Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело


Мария АНДРЕЕВА, психолог

Чтобы настроение не опаздывало на урок

Кажется, пустяки: обстановка классной комнаты, цвет стен, картины, расположение парт... Но как много от этого зависит!

До начала учебы остается совсем немного времени. Как раз чтобы войти в еще пустующий класс и осмотреться: все ли сделано, чтобы в этом помещении было комфортно и удобно весь учебный год.
На что же обратить внимание в первую очередь?

До того, как направиться в школу

Казалось бы, идея о том, что любое помещение обладает собственной энергетикой, очевидна и не требует доказательств. Так же как и то, что создает эту энергетику не только архитектор, построивший здание, но в большей степени – хозяйка или хозяин. Однако по разным причинам в нашем обществе культура организации и дизайна жилища оказалась сильно обедненной. Если литературу о влиянии цветов и горизонтально-вертикальных полос еще можно было найти, то «психологическая составляющая» оказывалась попросту забытой.
Правда, в последнее время на эту тему появились переводные книги восточной философии, причем как непосредственно китайских авторов, так и немецкие, адаптированные к западному менталитету. Можно использовать это или нет – но сама идея отношения к помещению как к развернутой материализации нашего внутреннего мира кажется мне очень продуктивной.

Итак,   у вас есть класс, и вы его хозяйка(ин)

Первое и самое главное правило: именно вам в нем должно быть уютно и легко. Вы находитесь в нем целый день, и не просто находитесь, а работаете. Если вы не позаботитесь о себе и своей самоподдержке, то о детях позаботиться будет некому. Если же класс будет одушевлен вашим человеческим присутствием, то и детям будет легко чувствовать себя не просто учениками, но и людьми – разными и интересными.
Конечно, присутствие чего-то личного стоит дозировать. Вряд ли будут уместны фотографии ваших друзей и родственников или экзотические подарки, пусть даже очень для вас дорогие. Скорее речь идет о том, что класс может создаваться и наполняться не как совокупность случайных или общепринятых школьных атрибутов, а как ваш рабочий кабинет, в соответствии с вашими личными интересами, идеями, пристрастиями.

Цвета солнца, листьев и вечернего неба

Начнем с фона. Фон – это стены. Их работа постоянна, но незаметна, поэтому они не должны привлекать к себе внимания. Все оттенки должны быть пастельными, неброскими, неяркими. Если есть возможность, цвет выбирайте для себя. Я коротко напомню, что влияние цветов на человека вызвано тем, что каждый цвет имеет природную основу. Если вы быстро устаете, вам не хватает активности, жизненного тонуса, то выбирайте энергетизирующие цвета. Если же, наоборот, не хватает покоя – выбирайте спокойные.
Энергичные, возбуждающие цвета. Красный – цвет крови, огня – самый агрессивный. Действует как сильное возбуждающее средство. Желтый – цвет солнца – самый жизнерадостный. Хорошо энергетизирует, оживляет, но нужно быть осторожным – интенсивные оттенки могут вызывать тревогу. Оранжевый – тоже цвет огня, заката, осени. Самый тревожный. Фиолетовый в природе крайне редок – цвет фантазии, нереалистичности, неустойчивости, неуравновешенности.
Спокойные цвета. Синий – цвет воды, вечернего неба – цвет глубины, текучести, жизни. Почему-то связан с потребностью в близких, доверительных отношениях. Голубой (смесь синего и зеленого) – цвет неба, прозрачной воды – самый легкий и спокойно-радостный. Коричневый – цвет земли. Символизирует надежность, опору, устойчивость. Серый светлый – цвет незаметности, исчезновения. Для фона очень хорош. Темно-серый – цвет грязи, слишком мрачен. Белый – универсальный, но в качестве фона требователен к тому, что вы на этот фон поместите.
Отдельно о зеленом цвете. Зеленый – цвет листьев, травы, роста и силы. Цвет развития и самоутверждения. Считается лучшим «рабочим» цветом. Однако это относится именно к зеленому. Салатовый будет иметь совсем другие характеристики, скорее противоположные. Поэтому в качестве фона зеленый цвет вряд ли можно считать оптимальным, скорее он будет хорош в качестве отдельных цветовых пятен.
Фотообои создают настроение и расширяют пространство.
Можно сочетать два цвета: либо разделить стены на верх и низ, либо две стены – одним цветом, две – другим.
Наполнение стен зависит целиком от вас. Только помните, что материал, предназначенный для запоминания, лучше всего «работает» на той стене, к которой дети сидят лицом. Помогающие схемы могут располагаться сбоку. Задняя стена класса – это зона отдыха, перемены, во время урока дети ее не видят. Она может заполняться чем-то совсем не связанным с уроками и предметом.

В класс приходят дети

Первый важный вопрос: в качестве кого вы хотите их видеть? Дети могут быть посетителями, гостями и немного хозяевами. Если они посетители, то их приход и уход ничего не меняют. Если гости – вы как-то готовитесь к их приходу, ждете и встречаете. Но в обоих случаях дети не могут внести в класс ничего своего.
По-другому обстоит дело, если дети – хозяева. Мое мнение таково, что у детей обязательно должен быть в школе класс, в котором они могли бы быть хозяевами вместе с вами. В начальной школе это просто необходимо, поскольку они живут в этом классе вместе с вами. В средней и старшей школе это может быть кабинет классного руководителя.
Ребята могут принять участие в оформлении, например, расписать стены. В нашей школе в одном первом классе на стене нарисовали солнышко, а вокруг – ладошки всех детей с именами. Можно сделать специальную стену, на которой бы материализовалась жизнь вашего класса. В начальной школе понадобится ваша помощь в ее оформлении (лучше, если вы будете это делать действительно вместе с детьми и избегнете соблазна «чуткого руководства»). Чем старше ребята, тем больше свободного пространства вы можете им оставлять. Чем они будут это пространство заполнять, зависит от следующего важного вопроса: зачем дети приходят в школу?
Во-вторых – учиться, во-первых – общаться. Ну, может быть, поровну – и учиться, и общаться. В этом нет никакого противоречия. Конечно, основная задача школы – научить ребенка, но без обеспечения эмоционального комфорта это невозможно. Низкая успеваемость, прогулы и отказы посещать школу связаны обычно не только с интеллектуальными, но и с нерешенными эмоциональными проблемами. Об оформлении кабинета в учебных целях известно достаточно, да и мы немного об этом сказали.
Может ли как-то оформление кабинета помочь им в общении? Может, особенно старшим, хотя это и требует вашего творчества и внимания.
Подросткам важно демонстрировать себя и общаться друг с другом. Если вам удастся обеспечить безопасность каждого, то это могут быть и стенды творчества, где будут появляться стихи или картины, и некоторый аналог виртуального «чата», и стенгазеты, и листки-молнии с объявлениями, просьбами, требованиями, признаниями и т.д. Главное – обеспечить для этого специальное место и жестко пресекать антисоциальные и агрессивные послания.

Расстановка парт

Отдельный и больной вопрос – расстановка парт. Оптимальной для обучения, особенно для формирования диалоговой формы общения и делового взаимодействия, является форма неполного «каре». Дети могут видеть и слышать друг друга и учителя. Чаще всего осуществить это нереально.
Для групповой работы широко используются сдвинутые в квадрат парты. Для фронтальной работы, пожалуй, единственной альтернативой обычному порядному расположению являются горизонтальные ряды. То есть парты сдвигаются боковыми поверхностями.
У такого способа есть определенные плюсы, особенно если вы комбинируете: например, один ряд из парт на двоих, другой – из парт на четверых. Плюсы заключаются в том, что ребята, которые дружат, могут садиться вместе, а те, кто чувствует себя незащищенным, могут садиться в середину. То есть такое расположение обеспечивает большую взаимную поддержку тем, кто в этом нуждается. Конечно, он обеспечивает и больше возможностей для общения во время урока, которое, скажем мягко, не помогает ни учителю, ни детям.
Однако поэкспериментировав в разных классах и рассаживая за обычные парты «нарушителей», вы наверняка найдете классы, в которых подобная форма окажется эффективной.

Особые требования – возрастные

Для начальной школы важен эмоциональный комфорт в классе. Малыши чувствуют себя еще очень неуверенно и незащищенно, для них многое происходит впервые, им только предстоит ко всему приспособиться. Для них важен уют, что-то домашнее в обстановке. Будет очень здорово, если вы найдете или отведете какое-то место для отдыха, игр, просто для игрушек.
Важно привлекать самих малышей к организации пространства. Согласитесь, дома, где ты можешь что-то изменить и сделать так, как тебе удобно, чувствуешь себя гораздо увереннее и спокойнее, чем в гостях.
Для малышей может оказаться выигрышным расположение парт горизонтальными рядами, поскольку потребность во взаимоподдержке очень большая, а злостно нарушать дисциплину они еще побаиваются, да и не очень умеют.
Для средней школы важно создать адекватное пространство для их собственной активности, самопредъявления и подростковой субкультуры. Поскольку отрицание общепринятых норм входит в программу их личностного развития, необходимо четко определить границы допустимого и следить за их соблюдением.
Так как любой личностный кризис, в том числе подростковый, влечет за собой некоторый временный регресс в знаниях, может понадобиться больше опоры на наглядный материал. Помогающие и напоминающие схемы, таблицы, карты и т.п. очень эффективны именно для средней школы.
«Совместное проживание» за сдвоенными партами может оказаться разрушительным для учебного процесса, хотя в каких-то классах, возможно, и пройдет.
Для старшей школы важно подкрепление их взрослой осознанной позиции. В организации внешнего пространства им можно и нужно предоставить достаточно свободы со словами: «Решите сами, что здесь будет».
В организации учебного пространства они тоже могут вполне здраво решить, какое расположение им подходит.
Очень важно наличие в классе какой-то информации о профессиональных возможностях, связанных с вашим предметом, может быть, даже названия вузов и факультетов.

В заключение поздравляю всех с началом нового учебного года! Если какие-то мои советы помогут вам создать атмосферу сотрудничества и сотворчества – это будет здорово. Удачи вам!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"