Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело


Елена ХИЛТУНЕН

У самых истоков речи

Научиться владеть своим голосом, своей интонацией – один из самых важных шагов в постижении языка

Каждому известно, что речь ребенка начинается в раннем младенчестве с произнесения отдельных звуков-криков, которые потом постепенно превращаются в слова. Язык – это сложнейшая мелодико-звуковая система, создававшаяся людьми в течение многих тысячелетий и постепенно изменявшаяся. Каждый народ создавал его самобытно, стремясь сделать средством выражения своих мыслей, чувств, желаний.
Зарубежные исследователи прошлого века (Жанэ, Шпильрейн, Мейн, Штерн) полагали, что первые слова ребенка наделены особой силой. Они скорее выражают приказание, чем осмысленное название предметов. А многие выражения, в которых взрослым видится некий смысл, есть лишь только выражение аффекта, некоей эмоции. Жан Пиаже даже подозревал в них нечто магическое, призывающее к определенным действиям.
И все-таки речь нам дана прежде всего для самовыражения. Поэтому важно, чтобы и развивалась она наиболее естественным и рациональным путем. Большое значение, например, имеет голос. Он должен быть хорошо слышен окружающим, а произносимые слова – четкими и ясными. Это невозможно без правильного, полного дыхания. Когда врачи призывают молодых мам без устали ежедневно по нескольку часов гулять с ребенком, они заботятся в том числе и о развитии дыхательной системы, которая потом поможет малышу хорошо и отчетливо говорить.
Голос – это колебание воздушной струи. Колебание создается тем, что выход воздушной струи при выдохе перекрывается эластичной преградой – сомкнутыми голосовыми связками. Крепость мышц и подвижность грудной клетки нужны для сильного голоса. Мы во рту создаем звуки гласные и согласные. Но сам по себе голос слаб, он требует усиления, резонирования. Оно создается от соприкосновения с какими-то полостями с твердыми краями, отталкиванием от какого-то дна.
Замечательный знаток русского языка, ученый и учитель Гавриил Михайлович Макаров говорит, что необходимо выработать в себе и передать ребенку глубокое дыхание и голос с грудным резонированием. Это обеспечивается системой специальных упражнений. Чтобы ребенок заговорил, он должен слышать правильную речь взрослых и свой собственный голос. Так что, тренируясь говорить, взрослые, окружающие ребенка, невольно помогают становлению его речи.
Отчего же не потренироваться родителям и наставникам?
Вот несколько упражнений для выработки дыхания как основы для грудного голоса, предложенные Г.Макаровым.
1. Лежа выпятить живот, контролируя это руками, счет раз, два. При этом происходит вдох. На счет три-четыре глубоко втянуть живот. При этом происходит напряжение грудобрюшной преграды (диафрагмы), что крайне необходимо для опоры голоса. Расслабиться, сделать паузу, повторить упражнение.
2. То же упражнение, но стоя.
3. Втягивание живота продолжить расширением и движением грудной клетки, но опять-таки без подъема плеч.
4. Сидя на стуле или скамейке, зафиксировать ступни ног, медленно наклонить корпус (вдох), подъем (выдох). Усилить упражнение можно двояко: а) руки не вдоль корпуса, а на затылке; б) руки вытянуты над головой.
При произнесении слов не менее важно, чтобы рот хорошо открывался и звук посылался вперед. Это называется “артикуляция в маску”.
Открытость рта, как пишет Г.Макаров, легче всего освоить при произнесении низкого гласного “а” и его сочетаний с согласными. Для контроля желательно пользоваться зеркальцем.
Посыл звука вперед достигается тем, что ему как бы дается толчок в передней части рта (маска) при энергичном движении губ. Звуки как бы выталкиваются вперед подобно мячикам. Этот посыл легко освоить, сопровождая произнесение звуков бросающим движением руки вперед.
Итак, развиваем грудной голос, раскрываем рот и артикулируем в маску! Если ребенок от окружающих будет слушать любую речь с подобными голосовыми качествами, он гораздо легче впитает родной язык.
Но далеко не всегда рождается совершенный, лишенный дефектов язык. М.Монтессори писала в статье о дефектах речи, обусловленных воспитанием: “Если мы находим прелесть в человеческой речи, то нельзя не пожалеть тех, кто не умеет правильно говорить. Эстетическую концепцию воспитания нельзя мыслить, не уделив особого внимания совершенствованию членораздельной речи. Хотя греки передали Риму искусство воспитания речи, это искусство не вдохновило потом гуманистов, больше заботившихся об эстетике обстановки, чем о совершенствовании человека. Только теперь мы начинаем исправлять педагогическими мерами серьезные дефекты речи. Упражнения эти в существенной мере состоят в уроках молчания, дающих покой и отдых органам речи, и в терпеливом повторении отдельных гласных и согласных звуков. К этим упражнениям присоединяют еще гимнастику дыхания. В мой метод входят все упражнения, необходимые для исправления речи”. К таким упражнениям М.Монтессори относит упражнения в молчании, подготавливающие ребенка к совершенному восприятию новых звуков; уроки в отчетливом произношении слов вслед за наставницей; упражнения в графической речи, анализирующие звуки в процессе перевода их в буквы и складывания или писания слов; гимнастические упражнения на тренировку дыхания и артикуляции.
Голос – это то звучание, из которого, создавая преграду воздушно-звуковой струе, мы во рту создаем звуки речи – гласные и согласные. Но сам по себе голос слаб и требует усиления и резонирования.
Упражнение 1. Просим ребенка (или группу детей) вдохнуть, втянув живот, и на выдохе медленно протянуть: у-у...
Дети делают упражнение, стоя кругом и стремясь обнаружить точку резонанса в центре этого круга. Голоса как бы сходятся в один. То же самое можно проделать с другим гласным звуком: о-о...
Упражнение 2. Предложим детям протяжно произносить в кругу те же звуки, но при этом тихонько похлопывать себя по груди. Будем стараться не потерять точку резонанса.
Упражнение 3. Просим детей повернуться в кругу друг за другом и повторим предыдущие упражнения, но дети будут при этом похлопывать по спине рядом стоящего.
Упражнение 4. Чтобы закрепить работу с задними гласными (как они называются в русском языке), стоит соединить эти гласные с тремя задними же согласными. Таким образом, будет работать и голос, и артикуляция. Дети стоят кругом или переступают в ритме с ноги на ногу: ку-ку-ку! гу-гу-гу! ху-ху-ху! ко-ко-ко! го-го-го! хо-хо-хо!
Как можно выработать умение говорить с открытым ртом?
Упражнение 5. Для этого надо научиться правильно произносить звук [а] или дифтонг [ау]. При этом, произнося это сочетание звуков неоднократно, лучше второй звук делать ударным.
Упражнение 6. Повторять вместе с детьми те же звуки, присоединив к ним к, г, х и двигаясь по линии: кау-кау, гау-гау, хау-хау.
Детям очень нравится повторять вслух небольшие смешные тексты с освоенными созвучиями. Г.Макаров приводит в одной из своих работ такие симпатичные стихи:

Вот кукуха на суку и кукукает: ку-ку.
Не кукукает: ко-ко, а кукукает: ку-ку.
Не кукукает: ка-ка, а кукукает: ку-ку.

Вот гугука на лугу и гугукает: гу-гу.
Не гугукает: го-го, а гугукает: гу-гу..


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"