Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Красные чернила, черное настроение...


Цифры неумолимо свидетельствуют: стрессы, переживаемые ребенком в школе, на которые почти никто из взрослых не обращает внимания, серьезно отражаются на его здоровье

Отрицательное влияние школы на здоровье детей принято связывать с учебными перегрузками. Однако факторов, способствующих ухудшению здоровья в школьном возрасте, намного больше.

Уральские социологи Валентина Шувалова и Ольга Шиняева (УГТУ) попытались выяснить общие закономерности изменения здоровья школьников, сравнив результаты двух исследований, проведенных в 1992–1993-м и в 1998 годах (всероссийское и поволжское исследования, охватившие соответственно 1600 и 1200 учащихся и родителей).
Исследователи выявили, во-первых, глубокое несоответствие показателей здоровья детей тенденциям образования – интенсификации учебных программ и занятий, увеличению объема информации и числа предметов и, во-вторых, сохранение приоритетности обучения детей по сравнению с их личностным развитием.

“Из алгебры пять, из немецкого пять...”

Как выяснилось, детское здоровье в школьном возрасте интересует пап и мам прежде всего не само по себе, а как средство достижения успеха в учебе, рейтинга в школе. Обычно, если ребенок не досаждает проблемами с учебой, приносит домой хорошие оценки, о перегрузке родители не задумываются. Часто дети из страха перед родителями стараются не сообщать о своих трудностях с учебой, которые обязательно отражаются на самочувствии.

Легче ли сельским детям?

Многие уверены, что сельские дети настолько крепкие, что спокойно смогут выдержать ежедневные двухчасовые поездки в школу соседнего села. Однако это не так: средние показатели здоровья у сельских детей гораздо ниже, чем у городских, а доля детей, страдающих хроническими заболеваниями до поступления в школу, на селе выше в два раза. В селе происходит более резкое снижение доли практически здоровых детей во время обучения: с 45% в начальной школе до 27% в старших классах. И, наконец, расстройства здоровья у сельских детей устойчивые, хронические. Как правило, ребенок подвержен какому-нибудь одному или двум серьезным заболеваниям или отклонениям, сопровождающим его все время обучения в школе. У городских же детей превалируют не заболевания; они в два раза чаще, чем сельские дети, испытывают частые расстройства деятельности органов, связанные с тем, что их нервная система не справляется с нагрузками, а также переживают негативные психоэмоциональные реакции. Почему же сельские дети меньше подвержены воздействию школьной атмосферы на психику и нервную систему? Во-первых, благодаря тому, что самооценку сельского ребенка формирует не только школа, но и местное сообщество (односельчане), и оно оценивает успех ребенка по другим, нежели школа, параметрам, компенсируя школьный стресс. У школьника в городе, для которого статус в школе часто единственный показатель жизненного успеха, стрессов гораздо больше. Во-вторых, обучение в небольшом коллективе сельской школы (в противовес крупным школам) помогает ребенку активнее проявить себя творчески и социально, что также способствует сохранению нервно-психического здоровья.

Девочки устают сильнее

Девочки всех возрастов имеют более низкие показатели здоровья, чем мальчики. Уже при поступлении в школу даже практически здоровые девочки имеют сниженный вес, с первого класса они приобретают хронические заболевания, чаще болеют в течение учебного года, и их заболевания лечатся с большим трудом, чем у мальчиков. Девочки также примерно в два раза чаще испытывают психосоматические расстройства и недомогания (головную боль, усталость, подавленность). Учителя и школьные медработники должны стараться снизить утомляемость девочек на уроках.

Не болен, но и не здоров

Проанализировав динамику изменения здоровья одного поколения школьников с 1992 по 1998 год, социологи пришли к выводу, что с возрастом основной становится доля тех детей, которые не могут считаться практически здоровыми, но и не имеют серьезных заболеваний. Такое состояние здоровья характерно тем, что ребенок живет и учится вполсилы и в то же время ему не назначается лечение. Родители, медработники и учителя обычно не воспринимают всерьез это состояние ребенка, а ведь оно может длиться годами, нанося серьезный ущерб развитию в целом.

Психическое самочувствие школьников

Как стало ясно из опроса самих детей, только половина из них считают, что их настроение обычно ровное. 25% подвержены резкой смене настроения и еще 25% пребывают постоянно либо в крайнем возбуждении, либо в подавленности. Уже к концу первого класса количество постоянно возбужденных детей увеличивается в полтора раза и в два раза – число детей, испытывающих резкие смены настроения. Причины неуравновешенности настроения – неудачи в школе. 27% детей считают, что эти неудачи просто преследуют их. А в 11–15 лет число детей, ощущающих себя неудачниками, возрастает до 50 процентов. Особняком стоят классы выравнивания и коррекции, призванные вернуть детям веру в себя: 60% учащихся в них считают, что неудачи постоянно мешают им жить. Детей с 7 до 11 лет необходимо учить справляться со своими эмоциями, ведь 20% их просто переживают состояние аффекта. Ну а треть подростков 14–15 лет признались, что очень раздражительны и чересчур самокритичны. К окончанию школы подростки 15–17 лет сталкиваются с постоянным необъяснимым чувством страха и всеобщей подавленности и очень нуждаются в посторонней помощи.

Поводы к радости и печали

Удивительно, но самый главный повод к радости у всех школьников – хорошая оценка (71%), а также общение с друзьями (70%). Так что не жалейте хороших оценок, чтобы повысить настроение учеников, ведь плохие оценки школьники воспринимают как горе (около 17%). А стыд за неправильный ответ испытывают 28 процентов детей. И в то же время хорошее настроение учителя воодушевляет только 1% детей, у 15% удивление вызывают необычные уроки, а у 33% вызывают интерес новые темы. Еще не все потеряно для тех учителей, кто увлечен педагогическими экспериментами: дети в любом случае получат положительные эмоции.

Кто поможет им обрести душевное равновесие?

Психологическую поддержку ученикам младших классов оказывают в основном родители (64%), а в старших – приятели (до 40%). Братья и сестры в качестве утешителей стоят на третьем месте (15–18 процентов в разных классах). По мере взросления все меньше помогает прийти в себя общение с домашними животными (15% в 1 классе и только 5% – в 11-м). Учитель, как это ни грустно, приходит на помощь последним (1–2%), а вот главный специалист – школьный психолог – не приходит вообще (никто из 1200 опрошенных детей не сообщил, что ему помог психолог!). В итоге значительная часть детей школьного возраста (20% в начальной школе, 25% в основной, 37% в старшей школе) признаются, что, когда им трудно, грустно и обидно, они ни в ком не находят поддержки и могут рассчитывать только на себя.

По материалам журнала
“Социс”, 2000 г..


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"