Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Образование + здравоохранение = ?..

Горестные заметки об участи школьных врачей, психологов и социальных педагогов

За последние пару лет региональное образовательное начальство заметно озаботилось проблемой, выражаясь официальным языком, «здоровьесберегающих технологий». В территориях спешно сочиняют программы типа «Образование и здоровье», на разработке и реализации которых некоторые особо умелые местные дельцы и московские гастролеры «наваривают» неплохие деньги. Вместе с тем постоянным унылым лейтмотивом всех этих интеллектуальных усилий являются старые как мир фразы: «Средств нет», «Совсем нет денег»… Но всегда ли для того, чтобы добиться реального, а не бумажного результата, жизненно необходимо дополнительное финансирование, или все же прав был кот Матроскин, утверждавший, что «средства у нас есть – у нас мозгов не хватает»? Об этом сегодня рассуждает наш эксперт, президент Ассоциации детских психиатров и психологов Анатолий СЕВЕРНЫЙ.

Как показывает опыт работы в регионах, все образовательные администраторы и педагоги понимают, что положение со здоровьем детей в России сейчас тяжелое, если не катастрофическое. Масса детей пропускают занятия, получают освобождения от экзаменов, не справляются с учебной программой – тут и слепой увидит, что дело плохо. В то же время работники образования осознают, что в рамках существующей системы они не в состоянии получить адекватную помощь со стороны здравоохранения.
Приведу только одну цифру: из детей, нуждающихся в психиатрической помощи, в государственной системе здравоохранения ее могут получить только 10 процентов. Не лучше ситуация в других сферах. Поэтому в недрах самой системы образования возникает множество проектов, цель которых – попытаться как-то компенсировать этот дефицит. Доходит до таких нелепостей, как организация собственных поликлиник при школах... Конечно, подменить здравоохранение все равно не удается, поскольку каждая система должна заниматься своим делом: в итоге результат этих и аналогичных усилий либо нулевой, либо стремится к нулю.

Почему же так происходит? Главная причина, на мой взгляд, – пресловутые межведомственные барьеры, о которых уже столько всего сказано, а воз и ныне там… Как сейчас взаимодействуют образование и здравоохранение? Школьный врач появляется в школе только в дни зарплаты и дни прививок – в остальное время его там днем с огнем не сыщешь. Безобразно ведется документация школьных медицинских кабинетов. А никакой другой связи школы и медицины нет!

Дело в том, что у нас созданы такие условия, при которых врачи не заинтересованы работать в системе образования. Приведу пример из собственной практики. На Лосином острове есть центр социальной помощи детям и подросткам, находящийся в ведении Московского комитета образования. В свое время я был там заместителем директора и потратил массу времени и сил на то, чтобы работающие там специалисты-медики получали хоть какие-то льготы и права, положенные по закону работникам системы образования: надбавки, стаж, выслугу лет… У меня практически ничего не получилось. А буквально на днях мне позвонили коллеги из этого центра и сообщили, что их приравняли к административным работникам и урезали отпуск с 48 до 24 рабочих дней, ссылаясь на какое-то решение двадцатипятилетней давности.

Я получил список должностей с перечислением прав и льгот для специалистов, работающих в образовании и медицине. Там очень жестко разделено: медицинские льготы – только для медиков, работающих в медицинских учреждениях, а педагогические – только для педагогов, работающих в образовательных учреждениях. Получается, что педагог, который работает в больнице или санатории, тоже ничего не имеет, и прежде всего льгот по выслуге лет. И на протяжении многих лет никто не пытается что-то с этим поделать… Вот это жесткое межведомственное разделение, собственно, и губит всю систему. Ребенок один, а средства на него распылены по различным конторам: у соцзащиты свои нормативы, у образования – свои, у здравоохранения – свои, и они практически никак не пересекаются.

Еще один не менее важный аспект проблемы, который никем не отмечается: специалист одного круга профессий, переходящий на работу в другое ведомство, лишается профессионального контроля. Медики, работающие в образовании, практически бесконтрольны, и то, что они творят в школах, зависит лишь от их профессиональной добросовестности: могу привести массу анекдотических примеров из этой серии. Уровень педагогов, работающих в детских больницах, также оставляет желать лучшего…
Отдельная история – со школьными психологами. Сейчас сроки их подготовки, слава богу, хотя бы увеличены до трех лет, а раньше на это вообще отводилось девять месяцев, и мы таких недоношенных специалистов называли «асмоловские аборты». Собственно говоря, г-н Асмолов на первых же шагах реализации искалечил и дискредитировал перспективную идею. Мы много лет отстаиваем, казалось бы, очевидную позицию: психолог, который находится в подчинении у школьной администрации, не может выполнять свой профессиональный долг! В нормативных документах, издающихся в системе образования, любят писать, что психолог «сопровождает педагогический процесс». Это же полная чушь и нонсенс с точки зрения функционала и профессиональных задач психолога: он должен защищать личность ребенка, а не «сопровождать процесс»…

Ничего странного нет в том, что в некоторых школах психологический кабинет стал пугалом для детей: если вызвал психолог, значит, он получил заказ от администрации найти способы надавить на ребенка или вообще избавиться от него. Короче говоря, школьные психологи в массе своей превратились в подсобных работников администрации. Это все, что они сейчас могут.

Мы много лет доказывали и доказываем: школьные психологи должны быть полностью выведены из-под влияния школьной администрации и подчинены территориальным – муниципальным, региональным – профессиональным центрам (наряду с дефектологами, коррекционными педагогами, логопедами, психотерапевтами, врачами). В структуру этих центров должны быть введены и психолого-медико-педагогические комиссии, работа которых на сегодня также вызывает множество справедливых нареканий. В таком центре ребенок сможет получить любую необходимую ему квалифицированную помощь, и у родителей не будет необходимости обивать пороги десятка учреждений. При этом собственно школьные психологи будут по-прежнему работать в школах, иметь там свои кабинеты, но они уже не будут зависеть от директора.
Опыт создания такого психологического центра «Доверие» имел место в Новгороде, где Ассоциация детских психиатров и психологов имеет региональное отделение. Его возглавила председатель отделения Надежда Лисицына – уполномоченный по правам ребенка Новгородской области. Деятельность школьных психологов сразу и кардинально изменилась к лучшему: постоянное профессиональное общение и профессиональный контроль, взаимоотношения с учреждениями образования – на контрактной основе. Однако через полгода директора школ написали коллективный протест в городской Комитет образования: психологи мешают работать! В итоге буквально несколько месяцев назад чиновники заставили Лисицыну уйти с поста руководителя центра «Доверие»…

Как это ни прискорбно, не лучше обстоят дела и в столице. Более того, если федеральный центр ежегодно публикует государственный доклад о ситуации со здоровьем и обеспечением прав детей в стране – ущербная, скудная, лукавая статистика, но дает хотя бы самое приблизительное представление о реальной ситуации, – то по Москве вообще никакой доступной статистики нет. С точки зрения профессионала это весьма красноречивое и пугающее молчание. На мой взгляд, в Москве вообще необычайно жесткая, авторитарная и закрытая система образования: даже федеральное министерство, не говоря уж о неправительственных организациях, не имеет никакой возможности влиять на столичную администрацию.

Увы, последний документ Министерства образования о мероприятиях по развитию службы практической психологии, который чиновники готовили в течение семи лет, никак не меняет положения вещей. Еще на первый вариант данного постановления я написал большую рецензию, в которой обосновывал, почему это никогда не будет работать. В итоге все так и осталось. Согласно мысли министерских специалистов, психолог находится в двойном подчинении: в административном – у руководства школы, в методическом – у методкабинета. На самом деле никакого двойного подчинения вообще не бывает: нужно совершенно не разбираться в элементарных принципах управления, чтобы провозглашать такие вещи…

Та же самая история сейчас повторяется и с социальными педагогами, задача которых – защита прав ребенка и которые сейчас также оказываются в подчинении школьной администрации. Ведь школа, какие бы красивые слова мы про нее ни говорили, всегда была, есть и будет организацией подавления: это заложено в самой природе ее деятельности. Более того, в разумных пределах это подавление необходимо – постольку, поскольку необходимы унификация, единый для всех объем образования, общепринятые правила поведения и так далее. Поэтому нельзя, находясь внутри школы, в подчинении у ее директора, эффективно следить за тем, чтобы уровень принуждения не превышал границ достаточного минимума и не травмировал личность ребенка. А ведомство, естественно, не хочет выпускать из своих рук рычаги контроля: ведь самая удобная позиция, когда ты сам что-то делаешь и сам себя контролируешь.

Вот и получается, что при всех наших постоянных воплях о нехватке средств мы в то же время совершенно неэффективно тратим огромные деньги. Ведь и психологи, и социальные педагоги каждый месяц получают зарплату за ту работу, которую они объективно не в состоянии выполнить…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru