Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/2000

Третья тетрадь. Детный мир

Александр ОКУНЕВ

Знак равенства между автором и учеником

Однажды я присутствовал на заседании Ассоциации учителей математики. Авторские коллективы представляли свои учебники. Со стороны же казалось, что это один огромный авторский коллектив говорит об одном учебнике, так схоже было их понимание и роли ученика, и роли учителя в учебном процессе, роли знания, да и принципов выстраивания самого процесса образования. И так как в их учебниках была реализована одна и та же философия образования, то и учебники их отличались лишь несколько иным расположением материала, несколько иным содержанием задач, иными экскурсами в историю математики. Объединяло стремление поучать, желание наполнять головы ребят фактами, знаниями, но, к великому сожалению, отсутствовало стремление авторов сформировать у ребенка потребность познавать совместно с ним, на равных строить храм знаний. На равных! Чтобы на равных выстраивать знания, на равных осуществлять поиск истины, надо признать равенство потенциальных творческих возможностей ученика и автора. Признать, что ученик равен автору, хотя тот пока еще отличается от него запасом знаний.

Утверждение равенства непривычно нам. Хотя если его признать, то исчезнет из учебника авторитарный, поучающий, разъясняющий стиль подачи нового материала, изменится его ритм, темп изложения, появятся паузы, пропускающие мысль ребенка вперед. Ребята получат возможность для самоосознания, самоопределения, для собственного личностного роста. Ребенку необходим разговор с автором – мудрым, интеллигентным, знающим, чутким собеседником. Авторское слово – посредник между наукой и учебником. Слову автора ребята верят. Оно предназначено вселить в них надежду на успех в изучении нового, пока еще загадочного курса. Порой оно приостанавливает чтение школьником текста своей необычностью, помогает задуматься о привычном, ставшем уже незаметным, но осмысление которого несказанно важно для самоопределения ребенка.

Выстраивая диалог с читателем, автор помогает ему добыть знания в результате поиска, в результате экспериментального нащупывания. Слово может проявить на страницах учебника рождение авторской мысли, не констатацию, а рождение, стимулируя тем самым мысль ученика.

Его цельность, интеллектуальность, эмоциональность, жизненная насыщенность, философская значимость, психологическая направленность, образность, метафоричность, научная емкость и точность являются камертоном, задающим определенную тональность души, мысли, бытия ребенка.

Слово прокладывает мостик от автора к ученику, от автора к учителю, от учителя к ученику. Как же порой не хватает хороших, емких, простых и значимых слов в наших учебниках.

Известно, что учебник во многом отличается от научного, академического издания, что изучение теории часто отрывочно и фрагментарно, поэтому стоит ученику показать эту незавершенность, пригласить его к самостоятельному исследованию. В этом случае не подойдет сухой, строгий, безапелляционный стиль изложения теории, ибо он может заблокировать все сомнения ребят в истинности, строгости, полноте изложения. Стоит подыскать слова, способствующие проявлению у ребенка вкуса к поиску истины, к появлению образа изучаемой науки.

Выготский писал, что “чрезвычайно важно установить в сознании ученика ту общую конечную цель, которая детерминирует весь процесс мышления. Между тем вся система прежних учебников была построена на отсутствии руководящей связи, и ученик, переходя от частности к частности, понимал связь между отдельными частями курса, как лошадь понимает связь между отдельным дерганьем вожжей и каждым отдельным поворотом, но смысл пути в целом, от отправной до конечной точки – смысл, которому подчинены все отдельные повороты, – бывал для ученика так же скрыт, как и для лошади”.

Выготский ратовал за направление внимания ученика на познание общих целей науки, на понимание ее структуры, на понимание целого, а частностям предлагал уделять столько внимания, сколько необходимо для осознания целого.

Царствовавшая до недавнего времени педагогика полезности сказалась и на позиции некоторых авторов учебников. Ученик беспрекословно учит параграфы, один за другим, не понимая цели своего труда.

Такого же подчинения требуют авторы от ученика и при решении задач, при выполнении упражнений. Ребенок тренируется, тренируется, совершенствует то умение, которое нужно авторам упражнений, ему-то оно порой совсем не нужно, да и в дальнейшем вряд ли понадобится.

Любопытно, что иногда умение выполнять частные операции так и не находит своего применения в общих, значимых задачах. Французские педагоги вообще предлагали устроить общественный суд над всеми упражнениями, которыми так теперь щедро наполнены и учебники, и многочисленные пособия. Думаю, что детям надо хотя бы объяснить смысл работы, в которую их включают авторы. Надо предоставить им право выбора.

“Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота. Обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать мир”, – писал Антуан де Сент-Экзюпери.

В наше время личность ученика все увереннее выдвигается в центр учебного процесса, поэтому так важно способствовать процессу выстраивания его личностных смыслов, рождению его ценностного мира, привить ему вкус к совершенству.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru