Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №50/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Модернизация образования – реформа-2000

С известным российским экономистом и деятелем образования
Ярославом Кузьминовым беседует обозреватель газеты «Первое сентября» Александр Адамский

Наша газета не торопилась публиковать стратегию развития образования, создаваемую в “Центре стратегических разработок” Германа Грефа. Но мы внимательно наблюдали и даже участвовали в этой работе. Сегодня мы можем отметить, что идеология и основные моменты программы «Модернизация образования», одобренной правительством на заседании 28 июня, совпадают с той образовательной политикой и теми механизмами ее реализации, которые отстаивает наша газета. Поэтому мы будем прилагать усилия для реализации этой программы. Тем более что, как уже неоднократно было замечено, в тексте «Модернизации образования» нет ни слова о 12-летке, дано весьма либеральное описание стандарта, уделено огромное внимание общественному управлению и, что самое главное для нас, намечен федеральный бюджет развития, то есть планируется реальная основа для развития инновационного образования.
На основе такой программы вполне можно строить систему образования – проектную модель гражданского общества.

Александр Адамский. У всех на слуху сегодня слова «центр Грефа», «программа Грефа». Нельзя ли уточнить, что собой представляет организация, которая концентрирует на сегодняшний день проектно-аналитическую власть в России?

Ярослав Кузьминов. Фонд “Центр стратегических разработок” – некоммерческая организация, созданная в декабре 1999 года пятью юридическими лицами-учредителями в целях проведения комплексного анализа политической, экономической, социальной обстановки в Российской Федерации и определения стратегии развития страны. Деятельность фонда согласуется с одной из приоритетных задач Правительства Российской Федерации по разработке стратегического плана развития России на долгосрочную перспективу. Идея создания подобной неправительственной структуры была высказана председателем Правительства РФ В.В.Путиным.

А.А. Не могли бы вы назвать эти пять юридических лиц?

Я.К. Конечно, могу. Учредители фонда “Центр стратегических разработок”:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования – Государственный университет “Высшая школа экономики”;
Государственное научное учреждение – Институт народно-хозяйственного прогнозирования Российской академии наук;
Государственное научно-исследовательское учреждение – Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России;
Рабочий центр экономических реформ при Правительстве России;
Научное учреждение – Институт экономического анализа.

11 ноября 1999 года мы, а, как вы видите, “Высшая школа экономики” входит в состав учредителей, обратились с письмом к В.В.Путину, в котором, в частности, писали: « ...В течение значительного времени в обществе идет дискуссия о перспективах развития Российской Федерации. Различные научные коллективы и исследователи, действуя как по собственной инициативе, так и по заказам политических партий и движений, предприняли целый ряд попыток разработать стратегию развития страны на среднесрочную перспективу. Эти усилия, безусловно, заслуживают пристального внимания и изучения, но из-за различных идеологических ограничений они, на наш взгляд, не привели к созданию цельной концепции развития. В этой связи не вызывает сомнений, что разработка стратегии развития должна осуществляться только на основе объективных профессиональных подходов.

Фонд “Центр стратегических разработок” вносит предложение об организации фундаментальных и прикладных исследований по разработке концепции развития Российской Федерации, определению приоритетных направлений развития страны в области экономики, права, науки и техники, оборонного потенциала и национальной безопасности, демографии и в иных областях, имеющих определяющее значение для будущего страны.

“Центр стратегических разработок” может стать одним из координаторов и разработчиков плана развития страны на долгосрочную перспективу...»

А.А. Каков был ответ председателя правительства В.В.Путина?

Я.К. Ответ был таков, что председателем Правительства Российской Федерации В.Путиным 1 декабря 1999 года было издано распоряжение об организации работы по разработке стратегического плана развития России на долгосрочную перспективу. В п. 5 настоящего распоряжения отмечено, что в целях проведения комплексного анализа политической, экономической, социальной обстановки в Российской Федерации и определения стратегии развития страны на долгосрочную перспективу Правительство РФ согласилось с предложением фонда “Центр стратегических разработок” о проведении им работ по подготовке стратегического плана развития страны.

А.А. Примерно в это же время была опубликована статья В.Путина «Россия на рубеже тысячелетий», в которой автор писал: «Ответственные общественно-политические силы должны предложить народу стратегию возрождения и расцвета России, которая бы опиралась на все положительное, что было создано в ходе рыночных и демократических реформ, и осуществлялась исключительно эволюционными, постепенными, взвешенными методами. Осуществлялась в условиях политической стабильности и без ухудшения условий жизни российского народа, всех его слоев и групп. Это непреложное требование, вытекающее из положения, в котором находится ныне страна». И вы решили, что вы и есть те самые ответственные общественно-политические силы?

Я.К. И мы, и вы, потому что ваша общественно-педагогическая и газетная деятельность – в русле упомянутых задач. Мы живем во время инициатив, и власть – это механизм реализации инициатив, такой она по крайней мере должна быть. И как только мы, граждане, осознаем эту возможность – своими инициативами менять жизнь, – появляется иной уровень ответственности. Поэтому мы не стали ждать указаний и проявили инициативу, в которую, кстати, потом и вас вовлекли.

А.А. Хорошо. Теперь давайте перейдем к программе «Модернизация образования»...

Я.К. Это первый раздел в общей программе стратегии развития России. Он был практически без изменений одобрен правительством – один из немногих. Прежде всего я хотел бы остановиться на двух главных принципах.

Модернизация страны опирается на модернизацию образования.

Приоритетными ориентирами для образования личности являются: способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, правовая культура.

Если по этим основным позициям у нас будет согласие с педагогическим сообществом, значит, программа будет реализована. Потому что остальное – механизм движения по этим ориентирам.

А.А. Для того чтобы двигаться по этим ориентирам, необходимо изменить содержание образования и подготовку учителя, чего пока не происходит, но, может быть, все-таки вначале запустить эти самые механизмы – экономические и правовые, чтобы, опираясь на них, производить перестройку содержания образования. Каковы механизмы модернизации образования, заложенные в программе?

Я.К. Прежде всего срочное улучшение финансирования. Ситуация такова: бюджетное финансирование образования упало ниже 40% уровня 1991 года в реальном выражении. Задолженность по оплате коммунальных расходов и заработной плате – 45 миллиардов на начало 2000 года.

А.А. На этом можно поставить точку в нашем разговоре и вообще в разговоре о развитии.

Я.К. Ну зачем же? Вот если бы мы говорили об этом три год назад – тогда ситуация была намного хуже, потому что общий экономический фон был хуже. Реформа 97-года – это реформа в условиях экономического спада. Сейчас подъем экономики. За истекшие месяцы 2000 года – 7,5% роста ВВП. По прогнозам, он упадет до 5,5–6 %, но это тоже неплохо. Удачная конъюнктура на внешних рынках. Недаром именно в это время мы проводим налоговую реформу. Поэтому я считаю, что за пять лет мы сможем, мы просто обязаны нарастить объем бюджетных вложений в образование с 3,2 до 4 процентов.

А.А. Означает ли это, что основным источником финансирования остается бюджет, а то ведь распространено мнение, что вы хотите переложить груз финансирования образования с государственных на родительские плечи.

Я.К. Это, мягко говоря, некорректное мнение. Главным источником финансирования остается бюджет. При этом в программе заложено, что в период с 2001 до 2004 года бюджетное финансирование образования будет опережать рост ВВП, а начиная с 2005 года темпы роста бюджетного финансирования будут соответствовать росту ВВП.

А.А. Как предполагается тратить деньги?

Я.К. Прежде всего хочу сказать, что с повестки дня не снимается идея введения целевых образовательных субвенций. Предполагается в рамках реформы перейти с начала 2002 года на прозрачную систему целевых субвенций на образование дотационным регионам. Вообще очень важная часть программы модернизации помимо увеличения объема финансирования – это, конечно, создание другой экономики образования. В чем ее особенность? Реальная хозяйственная самостоятельность образовательных учреждений, переход на нормативное финансирование в расчете на одного учащегося, реструктурирование сети сельских малокомплектных школ, субсидиарная ответственность вышестоящих бюджетов за исполнение нижестоящими федеральных мандатов. Повышение федеральных мандатов по финансированию образования плюс введение стимулирующих целевых субвенций даст реальное улучшение финансовой ситуации в регионах. Я в этом уверен.

А.А. Что значит «стимулирующая субвенция»?

Я.К. Это значит, что объем федеральных денег дотационным регионам будет зависеть от того, сколько они сами тратят на образование.

А.А. Да сами-то власти региональные или муниципальные – они тратят сколько могут. Помните старый анекдот: не стреляйте в пианиста, он играет как может? Так и здесь: тратят, сколько могут. Но главное – не занимаются привлечением средств извне. При мне был очень интересный диалог на семинаре Мирового банка по сельской школе, даже не диалог, а обмен мнениями. Заместитель начальника управления Самарской области (кажется, они называют себя губернией) убедительно и уверенно докладывала, как много из бюджета они тратят на школы и как мощно работают над увеличением и концентрацией бюджета. А министр образования Чувашии Галина Чернова так скромно и как-то даже неуверенно, как будто извиняясь, стала говорить, что она работает не только на увеличение бюджета, но и много уделяет внимания привлечению для школ, районов средств извне. И для нее самой была неожиданной поддержка участников семинара.

Я.К. Давайте скажем откровенно: огромные средства проходят через образование, не попадая в учебные заведения. По нашим расчетам – это 0,75% ВВП.

А.А. Это порядка 40–45 миллиардов рублей.

Я.К. Да, около того. И это при том, что все понимают: доходы семей сегодня крайне низкие. И еще долго частные деньги не будут иметь определяющего значения в образовании. В настоящее время только 25–30% семей могут принять участие в финансировании образования своих детей.

А.А. Это те самые 0,75% теневых средств?

Я.К. Не совсем. Всего семьи тратят на образование от 1,1 до 1,5% ВВП. Больше половины из них обеспечивает поступление на дефицитные направления образования, остающегося формально бесплатным, а также вынужденное теневое финансирование государственных образовательных учреждений. Мы хотим вывести эти деньги из тени и сделать так, чтобы благотворительность и спонсорство были выгодны всем.

А.А. То есть ввести налоговые льготы?

Я.К. Конечно. По подоходному налогу – это вычитание из налогооблагаемой базы расходов, связанных с оплатой образовательных услуг, кроме того, освобождение от налогообложения благотворительных пожертвований, предоставление права при исчислении налога на прибыль включать расходы на подготовку и переподготовку кадров. Это и есть мобилизация частных средств в систему образования. При чем здесь перекладывание груза с государства на родителей?

А.А. Да Бог с ними. Не с родителями, конечно, а с идеологами уравниловки. Есть еще тема, без которой нам не обойтись: единый экзамен. Эта позиция менялась с каждым новым вариантом текста «Модернизации образования». Вначале она выглядела жестко и определенно. Теперь в тексте так: «Аттестация должна проводиться независимо от конкретных учебных заведений общего и профессионального образования, в частности, с использованием единого экзамена». Что значит «в частности»? Есть и другие варианты?

Я.К. Мы хотим начать эксперимент по системе общегосударственной аттестации с 2001 года. А формулировка «в частности» вызвана тем, что, возможно, появятся варианты – для того и эксперимент. Вообще-то мы настроены на то, чтобы прекратить наконец издевательства над выпускниками. Разрушить систему двойного стандарта – недоверие к школьному экзамену и двойной стресс для ребят. Это выгодно и вузам, и школе, а главное – детям. В какой форме – пока речь идет о модели тестирования. Во многом это зависит от темпов компьютеризации нашего образования. Но необходимость независимой службы оценки качества образования и аттестации выпускников очевидна всем.

Вообще по каждому направлению «Модернизации...» можно провести отдельный “круглый стол” на страницах вашей газеты, и, мне кажется, читателям будет это и важно, и интересно. Чтобы не я один рассказывал, а разные люди делились своими мнениями и предлагали бы свои идеи и решения.

А.А. Спасибо, Ярослав Иванович. Если к сентябрю в нашей стране не произойдет ничего такого, что помешает нам вновь обсудить эту тему, мы обязательно вернемся к вашему предложению.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru