Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Как вступить в Российскую библиотечную ассоциацию

В мае этого года на ежегодной сессии Российской библиотечной ассоциации создана секция школьных библиотек в рамках РБА, избраны сопредседатели секции и ее совет. Публикуем подробности, как и обещали

Сопредседателями секции стали Ольга Викторовна КОЗЛОВА – заведующая научно-методическим отделом ГНПБ им. К.Д.Ушинского (Москва) и Нина Сергеевна ТАЛАЛАЕВА – заведующая библиотекой педагогической гимназии (Нижний Новгород). В совет секции вошли: Людмила Ивановна БОНДАРЕНКО – заведующая кабинетом библиотечной работы Ленинградского областного института развития образования (Санкт-Петербург), Наталья Игоревна ВИНОГРАДОВА – заведующая кабинетом школьных библиотек Тверского областного института усовершенствования учителей (г. Тверь), Ольга Константиновна ГРОМОВА – главный редактор газеты “Библиотека в школе” (Москва), Елена Вячеславовна ИВАНОВА – заведующая библиотечным центром Нижегородской авторской академической школы № 186 (г. Нижний Новгород), Римма Ивановна САЗОНОВА – заведующая библиотекой школы № 52 (г. Тверь).

На учредительном заседании секции и пленарном заседании сессии РБА обсуждался вопрос о возможностях вступления школьных библиотек в РБА. Поскольку библиотека школы не является юридическим лицом, есть два варианта вступления:

первый – вступление в РБА школы как организации, имеющей в своем составе библиотеку;

второй – если директор не поддерживает эту идею, то можно создать в городе, районе общественное объединение или так называемое некоммерческое партнерство, зарегистрировать его и вступать в РБА как общественное объединение. При этом совсем не обязательно, чтобы в объединение входили библиотеки всех школ города. Общие условия вступления оговорены в документах РБА, которые мы публикуем ниже. Поговорим о тонкостях.

Во-первых, о членских взносах. Понятно, что члены РБА взносы должны платить. Понятно также, что обычно у школьных библиотек денег на это нет. На сей счет на сессии РБА было принято такое решение: школьные библиотеки, вступившие в ассоциацию, могут быть освобождены на первые два года от вступительного и членских взносов по их заявлению. Такое членство дает право участвовать в работе РБА, в работе ее ежегодной сессии, присутствовать на заседаниях любой секции или “круглого стола”, но не дает права голоса при официальном голосовании. Если же вы можете найти деньги на взносы, то вы получаете это право голоса на условиях, оговоренных для всех членов РБА.

Размер вступительного взноса в РБА определяется вступающей организацией или учреждением в любой сумме, но не может быть ниже минимального размера оплаты труда (1 МРОТ) на момент внесения взноса.

Размер ежегодного членского взноса не может быть ниже двух минимальных размеров оплаты труда (2 МРОТ) и не может превышать 20 МРОТ на момент внесения взноса.

Согласно п. 5.1.3. устава РБА количество голосов, которыми обладает член РБА на ее Конференции, равно целому количеству МРОТ в его ежегодном членском взносе.

Срок внесения ежегодного членского взноса – не позднее 1 апреля текущего года; для новых членов – в течение трех месяцев со времени вступления в РБА.

При перечислении взноса необходимо выслать в секретариат РБА копию платежного поручения.

Во-вторых, о создании общественного объединения. Это не так страшно и трудно, как кажется. Основной алгоритм таков:

1. Прописывается устав объединения.

2. Выбирается учредитель (или несколько). Им может быть как юридическое (организация), так и физическое лицо. Учредитель пишет заявление и письмо о юридическом адресе учреждаемой организации.

3. Создается высший орган (руководящий состав) объединения (три человека), который обычно работает на общественных началах. Это тоже фиксируется документом.

Со всеми этими документами, формы которых можно узнать в местных органах юстиции, вы и идете в эту самую местную юстицию. Никаких разрешений от руководителей ваших школ на участие в такой работе не нужно. Никому не запрещена работа в общественных организациях.

Вот, собственно, и все.

Сейчас созданием объединения типа “некоммерческое партнерство” занимаются школьные библиотекари Твери. Как только они получат официальную регистрацию, мы расскажем об их опыте по шагам – что делали, что писали, с какими проблемами столкнулись и как их решали. Вероятно, это будет уже осенью.

Как вы увидите из общих документов РБА, взносы составляют совсем небольшие суммы, и их не так сложно найти, если подумать. Получение информационного бюллетеня РБА обойдется вам еще в 160 рублей в год.

Российская библиотечная ассоциация является общероссийским некоммерческим добровольным, самоуправляемым объединением библиотек, библиотечных общественных объединений и иных учреждений и организаций, профессионально связанных с библиотечным делом или содействующих его развитию.

РБА является координирующей организацией по отношению к своим членам и не ограничивает их прав, не несет ответственности по их обязательствам.

Целью РБА является объединение усилий, поддержка и координация действий ее членов в интересах сохранения и развития библиотечного дела в России.

Для достижения этих целей РБА осуществляет деятельность по следующим направлениям:

– библиотечная политика и законодательство;
– научная и практическая деятельность;
– социальная защита работников библиотек, библиографических и научно-информационных учреждений;
– защита прав пользователей библиотек;
– международное сотрудничество;
– культурно-просветительская деятельность;
– создание фондов помощи библиотекам и работникам библиотек;
– хозяйственная деятельность;
– издательско-полиграфическая деятельность.

Члены РБА: в РБА принимаются юридические лица, непосредственно занимающиеся реализацией целей РБА: библиотеки, библиотечные общественные организации, библиографические и информационные учреждения и учебные заведения, выпускающие специалистов в области библиотечного дела, библиографической и информационной деятельности, а также любые организации (кроме политических партий) и учреждения, имеющие в своем составе библиотеки или содействующие развитию библиотечного дела.

Прием в члены РБА производится советом на основании письменного заявления вступающего с последующим оформлением протокола и утверждением на конференции РБА.

В РБА работают секции и “круглые столы”, объединяющие ее членов по профессиональным интересам.

Секции по видам и специализациям библиотек

01. Секция краевых и областных универсальных научных/публичных библиотек;
02. Секция библиотек по искусству;
03. Секция библиотек, обслуживающих инвалидов;
04. Секция библиотек высших учебных заведений;
13. Секция медицинских и больничных библиотек;
14. Секция публичных библиотек;
15. Секция музыкальных библиотек;
16. Секция детских библиотек (Ассоциация детских библиотекарей России);
17. Секция национальных библиотек субъектов РФ;
19. Секция школьных библиотек.

Секции и “круглые столы” по направлениям библиотечной деятельности

05. Секция по библиотечной политике и законодательству;
06. Секция по сохранности библиотечных фондов;
07. Секция по истории библиотек;
08/11 Секции по автоматизации, форматам и каталогизации;
09. Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования;
10. Круглый стол “Общение и профессиональная этика библиотекаря”;
12. Секция по формированию фондов и межбиблиотечному абонементу;
18. “Круглый стол” по управлению библиотечными обществами и ассоциациями;
21. Секция “Создание и использование электронных ресурсов библиотек”.

Перечень документов для вступления в РБА

1. Заявление в совет РБА с просьбой принять вашу библиотеку, учреждение, общественное объединение или предприятие в Российскую библиотечную ассоциацию, содержащее обязательство выполнять Устав РБА, соблюдать Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря и поддерживать РБА материально (на бланке).

2. Для организаций – приказ руководителя библиотеки, учреждения или предприятия о вступлении в РБА; для общественных объединений – протокол органа (общего собрания, конференции съезда, правления, совета, президиума и т.п.), правомочного согласно уставу принимать решения о вступлении общественного объединения в другие организации, ассоциации, союзы и т.п..

3. Ксерокопия оригинала свидетельства о государственной регистрации.

4. Ксерокопия оригинала устава вашей библиотеки, учреждения, общественного объединения и т.д.

Примечание. Членство в РБА библиотек, служб информации, библиотечных и родственных им факультетов, являющихся подразделениями учреждений и организаций (вузов, институтов и др.), осуществляется через членство их учреждений. Для вступления в РБА нужно направить в ее совет указанные в перечне документы соответствующего учреждения (юридического лица). Например, для библиотеки вузовской или факультета: заявление и приказ о вступлении вуза в РБА (подписанные ректором вуза), копии устава вуза и свидетельства о его государственной регистрации (или, соответственно, школы).
5. Сведения о вашей библиотеке, учреждении, общественном объединении, предприятии и т.д.

Документы направлять в секретариат РБА по адресу:

191069, Санкт-Петербург, Садовая ул., 18. Штаб-квартира РБА
Ответственному секретарю РБА
Тел. (812) 110-58-61, факс (812) 110-58-61.

После этого нужно также перевести на счет РБА вступительный и членский (за текущий год) взносы.

Схемы документов будут напечатаны в №4 приложения “БШ”. Если они вам понадобятся раньше, то всю информацию можно получить у ответственного секретаря РБА.

Материалы подготовила Ольга ГРОМОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru