Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №44/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Александр АДАМСКИЙ

Парламентские слушания по двенадцатилетке: ведомственные решения еще живут.
Но, похоже, побеждать начинает здравый смысл

Одним из главных достижений парламентских слушаний 15 июня стал почти очевидный вывод: без общенационального согласия, без широкой и продолжительной дискуссии в обществе, без принятия специального закона об увеличении сроков обучения никакой двенадцатилетки не будет

Слушания по двенадцатилетке были под угрозой: в последний момент в Думе решили отправить депутатов в регионы работать с избирателями, а как раз на это время, на 15 июня, Совет Думы назначил слушания по двенадцатилетке. Но поскольку многие уже знали о событии и готовились, решили сроки слушаний не менять, но провести их в малом зале, потому что тема вроде бы не самая популярная, желающих собирается мало.
Однако 15 июня с утра стало ясно, что малый зал не вместит всех участников. Министерство пригласило около ста человек, комитет ГД по науке и образованию позвал столько же, а кроме того, как раз в это время закончился второй Всероссийский семинар попечителей, и все его участники пришли на слушания по одной из самых важных проблем сегодняшней школы.
Быстрая реакция вице-спикера, курирующего образование, Ирины Хакамады спасла ситуацию – дали большой зал. И он был почти полон.
Итак, парламентские слушания по двенадцатилетке, о необходимости которых долго говорили все, состоялись.
Некоторые итоги, правда предварительные, можно подвести. Прежде всего, общая ситуация относительно двенадцатилетки принципиально изменилась. Теперь уже ни у кого не должно быть иллюзии, будто двенадцатилетка надвигается неотвратимо и вопрос о ней уже решен. Одним из главных достижений парламентских слушаний 15 июня стал почти очевидный вывод: без общенационального согласия, без широкой и продолжительной дискуссии в обществе – среди политиков, экономистов, родителей, психологов и физиологов, – наконец, без принятия специального закона об увеличении сроков обучения никакой двенадцатилетки не будет.
Правда, теперь не исключен вариант, что ее вообще не будет. Потому что аргументы сторонников увеличенного срока обучения выглядели настолько неубедительными, настолько формальными и несодержательными, что, если бы шла прямая трансляция слушаний, наверное, вопрос о двенадцатилетнем обучении в глазах общественности потерял бы всякий смысл. Но обо всем по порядку.

Кому нужна двенадцатилетка?
Борис Немцов, делавший один из основных докладов на слушаниях, привел социологические данные, из которых следует: 80% школьников отрицательно относятся к увеличению срока обучения в школе. Любопытна реакция части зала: ну конечно, спросили детей, им, конечно, не хочется учиться. То есть часть зала, в основном руководители, абсолютно уверены, что нормальное отношение детей к школе – негативное.
Родителям тоже не очень хочется держать своих детей в школе дольше обычного – боятся и армии, и того, что денег придется тратить на целый год больше.
Очень нужна двенадцатилетка военным – на чтениях выступил полковник (на большее Министерство обороны не расщедрилось), начальник отдела призыва военного ведомства, и сделал всем присутствующим большую выволочку за то, что мы, педагоги, не обеспечиваем ему высокого показателя призывников. Выступал так, что Ирина Хакамада, ведущая слушаний, даже забыла о регламенте – он свободно мог ей дать два наряда вне очереди, если бы она осмелилась его перебить. Полковник требовал подвести все наши планы и документы к закону о воинской службе, к доктрине безопасности, требовал усилить военную подготовку, обеспечить призыв и улучшить сознательность выпускников, чтобы они добровольно шли в армию, а не из-под палки. И конечно, двенадцатилетка выгодна Министерству обороны, ведь процедуру получения аттестата можно поставить в зависимость от прохождения призывных мероприятий.
Есть выгода и у чиновников. Для того чтобы осуществить хоть какие-то перемены в логике административного управления, необходимо осуществить гигантскую структурную перестройку. Для чиновников – это катастрофа. Гораздо проще изменить внешнюю форму, оставив в ней старое содержание.
Так случилось с двенадцатилеткой – сознание чиновника смирилось с необходимостью школьных перемен, и автоматически это стало означать, что надо менять форму, сроки обучения.
Вместо формулы “Нужно срочное обновление школьного содержания” – непонятной и чрезвычайно инновационной – появилась простенькая и незатейливая – “Надо увеличить сроки обучения”, понятная, зримая и означает в переводе с аппаратного – будем обновляться. Поэтому двенадцатилетка нужна чиновникам как оправдание, как способ демонстрации их приверженности к переменам, к инновациям.

Подмена понятий
Но демонстрация фиктивна, потому что связка “двенадцатилетка – изменение содержания образования”, как показали еще раз парламентские слушания, не только не очевидна, но ее вообще не существует.
Почти десяток выступающих (не последние люди в российском образовании: депутат Е.Бунимович, ученый А.Абрамов, директор самой известной российской школы “Универс” из Красноярска В.Башев, философ П.Щедровицкий и другие) убедительно показали, что изменение содержания образования и переход на двенадцатилетку – это не одно и то же. Это просто не связанные между собой вещи. И более того, то, как сегодня осуществляется переход, – это совсем не обновление содержания образования, а, как выразился в своем выступлении министр В.Филиппов, консервация того старого, чем мы так гордились в прошлом.
Как только стало ясно, что обновление школы – отдельно, а двенадцатилетка – отдельно, сразу обессмыслилась сама затея увеличенных сроков обучения, потому что, как сказал мэр Усть-Илимска В.Дорошок, нет денег на достойную зарплату и ремонт существующей системы образования, откуда возьмутся деньги на двенадцатилетку.
И конечно, никто не верит, что все это не потребует средств.
Спасительная формула: “Отложим, но будем готовиться”.
Сторонники двенадцатилетки старательно обустраивали обходной маневр: сама идея, говорили они, неплоха, но не будем торопиться. Подготовимся, проведем эксперименты, разработаем учебный план, а потом перейдем. Даже удивительно, на какой уровень наивности и легковерия рассчитана такая логика!
Я занимаюсь экспериментами в образовании не первый год, председатель Совета сети ФЭП. Я позволю себе жесткое заявление: эксперимент под названием “Двенадцатилетка” – это полная нелепость. Экспериментировать надо с новыми принципами содержания образования, с укладом средней и старшей школы, со способами и технологиями.
Экспериментировать можно со средствами решения современных проблем – и проверять: решают эти средства сформулированные задачи или не решают. А двенадцатилетка – это даже не средство решения задач, это просто форма, срок. Классический пример: в Англии меньше автонарушений и левостороннее движение. Чтобы проверить, есть ли между этими фактами связь, давайте на 34 улицах Москвы введем левостороннее движение. Что будет?
Без решения проблем обновления содержания, вопроса призыва в армию, раздельного обучения младших и старших школьников введем двенадцатилетку в 34 регионах в порядке эксперимента. Хорошо, но тогда я спрашиваю: каковы параметры результативности этого эксперимента? Что мы хотим доказать и как увидим, что мы это доказали?
Когда-то один чиновник министерства, критикуя общественный характер конкурса на статус “Федеральная экспериментальная площадка”, внушал министру, что в нашей экспертизе много общественного и мало научного. И что, мол, надо “дотянуть” уровень ФЭП до высокой науки. Ну вот вам шанс – покажите пример научного экспериментирования с двенадцатилеткой. В чем здесь эксперимент? В том, чтобы с 6 лет учить детей в школе? Проходили. В том, что будет другой набор материала в так называемых базовых предметах? Но общий принцип формирования содержания образования остается прежним, в чем же здесь эксперимент?
По всему видно, что под флагом экспериментирования происходит протаскивание двенадцатилетки. И это тоже было хорошо видно на слушаниях.

Чем сердце успокоилось
В заключительном слове министра В.Филиппова звучала решимость идти дальше – готовиться и экспериментировать. Борис Немцов заявил, что на самом деле никакого решения о переходе на двенадцатилетку нет и в ближайшее время не предвидится. Ирина Хакамада предложила перенести дискуссию из стен парламента в общество.
А осенью будут следующие слушания про образовательную политику и стратегию развития образования.
...Раскочегаренный паровоз двенадцатилетки резко затормозил. Решения, принятые внутри ведомства, оказались недейственными. Школа поворачивается лицом к обществу, требует защиты и надеется на понимание.
Защищайте, что же вы...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru