

Речь пойдет о программах регионального развития, в том числе и в области образования, которые создают сегодня наши управленцы. Если спроецировать трудности, возникающие при составлении этих программ, на задачи, которые приходится решать каждому директору школы, то окажется, что они очень похожи. Поэтому мы попросили директора Института развития регионов и муниципальных образований Вячеслава Ивановича Редюхина очертить круг вопросов, которые возникают перед авторами программ, и рассказать, как их можно разрешить.

На что ориентироваться? Такой вопрос в неявном виде встает в программах развития, и ответов несколько.
1. На деньги... Эта очевидная ориентация вполне понятна, учитывая остаточный принцип финансирования образования, низкую оплату труда работников образовательных учреждений, отсутствие социальных гарантий на будущее.
Предпринимательская деятельность образовательных учреждений сегодня обнаруживает явно прагматический уклон в ущерб образованию. Устоит ли государственная школа от соблазна ухода от своих прямых обязанностей в пользу дополнительных услуг? В немалой степени это зависит от того, каким путем пойдет развитие негосударственных образовательных учреждений.
2. На автономность... В надежде на мобилизацию творческих сил педагогических работников, ощутивших вкус свободы и самореализации. Это требует решения вопроса о социальном статусе учителя: наемный работник или государственный чиновник? Создания соответствующей нормативно-правовой базы, нормативов прямого финансирования, иных подходов к учредительству, возможного перехода на договора и контракты.
3. На науку... На новые педагогические технологии, отечественные и зарубежные образовательные модели, инновационные подходы к управлению. Это требует осторожного подхода к способам подготовки профессиональных кадров. Опыт показывает, что инновации могут безболезненно приживаться только там, где уже существует некое осознанное представление о профессионализме, пусть традиционном.
4. На кооперацию... В условиях недостаточности можно требовать внешних резервов, а можно и изыскивать внутренние ресурсы. Всегда в качестве ресурса есть возможность вступить в кооперацию и сотрудничество. Например, с другими отраслями и ведомствами: молодежь и спорт, занятость и трудоустройство, градостроительство и землепользование, медицина и здравоохранение, бизнес и предпринимательство. Но этому мешает постоянно декларируемый идеологический тезис о приоритетности социально-образовательной сферы. Легче, конечно, нечто провозгласить, чем суметь быть реально полезным для города, для повышения качества жизни и горожан, и населения окружающего региона, и именно за счет этого привлекать финансовые и содержательные инвестиции. Это непривычно для традиционных бюджетников, привыкших соединять в себе функции и заказчика, и исполнителя.
Ориентация на Министерство образования остается лишь постольку, поскольку в профессиональном сознании администраторов образования сохранились социальные рефлексы и инстинкты. У федеральных руководителей образования, которые сами лишены поддержки сверху, остался в руках лишь пульт да бездействующие кнопки.
Если в образовательных регионах не будут запущены процессы кооперации по вертикали и горизонтали, то разграничение полномочий и компетенций государственной и муниципальной власти, соответствующее разделение потоков финансирования грозят превращением Министерства образования (и подведомственных ему структур) в Государственную инспекцию по соблюдению процедурных норм и стандартов образования, наподобие ГИК – госинспекции качества овощей.
Зато во все большую зависимость в связи с процессами муниципализации администраторы образования попадают от губернаторов и мэров, выступающих как региональные политики. Образовательная политика начинает определяться региональными проблемами занятости и трудоустройства населения, миграции, молодежи, экологии и здоровья, безопасности и порядка, градостроительными проблемами и проблемами малого бизнеса.
При этом наличие концепции развития образования, регионального закона об образовании как составной части Устава города и региона, которая в состоянии разрешить своими образовательными средствами некоторые социально-экономические проблемы региона, в принципе может явиться не декларативным, а реальным средством демонстрации и реализации ценностей образования.
Правильный выбор политических стратегий нужен, конечно, в первую очередь для того, чтобы в регионах лучше стало жить и учиться детям, подросткам, молодежи.
Методы противодействия осуществлению региональной программы развития
Мало создать программу развития даже наилучшим способом – нужно ее еще и реализовать, реорганизуя работу на местах. Иначе может случиться, что одни будут осознавать новую ситуацию и работать по-новому, а большинство будет продолжать жить не в новых, а в старых мифах, что неминуемо приведет ко всякого рода сбоям. Порой понимание именно этих предстоящих сложностей заставляет управленца с самого начала отказаться от реформаторского замысла.
Процессы развития вызывают в социальных системах смещение равновесия. Меняясь в чем-то одном, они должны быть стабильными, сохраниться в других, как правило, основных своих качествах. Поэтому необходимо учитывать и степень сопротивления привносимым нововведениям. Оно носит в значительной мере объективный характер и не есть плод консерватизма и некомпетентности каких-то конкретных работников. Любая техническая, биологическая, социальная система стремится при любых изменениях сохранить свою стабильность и целостность. Всякие попытки изменения ее внутреннего и внешнего состояния воспринимаются как угроза своему существованию, и в ответ система старается парировать, локализовать и отторгнуть нововведения.
В этом есть здравый смысл. Ведь всякое изменение характеристик неизбежно противостоит уже сложившейся системе с ее уже увязанными между собой и пригнанными друг к другу связями, целями, нормами. Так как базовый процесс (например, образования) остановить нельзя, приходится делать это на ходу. Привносимая инновация на какое-то время сбивает настройку функционирования и требует частичной или полной перестройки обеспечивающих его механизмов.
Поэтому с точки зрения сложившейся системы и входящих в нее элементов для обеспечения ее эффективного и бесперебойного функционирования лучше всего было бы вообще никогда и ничего в ней не менять. Поэтому, даже если в регионе становится очень плохо, вытащить себя самого из болота за волосы без внешнего участия порой практически невозможно.
В основе сопротивления инновациям может лежать множество причин, в том числе и социально-психологических: страх перед возможной утратой социального статуса; отсутствие убежденности в необходимости изменений; недовольство переменами, насаждаемыми сверху; отсутствие доверия и уважения к лицам, инициирующим изменения...
В массовом сознании и поведении работников, имеющих негативную установку на изменения, сложился набор определенных стереотипных реакций при обсуждении программ развития. Поскольку мало кто рискнет открыто высказать сомнение в необходимости проведения нововведений, которые активно поддерживает руководство, эти стереотипы нуждаются в мимикрии и приличном выражении. Формы последнего должны быть таковы, чтобы обеспечивать их носителям неуязвимость с позиции общественных ценностей, с одной стороны, и защиту от нововведений – с другой. Этот набор стереотипов антиновационного поведения включает в себя вариации на тему “Да, но...”:

“...Это у нас уже есть”. Приводится пример, действительно сходный в некоторых чертах с предлагаемым новшеством. В этом случае разработчик инновации вынужден доказывать значимость различий между тем, что есть, и тем, что предлагается, а также неправомерность и обманчивость примера, приведенного его оппонентом. В данной ситуации есть реальный шанс поставить исход дела в зависимость от искусства полемики обеих сторон, поскольку аргументам различия нетрудно противопоставить аргументы сходства, ничуть не ставя под сомнение необходимость перемен вообще, а только целесообразность именно данного предложения.

“...Это у нас не получится”. Перечисляется ряд особенностей и объективных условий, которые, по мнению говорящего, делают невозможным данное нововведение. При этом, если в качестве инициатора нововведения выступает “свой”, – преобладают доводы внешнего порядка, если предложение пришло “извне”, то упор делается на местную специфику.

“...Это не решает наших главных проблем”. Работник, который не желает, чтобы данное нововведение осуществилось, принимает позу сторонника еще более радикальных решений. Новшество в этом случае получает образ паллиатива, инициатор изменений – черты недостаточно смелого и активного проводника подлинного прогресса. Поскольку разведение понятий “главное” и “второстепенное” – дело интерпретации, возможность провала инновации почти гарантирована.

“...Это требует доработки”. У новшества выделяются его действительно недостаточно отработанные элементы, которые всегда неизбежны, так как всякий проект нуждается в апробации и доводке в рабочем режиме. Тем самым новшество наделяется характеристикой “сырого”, “не продуманного до конца”, а значит, хотя и очень нужного, но не готового к применению.

“...Здесь не все равноценно”. В данном случае делается ставка на отсечение некоторых деталей по любому из названных выше соображений. В результате инновация теряет свой смысл, так как не может дать ощутимого эффекта из-за утраты целостного инновационного потенциала.

“...Есть и другие предложения”. Подразумевается еще одна вполне реальная инициатива, выдвигаемая другими лицами или организациями, альтернативная данной. Тем самым инициатор нововведения ставится в конкурентные отношения с параллельными инноваторами. Это перемещает проблему решения вопроса в сферу их взаимоотношений между собой.

Но даже если внешне программа развития принята безропотно, а противник инноваций – управленец, то он имеет свой управленческий набор методов лоббирования.

Метод “конкретизирующих документов”. Для реализации программы необходимо не только принятие постановлений на уровне региона, но и их оформление на других уровнях: комитетов, управлений, отделов, образовательных учреждений... Требуется подготовить документы, должностные инструкции, положения, конкретизирующие программу и концепцию. Тут открывается некоторая амплитуда колебаний в возможном толковании исходных положений. И, что еще важнее, в их дополнении и детализации. И то и другое вполне может вестись в сторону снижения масштабов и действенности реформ. Главное средство для этого – ограничения на использование новых средств, на диапазон их распространения, на объем содержания.

Метод “кусочного внедрения”. Под видом этапности освоения какого-то новшества, его углубленной проработки выделяется и реализуется лишь один или несколько отдельных элементов. Естественно, эффекта не получается, что дает основание говорить о его неудаче и требовать все вернуть в исходное положение.

Метод “отчетного внедрения”. По своей сути – это расхождение между номинальным и фактическим использованием (употреблением) новшества. По отчетам, все работает по-новому, а фактически ничего не изменилось. Данный метод является основным для парализации инноваций в самих оргуправленческих структурах.
Таким образом, разработка программы, построение добротной концепции, принятие решений о реорганизации управления, оснащение управленцев оргуправленческими средствами, работа по содержательному наполнению образовательных процессов, нормативное закрепление новых форм отношений не являются достаточной гарантией того, что программа развития будет реализована в полном объеме и даст ожидаемый эффект. Как всегда, все решают кадры и человеческий фактор.
Основой для разработки стратегии построения и реализации программ может являться следующий концептуальный принцип: “система только тогда будет открыта нововведениям, когда их проведение станет условием ее сохранения”.

Нововведения должны предстать выгодными для всех, кого они затрагивают. Для этого уже при запуске построения программы необходимо детально проанализировать возможные причины начального отторжения инноваций и причины их последующих деформаций. Вскрытие способов отторжения само по себе является ресурсом развития и способом устранения будущих препятствий.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru