Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №52/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИКА О. ГАЗМАНА И В. МАТВЕЕВА:

О МУЗЕ ПЕДАГОГИКИ
Что в педагогике передается от таланта одного ко всем? (1976)
Взросление - это не просто восхождение по накатанной дорожке, снабженной пояснительными надписями и указателями. Расти - это трудная работа, в одиночку ее еще никому не удавалось одолеть.
Во все времена рождались гениальные творцы, чьи педагогические открытия становились материалом для возведения здания научной педагогики – строительства, которое никогда не будет завершено. Это люди, которые умели увидеть в плодах ускользающих озарений новую закономерность воспитания, облечь ее в мысль. А мысль – она ведь передаваема, она преодолевает и пространство, и время.
Но творимая талантом, искусством наука педагогика сама творит лишь через искусство, ей нужны таланты, вновь преобразующие некогда сформулированную мысль в животворное искусство создавать человека.
Практика педагогики может быть по-настоящему действенной, если она возведена в высочайший ранг искусства. Самые лучшие методы, подаренные урокодателю, – тяжелые доспехи. В методах, выбранных Учителем, слышно биение его жизненного пульса. В этом и заключается, наверное, его дарование.
Распространять, внедрять талант и одержимость, как распространяется, внедряется передовой опыт, прогрессивный метод, – дело, вероятно, бесперспективное. Но создавать условия, в которых каждый мог бы пробуждать в себе одержимость, раздувать искру таланта, находить свое индивидуальное творческое своеобразие в общей системе методов, доступно каждой школе.
Что такое педагогический талант? (1976)
Если заглянуть в корень, одаренность педагога – это дар. Это волшебное “могу” педагога – искусство общественную потребность сделать для каждого личностной. Педагогический талант, смеем утверждать, – это прежде всего богатство личности учителя, воспитателя.
Впрочем, пора бы определить нам, какой же смысл вносится здесь в понятие “личность учителя”.
Берем на себя смелость выдвинуть несколько показателей, характеризующих, на наш взгляд, личность школьного учителя.
Во-первых, стремление к совершенному знанию предмета. Во-вторых, страстное желание передать свои знания ученикам. В-третьих, индивидуальный способ передачи знаний – методическое своеобразие учителя.
И, разумеется, та моральная основа, тот прочный нравственный стержень, который предопределяет мотивы педагогической деятельности, собирает воедино все проявления личности. А воспитать Личность может только Личность. От этого никуда не уйдешь.
Но есть еще один самый, на наш взгляд, важный комплекс факторов. Он-то, пожалуй, как-то доскажет недосказанное. И докажет.
Как-то давно увидели в хорошей школе: атмосфера учительского коллектива каким-то таинственным образом передается коллективу ученическому. Без всяких усилий передается.
Там, где каждый отдельно взятый учитель пудами поглощает горькую педагогическую соль, чтобы вдохнуть в сорок своих воспитанников дух товарищества, единства, доброты и теплоты, коллектив учителей, живущих богато и красиво, способен достигать этого играючи. Но только если он действительно так живет, а не наигрывает.
Ядро детского коллектива мгновенно схватывает красоту отношений в ядре взрослого коллектива, перенимает тон этих отношений и распространяет вокруг себя. Это закон, если хотите. Его можно перепроверять, устанавливать вновь и вновь опытным путем.
Почувствовав, что в школе и в учительском, и в ученическом коллективах утвердилась общая по своим характерным, существенным признакам атмосфера, педагоги сформулировали для себя совершенно новое понимание своих отношений с воспитанниками. Они восприняли общественный коллектив школы как коллектив семейный, пусть он состоит из одной тысячи трехсот членов – это не суть. Суть в том, что в нем есть взрослые, цель которых, как и во всякой семье, вырастить и воспитать младших.
До этого у многих были “мои” – мой 8 “А”, мой 10 “Б”, мои девятые. После этого все они для всех стали “нашими” – все до одного наши, никого не отринешь, не отторгнешь, не передашь в другие руки.
Это рождалось не как мысль, а скорее как чувство. И оно, это чувство присвоения объекта, связало взрослых членов семьи новыми духовными узами, разделенным чувством личной ответственности.


1932–1989
ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ

Владимир Федорович Матвеев родился в Уфе 18 июня 1932 года. Окончил МИМО в 1956 году. В начале 60-х – один из организаторов движения юнкоров. Работал в журнале “Вожатый” в 1962–1965 годах, в журнале “Пионер” – зам. главного редактора в 1965–1974 годах, в журнале “Мурзилка” главным редактором в 1965–1974 годах.
В 1983–1989 годах Владимир Федорович – главный редактор “Учительской газеты”. После преобразования ее в издание ЦК КПСС – зам. главного редактора. С 1989 года – председатель Творческого союза учителей СССР. Умер 21 ноября 1989 года в Москве.

БИБЛИОГРАФИЯ

Газман О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере. – М.: Педагогика, 1982.
Гаманин О., Матвеев В. Обычная, средняя… – М.: Знание, 1976.
Гаманин О., Матвеев В. Пионерское лето в вопросах и ответах. – М.: Молодая гвардия, 1984.
Каникулы: игра, воспитание: О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников: Кн. для учителя / Под ред. О.С. Газмана. – М.: Просвещение, 1988.
Матвеев В.Ф. Октябрята. – М.: Молодая гвардия, 1981

О ПОТЕНЦИАЛЕ ХОРОШИХ ИГР
Игру не зря называют королевой детства (1988)
Такова уж природа детства: не только дошкольников, но и малышей-первоклашек, и подростков, и выпускников характеризует повышенная эмоциональность и любознательность; стремление проверить, испытать свою силу и ловкость; желание фантазировать, открывать тайны и стремиться к чему-то трудному, далекому и прекрасному.
Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению назревших актуальных потребностей. С другой – игра всегда направлена в будущее, так как в ней либо моделируются какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности, необходимые личности. Бодрый, целеустремленный, жизнерадостный, игровой стиль детской жизни – непременное условие здорового развития коллектива. Ему нужна радость трудовых побед и радость познания, радость творчества, радость спортивных достижений и радость красоты. И везде, где есть игра, бьет ключом здоровая, радостная детская жизнь.
Душа игры (1988)
Воспитателю, использующему игровую деятельность в качестве педагогического средства, важно понимать и скрытые механизмы, благодаря которым происходит ее влияние на развитие личности школьника.
Представим себе, что в процессе игры у детей возникают три вида целей. Цель первая – наиболее общая – наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно было бы выразить двумя словами: “Хочу играть!” Вторая цель – это и есть собственно игровая задача, т.е. задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Но если первая цель – “хочу”, то вторая цель – игровая задача – существует в виде “надо!” “Надо играть так, а не иначе!” Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи. Тут надо не просто повторить уже известное решение, но из множества возможных вариантов выбрать наиболее удачный или из уже известных составить новую комбинацию. Подобные действия, хотя и в микромасштабах, представляют, по сути, творчество.
Именно в творческой сути игрового действия кроется внутренняя пружина, можно сказать, душа игры. Отсюда берут начало ее таинственность и романтика, которые привлекают к себе и ребенка, и взрослого.
В трехступенчатой мотивации игры – “хочу!” – “надо!” – “могу!” – заключен, очевидно, основной механизм ее влияния на личность, секрет самовоспитания.
Дети и взрослые в игре (1988)
Характер взаимодействия детей и взрослых в игре (а он задает и характер педагогического руководства) определяется самой ее природой, как деятельности добровольной, самостоятельной, творческой. Здесь исключена авторитарная форма общения (если она не оговорена правилами игры), но показана совместная, коллегиальная деятельность, сотрудничество, сотворчество.
В то же время можно отметить и некоторые особенности взаимодействия, обусловленные степенью включенности педагогов в игру. В свободных (вольных) играх, где дети сами выбирают игру, сами организуют, сами обеспечивают ее процесс и результат, воспитатель занимает главным образом косвенную позицию: дипломатично влияет на выбор игры, на ее нравственную атмосферу, в играх не участвуя. Эту позицию можно было бы назвать позицией увеличенной дистанции.
Для игр, осуществляемых в рамках организованного воспитательного процесса, наиболее типичны позиция частичной включенности, игровая позиция и позиция коллективного примера.
Частичная включенность педагога в игру характеризует такой уровень взаимодействия, когда взрослые помогают детям (советом, непосредственно организаторской работой или обсуждением “на равных”) не на всех этапах игры, а лишь на каком-то одном: либо вначале, когда идет выбор игры или рождается замысел новой, либо в ходе ее организации, в посредничестве, в судействе, либо во время подведения итогов. Заметим, что степень включенности воспитателей в игру во многом обусловлена подготовленностью воспитанников, их опытом участия в коллективных делах, уровнем их самостоятельности.
Игровая позиция, на наш взгляд, наиболее эффективна, когда та или иная игра проводится в рамках деятельности детских и юношеских общественных организаций.
Во многих играх, особенно в военных играх-драматизациях, детям нужна подсказка. В этой форме помощь удобнее всего осуществлять, находясь в рядовой позиции, например роль адъютанта при командующем (адъютант Суворова в исторической игре), роль рядового игрока в футболе и т.д. Возникающий в этом случае тип двупланового взаимодействия (подросток слушает совет педагога и отдает ему же приказ) служит мощным стимулом развития игрового начала в детском коллективе.
Между детьми и взрослыми, играющими равнозначные роли, возникают либо отношения игрового соперничества (два капитана КВН: один – педагог, другой – воспитанник), либо отношения координации (два командира взвода, рядовые игроки в футболе). Однако при внешнем равенстве ролей и позиций у взрослого в игре всегда остается педагогическая сверхзадача.
Позиция коллективного примера основана на психологическом механизме подражания: педагогический коллектив или группа его представителей как самостоятельная команда включается в детские конкурсы, соревнования или берет на себя выполнение части сюжета, театрализации в творческой ролевой игре. Не опека, не назидание, а предоставление самостоятельности и возможности действовать по педагогическому образцу – наиболее приемлемый путь к самовоспитанию для подростков и старших школьников.
В пионерлагере “Маяк”, к примеру, вожатые, воспитатели, руководители кружков, а кроме того и медработники, и работники кухни – практически все взрослые, – активно, радостно участвуют в играх детей: спортивных и подвижных праздниках, играх-драматизациях. И поэтому царит в лагере атмосфера дружбы, взаимопонимания, духовного единения взрослых и детей. Иначе говоря, игра становится полем тренировки творческого взаимодействия детей и взрослых, а следовательно, полем демократизации воспитательных отношений.
В пионерлагере “Маяк”, к примеру, вожатые, воспитатели, руководители кружков, а кроме того и медработники, и работники кухни - практически все взрослые, - активно, радостно участвуют в играх детей: спортивных и подвижных праздниках, играх-драматизациях. И поэтому царит в лагере атмосфера дружбы, взаимопонимания, духовного единения взрослых и детей. Иначе говоря, игра становится полем тренировки творческого взаимодействия детей и взрослых, а следовательно, полем демократизации воспитательных отношений.


1936–1996
ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ

Олег Семенович Газман родился 21 января 1936 года в г. Полоцке, в семье кадрового офицера. Школу закончил в Новосибирске. В 1960 году окончил историко-филологический факультет Новосибирского государственного педагогического института. До 1963 года работал директором Берёзовской восьмилетней школы. С 1963 г. по 1967 г. принимает участие в создании воспитательной системы Всероссийского п/л “Орленок”. В 1968–1969 годах – преподаватель кафедры педагогики Липецкого государственного педагогического института.
1969-1972 г.г. – аспирант Научно-исследовательского института общих проблем воспитания АПН СССР. Диссертация “Детский коллектив как субъект и объект воспитания” (1973). В 1973–1990 г.г. Олег Семенович – ст. научный сотрудник, зав. Лабораторией НИИ ОПВ АПН СССР. С 1972 по 1985 год совмещает научную деятельность с работой в должности начальника п/л “Маяк” АПН. С 1990 по 1996 г. О.С. Газман заведует отделом Института педагогических инноваций Российской академии образования. В 1992 году избран членом-корреспондентом Российской академии образования. Умер в 1996 году.

ОБ  “ОРЛЕНКЕ”
Не от дела к идеалу, а от идеала к делу (1982)
Как сделать общественный идеал человека личным идеалом каждого? Вот важнейшая задача воспитания.
Здесь возможны два пути. Первый заключается в том, что мы сначала вовлекаем ребят в интересные занятия, а затем включаем их в дела высокой общественной значимости.
Есть другой путь. Ребята начинают действовать, уже имея перед глазами принятый сообща идеал, в котором заложены и идейно-нравственный образец личности, и эталон отношения к миру, к делу, к себе, к товарищам. Если идеал принимается, то вся последующая деятельность становится для ребят средством воплощения идеала в жизнь.
Не от дела к идеалу, а от идеала к делу. Такая педагогическая формула действует в “Орленке”.
Прекрасное чувство “мы”
Как возникает это чувство общности, ведущей к тому, чтобы быстро созрел, окреп и развивался дальше коллектив?
Прежде всего нужна территория, где “мы” размещаемся, собираемся, действуем. Нужна цель общей деятельности. Если “мы” – театральный коллектив, наша цель – поставить хороший спектакль, чтобы принести радость зрителям, в чем-то их убедить, что-то утвердить и доказать. Нужны нам и специфические формы организации коллектива, структура управления, особая форма одежды, нашивки, шевроны, атрибуты, подчеркивающие нашу принадлежность к организации, а также символы, предметы, знаки, названия, девизы, эмблемы, песни, подчеркивающие принадлежность именно к нашему конкретному коллективу. Все это – центры объединения, т.е. те ценности, предметы и символы, которые идентифицируют группу, составляют материальную и идейную основу ее существования и развития. На этой основе и рождается сознание общности, создается эмоционально переживаемое чувство “мы”.
Педагоги, создающие детскому коллективу свою особую красоту и привлекательность, отдают себе отчет в мотивах обособления. “Мы” совсем не противопоставляем себя другим коллективам, мы просто гордимся своим и, защищая его честь и достоинство, стремимся сделать в общем деле больше, лучше, быть примером другим в чем-то, вызвать их на соревнование с нами.
В “Орленке” хорошо сознают силу этого прекрасного чувства, умеют создавать его у ребят. И в этом – секрет успеха этого лагеря.
Лозунг организационного периода: темп и разнообразие
Всем ребятам в начальный период жизни в лагере необходимо адаптироваться к новым условиям жизни. Активное узнавание товарищей по отряду, характера вожатого, стиля его руководства, принятых в лагере негласных норм общения, того, что здесь ценится и осуждается, всего так необходимого новичку, быстрее происходит в обстановке, когда каждый день насыщен множеством разнообразных коллективных дел.
Вот почему лозунгом организационного периода становится “Темп и разнообразие”. Дел много, нет времени на раскачку, надо уметь быстро распределить силы, разделиться на группы, звенья, бригады, избрать бригадиров, а им, в свою очередь, некогда стесняться, надо вступать в контакт с другими бригадирами, звеньевыми, с товарищами по отряду.
Основным итогом всех педагогических воздействий первых трех дней перед началом общего сбора дружины было, что отряд становился для каждого ребенка значимой средой, приобретал привлекательность с точки зрения ожиданий и потребностей детей. И значит, создана готовность следовать нормам жизни, принятым в лагере.
Время важных коллективных решений
Общий сбор – это старт смены, взлет коллектива. Кто поведет сбор? Первый сбор ведет человек, который своей уверенностью, гибкостью, чуткостью, общительностью, юмором, демократизмом – всем своим человеческим обаянием, своим идейным, духовным, педагогическим потенциалом способен создать атмосферу свободной, открытой товарищеской дискуссии, человек, умеющий управлять довольно сложным, иной раз противоречивым движением мысли и чувства в коллективе. Имя такого вожатого назовет педагогический совет вожатых. Без обид, без околичностей.
Первая задача ведущего – снять излишнее возбуждение, соединив всех в общей песне. После нее обязательно последует несколько мгновений глубокой тишины. Нельзя упустить их ведущему.
Возможно, тотчас же будет включена фонограмма второй песни для того, чтобы усилить единство, или для того, чтобы… разрушить его.
Зачем разрушать? Ведь всем так хочется еще раз испытать радость, идущую от общей песни. А эту, вторую, к сожалению, ребята не все знают. Но зато знают вожатые. И они поют, поют воодушевленно, и всем понятно – это знак их единства, их символ, их кредо. Так вожатые создали еще один центр объединения. Создано настроение сбора.
Ведущий говорит об обычаях общего сбора орлят. Их, эти обычаи, обязательно примут, потому что они хороши, точны и красивы. И тем не менее каждое правило всеми обсуждается, сообща обдумывается.
Для взрослых на сборе тоже выработаны правила. “Взрослый – пятый!” – так обычно формулируется это правило. Ни в коем случае голос взрослого не должен преобладать на сборе над голосами ребят.
Приняты правила ведения сбора, и ведущий встает для главного своего слова.
Суть его в выдвижении перед ребятами дилеммы: сами или за вас? Конечно же, все за первый вариант. Согласились легко – не значит приняли глубоко. Значит – взрослые ребят убедили, а надо, чтобы они сами себя убедили.
У ведущего впереди второй этап этого общего собрания коллектива – обсуждение и принятие девиза. Девиз – важный центр объединения. В нем закреплена воля всего коллектива.
После утверждения девиза отряды берут время на размышление для выдвижения кандидатуры в совет дружины. Это “время для размышления” – прием, который используется при проведении всех сборов в “Орленке”. Что бы ни обсуждалось, сначала идет короткое обсуждение вопросов в отряде, потом сбор заслушивает мнения и предложения отрядов.
Прошло не более сорока минут общего сбора. Пора приступать к завершающему его этапу – к выработке и принятию собственных правил и обычаев жизни, которые будут служить мостиком от идеалов в повседневную жизнь.
Живем самостоятельно
Все знают сегодня, что подростки хотят быть взрослыми, независимыми, самостоятельными. Оттого, что они чувствуют в себе появление новых сил – интеллектуальных, духовных, эмоциональных, – они жаждут по-новому проявлять себя: не только слушать, но и говорить; не только исполнять, что скажут, но и выполнять, что сами решили, по-своему, действовать осмысленно и самостоятельно.
“Орленок” предоставляет им такую возможность. Личность ребенка обретает здесь новую, притягательную позицию в коллективе, в деятельности, занимает новое место в системе общественных отношений.
Живем самостоятельно – что это значит на практике? На практике это:
– сами планируем,
– сами организуем,
– сами оцениваем.
Принцип самоуправления, основанный на сменности актива
В “Орленке” традиция: если человек показал себя прекрасным организатором, ему говорят:
– Спасибо, товарищ, ты потрудился на славу, а теперь помоги новому командиру руководить так же хорошо, как ты.
Если у кого-то не получается, разговор идет другой:
– Искусству руководства учиться трудно. Ты теперь знаешь все свои слабости, но у тебя есть возможность еще поучиться у других.
Наверное, можно считать секретом воспитательного успеха “Орленка” и принцип самоуправления, основанный на сменности актива. В “Орленке” не играют в самоуправление, а учатся ему, и поэтому все замечают, заинтересованно обсуждают и доброжелательно поправляют командиров. И даже самые застенчивые люди, становясь руководителями, не боятся командовать и с удивлением замечают, что и у них получается.
Без “огонька” нельзя
Вечерами, когда над лагерем опускается темное южное небо, отряды расходятся по лесным полянкам и затевают свои отрядные костерки. Их называют “огоньками”. Они – самое дорогое в орлятской жизни и, пожалуй, самое важное в педагогике “Орленка”.
На “огоньке” идут самые важные разговоры об отрядных делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, спорят и всегда поют самые дорогие, самые любимые песни. В “Орленке” на “огоньке” знакомятся, выбирают девиз жизни, строят планы на будущее и на завтрашний день и неизменно оценивают себя, своих товарищей, свою работу.
Почему именно на “огоньке”, вечером, в лесу, на морском берегу или на круче, под которой обрыв и волны? Костер для ребят многое олицетворяет – жизнь смелую, прямую, ясную; людей чистых, мужественных, суровых и отважных. Поют и негромко говорят ребята с вожатыми. И все, о чем говорится, словно отражаясь в пламени костра, возвращается к ним, обогащаясь настроением, чувством.
Сидя плечом к плечу с другими, можно оставаться одному. Да, “огонек” – это тесный круг. Круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравится, с кем ему хочется. В круге каждый видит лица и глаза всех своих товарищей. У круга нет конца и нет начала – одна неразрывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, теплоты.
Когда говорят и поют вполголоса, чувствуют себя при этом хорошо, спокойно и размышляют свободно. Все вместе это создает атмосферу задушевного, искреннего общения. А потребность в общении у подростков одна из самых главных. Они не всегда об этом подозревают. Таится в сердце желание открыться кому-то, услышать о себе правдивое, но доброжелательное слово, узнать о себе получше, проверить, сопоставить с другими. И вот оно обнаруживает себя на “огоньке”, становится непреодолимым, и с этого часа человек уже не может жить без ежевечерних разговоров с друзьями у тихого костра. Словно искал человек долго, нашел наконец и не хочет потерять.
Единомышленники
У всех, кто работал и работает в “Орленке”, сохраняется чувство особого единства и единомыслия. Откуда оно, это чувство? Что тут в основе, что прежде всего?
Прежде всего – это сообща рожденная, самостоятельно выношенная педагогическая идея: поместить в центр орлятского мироздания личность подростка. Разрабатывая педагогику “Орленка”, заботились о самочувствии новичка в первые часы и дни; думая над тем, как обеспечить каждому позицию хозяина коллектива, как включить его в активную жизнь, применили методику коллективного планирования и анализа, ввели самоуправление, основанное на сменном активе, предполагающее обязательную работу звеньями, группами, создавали располагающую к открытому разговору атмосферу общего сбора и “огонька”; с помощью советов дела, творческих групп, конкурсных заданий стимулировали позицию организатора, инициатора, творца, но не пассивного зрителя.
Выступая против однообразия детской жизни, сказали себе: “Все дела – творчески, иначе зачем?”
Наконец, утверждали мажорный стиль жизни и деятельности отряда вожатых, который подчиняется тем же законам и обычаям, что и всякий отряд в “Орленке”. У отряда вожатых есть своя форма, свой девиз, песня, у них тоже меняются командиры, они время от времени собираются на свои вожатские “огоньки”. Всем своим обликом, внешней подтянутостью, внутренней собранностью, красивой слаженностью он зовет: “Делай, как я!”
Сидят и поют вожатые у костра. Если бы они пели только одни ребячьи песни, то можно было бы заподозрить, что они играют в свой отряд и в свой “огонек”. Настоящая жизнь просит настоящего самовыражения в песне. И у вожатых “Орленка” много своих, собственных песен: о встречах и прощаниях с ребятами, о дружбе и любви, о вожатской профессии, которая может быть счастьем…

Использованы фрагменты из книг:

Каникулы: игра, воспитание;
Обычная, средняя...;
Педагогика в пионерском лагере


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"