Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №51/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Лариса АМБАЕВА

Экзамены, оценки и медали

Говорят, что, заканчивая школу, человек прощается с детством и вступает во взрослую жизнь. А порогом, через который надо обязательно перешагнуть, являются экзамены, или, правильнее сказать, итоговая аттестация. Это оценка состояния образованности выпускника конкретного образовательного учреждения и всей системы в целом.
Итоговая аттестация – это не замер обученности по предмету, и от выпускника требуется отнюдь не точность воспроизведения материала учебника и не объем знаний по отдельным предметам.

К экзаменам готовятся не только учащиеся, но и школа

К проведению итоговой аттестации в Свердловской области во всех образовательных учреждениях и органах управления образованием формируются аттестационные, апелляционные комиссии, утверждаются приложения к экзаменационным билетам, проводится инструктирование выпускников и родителей или лиц, их заменяющих, готовятся приказы на освобождение от итоговой аттестации. В образовательных учреждениях должны быть информационные уголки для выпускников и родителей с нормативной и справочной информацией.

“Ахиллесова пята” выпускника

Зачастую выпускники основной школы – девятиклассники, усвоившие содержание образовательных программ (основные понятия, законы, теории, факты), при выполнении заданий могут применить знания только в знакомых ситуациях и затрудняются в выработке собственного алгоритма действий.
Уровень усвоения выпускниками средней (полной) школы образовательных программ несколько выше. Это проявляется в умении самостоятельно находить источники информации, рассуждать и давать аргументированные (обоснованные) умозаключения относительно фактов, событий, явлений.
Есть различия в уровне образованности выпускников школ повышенного статуса (или профильных классов) и обычных общеобразовательных школ – у первых результат образования, как правило, выше.
Заданиями экзаменационных билетов предусматривается вариативность и разноуровневость.

Тяга к знаниям или к медалям?

На протяжении последних лет средний аттестационный балл в 9 классах – 3,8; в 11 классах – 4,1. По области растет число выпускников, претендующих на награждение золотой медалью. Количество медалистов в 1998 году выросло по сравнению с 1997 годом на 38,2%, а в 1999 году по сравнению с 1998 годом – на 45,9%. Такая тенденция объясняется как желанием выпускников получить признание и оценку личных достижений, так и необходимостью иметь как можно больше гарантий поступления в вузы бесплатно, на бюджетной основе.
В прошлом году на рассмотрение в областную “медальную” комиссию было представлено 402 сочинения. Были признаны не соответствующими золотой медальной работе 66 сочинений, что составляет 16,6%. По математике поступило на рассмотрение 327 работ, отклонены две.
В 2000 году муниципальными органами управления образованием заявлено претендентов на “золото” 697, на серебро – 1094. Для рассмотрения в областную комиссию было доставлено 552 работы. Большая часть отсеялась после сочинения. В 2000 году 472 учащихся Свердловской области получат золотые медали. Процент отсева меньше, чем в прошлые годы, – 13. Половина претендентов на медали – из малых и средних населенных пунктов. Свои медалисты стали появляться и в небольших сельских школах населенных пунктов Елань, Байны. Интересен тот факт, что отсев медалистов из села минимальный: в глубинке педагоги их пестуют, трепетно “сопровождают”.
Впервые медали получили учащиеся учреждений начального профессионального образования – Камышловского профессионального колледжа, лицея милиции и лицея им. Дягилева.
Самые “урожайные” территории – Новоуральск, Н.Тагил, Краснотурьинск. Всего по области – около 260 медалистов, в Екатеринбурге – чуть больше 200.
Тенденция роста числа медалистов налицо. И вопреки бытующему мнению качество знаний не падает. “Медальные” работы стали качественно лучше, глубже. Видимо, растет престиж знаний у молодых. Две трети “золотых” детей – девочки.

Что умеют медалисты

Что касается сочинения, они должны уметь “читать” тему, выделять в ней ключевые понятия (часто в формулировке темы уже определен план рассуждений) и, отобрав материал, раскрывающий ее, целенаправленно его проанализировать, удерживая тему в тексте сочинения. Необходимо также владеть навыками литературоведческого анализа. Большинство выпускников 2000 года не взялись за литературоведческие темы типа “Смех как действующее лицо в комедии Гоголя”, но уверенно написали рецензии. Оригинальные сочинения сельских ребят, посвященные любимым поэтам – Н.Рубцову, С.Есенину, – произвели хорошее впечатление на членов комиссии.
В заданиях по алгебре, по мнению “большого жюри”, могли проявить себя с лучшей стороны выпускники гуманитарных классов: вопросы для них были, как говорится, на сообразительность, задания носили творческий характер. Вообще в работах по математике не допускается вольное использование терминологии, должны быть предложены рациональные, оригинальные способы решения, обоснования, с чем справились учащиеся математических и физико-математических классов. Им, кстати, пришлось несладко: в заданиях было много “занудных” вычислений, в процессе которых дети часто теряют интерес.
От современного молодого человека требуются развитость интеллекта, способность к творчеству и саморазвитию, направленность на успех, на профессиональное развитие, он должен обладать коммуникативной, экологической культурой, гражданской зрелостью, что и продемонстрировали многие выпускники этого года.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru