Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Лариса АМБАЕВА

Высшее образование в регионе

Размышления по итогам вступительных экзаменов

В Свердловской области прошло зачисление на дневные отделения вузов. Желающих поступить в этом году было 35 тысяч человек, что на 2–3 % больше, чем в прошлом, но в число счастливчиков попали только 10 тысяч. Стабильно высок интерес к Уральскому государственному университету и Уральскому экономическому университету – конкурс в среднем составил 3–4 человека на место. Неожиданно популярной стала журналистика – 6 человек на место. В Архитектурной академии конкурс существенно различался: от 10 претендентов на “Дизайн одежды” до недобора на художественную обработку металла. В педагогическом университете самой популярной стала социология: 10 человек на место, минимальный конкурс – 1,6 – был среди будущих преподавателей музыки..

Всего в области 19 государственных вузов, обучающих 122 тысячи студентов более чем по 200 специальностям. Негосударственный сектор представлен 12 лицензированными высшими образовательными учреждениями (из них 3 аккредитованы) с контингентом 8,5 тысячи, обучающихся более чем по 40 специальностям, и сетью филиалов и представительств негосударственных вузов в городах Свердловской области.
Системой высшего профессионального образования в прошлом году решались следующие задачи: введение в учебный процесс государственного образовательного стандарта, усиление роли Совета ректоров, обеспечение социальной поддержки студентов и трудоустройство выпускников высшей школы на основе целевой контрактной подготовки.
Министерством общего и профессионального образования Свердловской области налажено взаимодействие с учреждениями высшего профессионального образования, обеспечен контроль за исполнением законодательства в сфере образования и защиты прав обучающихся; разработаны меры по оптимизации условий развития высшего профессионального образования на период 2000–2004 гг.
За последнее время в Екатеринбурге открылись филиал Института менеджмента и права города Снежинска Челябинской области и представительство Ленинградского государственного областного университета; произошло выделение Новоуральского государственного политехнического института из состава МИФИ. Появились новые специальности: правовед-педагог в Институте педагогической юриспруденции при Уральском государственном профессионально-педагогическом университете; оптические технологии и материалы в УГТУ-УПИ; промышленный дизайн в УГТУ-УПИ.
Расширение спектра образовательных услуг в системе высшего образования свидетельствует об устойчивом интересе молодежи к образованию. Подтверждением может служить повышение численности студентов: прием студентов в государственные вузы в 1998 г. составил 26,5 тысячи человек (всего обучалось 104, 8 тысячи), то в 1999 г. – уже 33,3 тысячи (всего обучалось 122,3 тысячи человек). Каков будет общий прием в 2000 году, покажет время, но уже сейчас очевидно, что число студентов растет. Стал больше и конкурс. На отдельные специальности состязание идет только между медалистами. Но иногда медалист не может поступить на выбранную специальность. А на первом курсе еще один отсев: тех людей, которых взяли по результатам обученности.
Начальник управления государственной аттестационно-лицензионной экспертизы министерства общего и профессионального образования Свердловской области Вера Полуяктова считает: «Подсистемы образования у нас в достаточной мере автономизировались, в результате чего дети становятся заложниками высшей школы. Сейчас вступительные экзамены в вузы – это во многом ситуация, когда выпускника ловят на том, что он чего-то не знает по предмету. Но всего знать невозможно. Что же касается социального опыта, общей образованности – они как бы уходят на задний план и вообще не оцениваются. (К вопросу о тестировании! – Прим. автора.) Школа знает ученика 10 лет, в вузе его видят пару часов. Если бы вуз больше доверял школе, мы могли бы договориться о каком-то промежуточном документе – приложении к аттестату, который бы фиксировал истинный потенциал ученика, а не результат того, что у него в школе в последний год все время хворал учитель физики или, наоборот, к услугам ребенка большой родительский карман и штат репетиторов. Если бы у школы и вуза были одни подходы, не было бы ножниц между стандартом и требованиями вуза, можно было бы сдавать один экзамен».
Быть может, лихорадкой вступительных экзаменов объясняется увеличение числа желающих обучаться платно. Стоимость обучения в негосударственных вузах области колеблется: 3–4 тысячи за семестр на вечернем и заочном отделении, от 5 до 13 тысяч на дневном отделении. В Екатеринбурге из имеющих лицензию двенадцати вузов аккредитованы Гуманитарный университет, Уральский институт экономики, управления и права, Академия управления и предпринимательства, готовится к аккредитации Институт международных связей.
Отсутствие аккредитации, конечно, не значит, что преподавание специальности ведется не на уровне, но чаще всего студенты заинтересованы в дипломе государственного образца. Жизнь показывает, что рост числа таких вузов и особенно филиалов требует усиления государственно-общественного контроля их деятельности и качества предлагаемого образования, так как аттестация один раз в 5 лет является недостаточным средством для обеспечения должного качества.
Необходимо отметить и целый ряд проблем. Современная система профессионального образования России в значительной степени сохраняет отраслевую структуру. Большинство вузов работает без учета региональных интересов. В результате около 30 % выпускников вузов остаются нетрудоустроенными, а 9% – трудоустраиваются самостоятельно. В последние годы утрачены традиции взаимодействия вузов с производством, с опытными и экспериментальными базами, что ведет к снижению качества учебного процесса. Взаимовлияние рынка труда и рынка образовательных услуг учреждений высшего профессионального образования проявляется очень слабо. В развитии профессионального образования области должна возрастать роль мониторинга структуры подготовки профессиональных кадров, должно быть обеспечено эффективное взаимодействие вузов с предприятиями на основе развития договорных отношений с предоставлением последним определенных льгот.
Неудовлетворительное финансирование является одним из главных источников кризисных ситуаций в системе профессионального образования: ветшает учебно-материальная база; сократились капитальные вложения; темпы износа учебных корпусов и общежитий существенно опережают темпы их реконструкции и нового строительства. Помощь вузам вынужденно оказывается из областного бюджета. В 2000 г. в счет мобилизации недоимки в областной бюджет за прошлый год предполагается выделение 10,6 млн рублей на поддержку вузов по областной целевой программе развития образования на 2000 год: 2 млн – на оплату обучения «целевиков», помощь студенческим научным обществам, остальные – на завершение строительства, ремонт и реконструкцию зданий общежитий, вузов – участников прошлогодней программы. По мнению министра образования Валерия Нестерова, поддержку надо оказывать в первую очередь тем учреждениям высшего профессионального образования, которые работают по целевому приему (УрГУ, УГППУ, УГПУ, Нижнетагильский пединститут) и готовят кадры для нужд области. Целевой прием введен для подготовки педагогов, врачей для сельских и отдаленных территорий. Но «целевики», поступив на льготных условиях и закончив вуз, не спешат возвращаться в сельскую местность. Тех же врачей до места работы доходит менее 10 %. Одна из причин – отсутствие жилья. Необходимо также и строительство жилья для молодых специалистов на селе.
Для дальнейшего развития системы высшего профессионального образования необходимо взаимодействие с Министерством образования РФ, с отраслевыми министерствами-учредителями; внедрение адекватных времени подходов к управлению системой высшего профессионального образования. В основе региональной политики в сфере профессионального образования – идея о достижении гармонии региональных, федеральных, муниципальных интересов, интересов образовательных учреждений и личности.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"