Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2000

Третья тетрадь. Детный мир

Ольга ПОЛЕВАЯ, психолог

Интересуйтесь, хвалите, восхищайтесь

Как подготовить ребенка к школе? Что можно сделать за оставшееся время? И чего делать ни в коем случае не следует?

Не надо спрашивать, почему они не хотят учиться. Просто в то время, когда им хотелось узнать обо всем на свете, мы как могли охлаждали их пыл естествоиспытателей: обесценивали открытия, запугивали последствиями и наказывали за результаты.

Иногда, желая подготовить ребенка к школе, родители возмещают угрозами нехватку собственного терпения и педагогического дара: «Читай! Решай! Пиши! Вот пойдешь в школу, вызовут тебя к доске, а ты и не ответишь, и поставят тебе двойку».
Чем же еще, если не угрозами, заставить ребенка учиться, привить ему интерес к получению знаний, иными словами, познавательную мотивацию?
Каждый ребенок рождается исследователем, он пытается все потрогать, развинтить, попробовать на вкус. Детский интерес естествоиспытателя, к неудовольствию родителей, распространяется на все доступные предметы домашнего обихода. Его притягивают стихии: вода, земля, огонь... Но мало кто из родителей поощряет этот исследовательский пыл. Открытия ребенка обесценивают, высмеивают: что за гадость ты притащил? Опять занят ерундой! Его всячески запугивают: испачкаешься, промокнешь, испортишь – и наказывают, когда “испортил”. Потом удивляются: почему ему ничего не интересно?
У ребенка в результате не развивается то, что психологи называют функцией ощущения, а заодно и мелкая моторика, то есть все те качества, которые необходимы для познания окружающего мира. Последствия этого могут быть очень печальными. Человек с неразвитой функцией ощущения испытывает постоянные трудности в повседневной жизни, для него непросто одеться по погоде, он плохо чувствует вкус пищи (может запросто съесть что-нибудь испорченное).
Многие родители ошибочно думают, что мелкую моторику можно развить только с помощью письма, и с трех лет заставляют ребенка выписывать буквы. Однако в это время кисть еще недостаточно развита, она полностью формируется лишь к школьному возрасту, поэтому для занятий с малышами больше подходит рисование, лепка из пластилина и глины, вырезание, выпиливание, бисероплетение, оригами.
Сегодня все буквально помешаны на ранней интеллектуализации детей. Мамы и папы считают: чем раньше они усадят ребенка за письменный стол или за компьютер, оторвав его от игр, фактически обездвижив, чем раньше заставят читать, писать и считать, тем умнее он будет. Но мозг человека развивается в движении, другого пути не существует. Ребенку необходимо усвоить пространственные схемы движения, если он не изучит их на опыте собственного тела, позже ему будет практически недоступна стереометрия, тригонометрия, высшая математика.
...Ребенок задает массу вопросов. Всегда ли хватает терпения и эрудиции у родителей, чтобы ответить на все «почему»?
Вспоминается байка. Возвращаются с сенокоса папа, мама и ребенок. Ребенок спрашивает: «Папа, а почему луна на небе?» «А пес его знает», – говорит отец. «Папа, а почему звезды только ночью бывают?» «А пес его знает», – отвечает отец. «Не приставай к папе с глупостями», – одергивает мать. «Пусть спрашивает, а то кто же ему объяснит, как мир устроен!»
Вам интересно, как еще можно привить отвращение к учению?
Остались считанные дни каникул, а ребенок за все лето ничего не прочитал, не написал и не решил – срочно лишаем его речки, велосипеда, прогулок, пусть сидит занимается!
Каникулы вообще-то созданы для восстановления сил, чтобы их хватило на весь такой тяжелый учебный год. Насильно заставляя ребенка летом учиться, вы лишь прививаете ему стойкое отвращение к занятиям и подрываете его здоровье.
Правда, это не значит, что вообще ничего делать не стоит. Пусть он освоит арифметику, ведя счет в какой-нибудь увлекательной игре, читает понемногу, может, на первых порах это будут вывески и названия станций, потом оглавления сказок, потом одна строчка, абзац, знакомый стишок. Но не надо настаивать – только хвалить, восхищаться и проявлять интерес, что там дальше.
Вы знаете, почему в некоторых семьях дети читают, а в других – нет? Дети копируют своих родителей. Приходит на прием мама с шестилетним ребенком и говорит: «А мы еще не читаем». «Как, и вы тоже?» – спрашивает психолог. «Нет, ну что вы, я, конечно, читаю», – отвечает мама. «А что вы читаете?». Оказывается, «СПИД-Инфо». А папа не читает даже газеты, предпочитая смотреть новости по телевизору. Если ребенок никогда не видел, чтобы его родители сидели с книгой, обсуждали прочитанное, с какой стати он будет читать и пересказывать?
Так что же могут сделать родители в эти последние дни каникул?
Прежде всего не проецировать на ребенка свои школьные страхи, не запугивать его двойками. Во многих школах в первом классе вообще отменены оценки, чтобы не травмировать детей и не прививать им боязнь неудачи.
Организуйте для ребенка рабочее место. Хорошо бы покупку письменного стола и школьных принадлежностей превратить в праздник, дать ребенку возможность самому разложить вещи по ящикам стола так, как ему захочется, подчеркнув, что он уже большой и может сам распоряжаться этими предметами.
Понятно, что летом ребенок много времени проводит на улице. Пора постепенно переводить его на режим, близкий к школьному (в 7.00 просыпаемся, а ложимся спать в 21.00). Сделать это надо обязательно. Вспомните, как тяжело даже взрослые привыкают к смене часовых поясов, а ведь если летний режим сна на два часа отличается от учебного, это равносильно переезду в другой часовой пояс.
Детская психика не столь устойчива, как у взрослого человека, поэтому важно дозировать даже положительные эмоции. Вы, наверное, замечали, что иногда во время прогулки в зоопарк, на аттракционах или просто в гостях ребенок вдруг без всякой причины начинает капризничать. Это говорит об эмоциональной перегрузке. В таком случае лучше прервать развлечение, а если такой возможности нет, уложить ребенка поспать хотя бы на полчаса.
К первому сентября подготовьте все заранее, если можете, возьмите на работе отгул, чтобы весь день посвятить ребенку. Постарайтесь, чтобы от первого дня в школе у ребенка осталось счастливое ощущение, и будем надеяться, что этого настроения ему хватит хотя бы до каникул. .


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"