Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №40/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Вот наш портрет – из стопки почтовых конвертов!

Более трех месяцев шли письма с ответами на анкету, напечатанную в первом февральском номере “БШ”

“Это просто замечательно, что вы захотели узнать что-то о нас”. Из ответа на анкету

Сразу оговоримся, что анкетирование школьных библиотекарей, проводимое научно-методическим отделом Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского с помощью приложения-вкладки “Библиотека в школе”, трактуется нами не как инструмент научного изучения, а лишь как подспорье в окончательном осмыслении известных фактов, подкрепленных “гласом народа”. Особо поблагодарим методистов и школьных библиотекарей, которые набрали на компьютерах или напечатали на машинке текст анкеты, размножили среди коллег и прислали в редакцию и в ГНПБ им. К.Д.Ушинского сразу много ответов. Некоторые сделали то же с увеличенными ксерокопиями. Эту большую работу проделали коллеги из Новоуральска, Тобольска, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Заозерска Мурманской области, Курчатова и окружные методисты Москвы.
Вопросы в анкете условно можно разбить на вопросы объективного и максимально конкретного характера (о количестве проработанного времени, наличии образования, составе фонда, подписке) и субъективного, личностного плана (об отношении администрации, условиях работы, блок вопросов психологического плана). Вопросы специально заданы ненаучным образом, чтобы дать возможность при желании более распространенно ответить о наболевшем или о хорошем, если оно есть.
Конечно, необходимо особо оговориться, что вся масса анкет неоднородна по своему отношению к анкетированию. В основном письма в редакцию присланы энтузиастами, активно относящимися не только к своей работе, но и к школе и к себе. Исключение составляют школьные библиотекари некоторых округов Москвы, где по просьбе методистов данные анкеты были заполнены во время семинаров всеми желающими и не очень желающими.
Итак, читаем анкеты. Из ответов на вопрос о стаже можно сказать, что формальное большинство работающих составляют библиотекари со стажем работы до 10 лет (28%), то есть те специалисты, которые пришли в школу в течение всего “смутного времени” и остаются здесь и поныне. Существенный процент составляют работники, пришедшие в школьные библиотеки еще в советские времена: со стажем до 15 лет (18%) и до 20 лет (15%), свыше 20 лет (10,5%). Есть в библиотечных рядах и корифеи, проработавшие от 35 до 40 лет (2,5%).
К сожалению, совсем не маленький процент (16,5%) работников со стажем до трех лет, что говорит о наличии все же достаточно высокой текучести кадров. Причем среди жителей больших городов он существенно выше, чем в небольших городах и селах. Видимо, это связано с возможностью более свободного трудоустройства в больших городах.
По образованию. Согласно данному анкетированию, получается, что 49,5% школьных библиотекарей имеют библиотечное образование. Но на самом деле нам кажется, что реально с включением сельских библиотекарей этот процент будет несколько ниже, в пределах 40. Почти поровну библиотекарей с гуманитарным (не библиотечным) образованием (23%) и техническим (22,5%).
Вопрос о наличии представления о выполняемой работе (слабое, достаточное, наполовину) был включен в анкету не случайно. Конечно, ожидалось, что преобладающее большинство имеет достаточное представление о своей работе (81%), однако наиболее интересным для нас был процент людей, представляющих себе операции своей работы наполовину. Здесь он получился 11,5%. Однако, по нашим понятиям, он должен был бы быть несколько выше, т.к. слишком велик совокупный процент работников без библиотечного образования. Истина, видимо, заключается не в том, что эти работники преувеличивают степень своих знаний о библиотечном производстве, а скорее в отсутствии достаточной информированности обо всем комплексе работ, возможных к применению на рабочем месте. Возможно, скольжение по известному минимуму выполняемых процедур принимается за знание в конечном варианте.
Полтора процента анкетируемых искренне ответили, что имеют слабое представление о библиотечной работе.
Как и следовало ожидать, на вопрос “Является ли эта работа единственно возможным вариантом?” 74,5% ответили утвердительно и 20,5% ответили, что эта работа таковой не является. Естественно, это жители больших городов. Некоторая часть анкетируемых не ответили на этот вопрос.
Катаклизмы нашего общественного устройства отчетливо отразились при ответе на вопрос «Останетесь ли вы в школе “на всю оставшуюся жизнь”?». 48% ответили: “Как сложатся обстоятельства”, 46% уверены, что останутся, и лишь 2% твердо ответили, что не останутся.
Среди конкретных вопросов особо интересующим нас являлся ответ о содержании в фонде процента художественной, познавательной литературы и учебников. Как мы и предполагали, в преобладающем большинстве в больших городах, где снабжение учебниками поставлено хорошо, соотношение составляет примерно 30–40% общего фонда и 70–60% учебников. Совсем другая картина в небольших городах и селах, где приобретение учебников ложится частично на плечи местных властей, частично – родителей. Там фонд подразделяется в преобладающем большинстве 50% общего фонда на 50% учебников.
Катастрофически обстоит дело в школьных библиотеках с подпиской. 40% анкетируемых отметили отсутствие таковой. Выражено это было в одной анкете безысходными словами: “Многие годы не выписываем ничего”. 37% библиотек выписывают только то, что необходимо администрации школы: “Вестник образования”, “Учительская газета”, “Директор школы”, “Завуч”, “Первое сентября”. И лишь в 18% библиотек к этому выписывают кое-что и для детей: “Юный техник”, “Мурзилка”, “Свирель”, “Юный натуралист”, “Ровесник”, “Техника – молодежи”. Удивительно хорошо на этом фоне выглядят школьные библиотеки города Новоуральска Свердловской области. Там в некоторых библиотеках около 40 разнообразных изданий и для педагогов, и для детей.
Интересен опыт одной из школ Краснодарского края, где достаточно обширная подписка для школьной библиотеки сделана усилиями администрации, педагогов и учащихся.
Пока еще совсем плохо обстоит дело с компьютеризацией школьных библиотек. 85% ответили, что компьютера нет и неизвестно, когда будет. В 9% библиотек компьютеры стоят, но активная работа еще не начата. По нашим предположениям, процент наличия компьютеров в школьных библиотеках намного меньше (опять оговорюсь, что ответили на анкету наиболее активные и продвинутые библиотекари).
Наиболее интересны, конечно, ответы на вопросы субъективного характера. В частности, на вопрос “Что больше всего раздражает, не устраивает вас в работе?” получены очень разнообразные ответы:
маленькая зарплата – 27%;
нехватка художественного и познавательного фонда – 20%;
отсутствие хорошего помещения, специального оборудования, библиотечной техники – 15,5%;
работа с учебниками – 14%;
низкая оценка труда библиотекаря, непонимание специфики труда, потребительское отношение – 10,5%;
маленький отпуск – 7,5%;
излишний контроль и загруженность ненужной писаниной – 4%;
физическая нагрузка – 4%.
Удивительная гражданственность 20% библиотекарей, назвавших среди раздражителей отсутствие возможности по объективным причинам хорошо делать свое дело из-за несовершенства библиотечного фонда и отсутствия средств для его комплектования, восхищает и достойно уважения. Строки из анкеты: “Раздражает убогость фонда – стыдно перед детьми”.
В работе с учебниками раздражает их несвоевременный привоз, а по Москве негодование: “Обилие ненужных учебников”. На селе сетуют: “С каждым годом учебников становится меньше, обеспечивают только начальную школу и детей из малоимущих семей”. Низкая оценка работы библиотекаря выражается в том, что они ощущают себя зачастую пасынками в родной школе.
Относительно плохих условий работы в одной анкете читаем совсем безрадостное: “Помещение сырое, холодное, темное”.
Библиотекарь, сетующий на излишнее рвение руководящих органов, вполне логично декларирует: “Раз контролируете, то помогайте”.
Знакомое многим библиотекарям неприятное ощущение отражено в таких словах: “Расстраивает работа с учителями-задолжниками”.
На вопрос “Что нравится, устраивает в работе” 69% отметили работу с детьми, контакт с педагогами. Из анкеты: “Востребована, постоянно нужна, постоянно занята”. Интересны ответы: “Радость от служения читателю. И еще много-много всего, что перевешивает все горести и невзгоды”, “Отдача от проводимых мероприятий”, “Самое приятное в работе, когда вдруг видишь, что ребенок увлекся чтением, книга стала представлять для него какую-то ценность”, “Быть на своем месте”, “Возможность увидеть результаты работы”, “Они (дети. – О.В.) иногда мудрее нас”, “Интересно “...
20% анкетируемых большую ценность специальности видят в творчестве, возможности интеллектуального развития, постоянном расширении кругозора, в смене занятий.
Лаконично и предельно просто в одной анкете сказано: “Книги и дети”.
Ответы на вопрос о совмещении показали нам, что 37% опрошенных не совмещают работу библиотекаря с другой работой в школе, поскольку зачастую работают в библиотеке на 1,5 ставки (зав.библиотекой и библиотекаря). Около 20% помимо библиотечной работы преподают, а 22% систематически заменяют заболевших педагогов. Кружки ведут в школе 19% библиотекарей, 7% ведут факультативы, а 4% работают с группами продленного дня.
Существенный процент (11%) библиотекарей осуществляют очень разнообразные виды работ в школе. Они работают за секретаря, завхоза, лаборанта, художественного оформителя, работают в киоске, за уборщицу и даже за грузчика.
Как видим, библиотекари в преобладающем большинстве очень плотно вписаны в жизнь школы.
Радуют, успокаивают ответы на вопрос “Устраивает ли вас отношение администрации школы?”. 68% библиотекарей устраивает. Хотелось бы более позитивного отношения – 26%. А вот 9% недовольны существующим к ним отношением. Любопытна выявленная деталь: недовольство, как правило, выражают библиотекари, не участвующие активно в жизни школы, не замещающие заболевших педагогов, ничем не занимающиеся, кроме своей работы.
В вопросе об удовлетворении своим помещением и интерьером были предложены возможные ответы: вполне, совсем нет и “сойдет на троечку”.
Неприхотливость школьных библиотекарей отразилась в том, что 37% согласились работать в помещении и интерьере, который “сойдет на троечку”, вполне довольны имеющимся – 33%, но довольно большая группа (26%) откровенно недовольна тем, что имеет.

Собирательный портрет школьного библиотекаря, в общем, готов. Мы видим женщину средних лет, которая имеет неплохое образование, достаточно отчетливо представляет (вернее, знает) свое библиотечное производство. Работа в школьной библиотеке является для нее единственно возможным вариантом труда, но в силу непредсказуемости социальной ситуации в стране она не уверена, что останется работать в школьной библиотеке, а не отдастся на волю складывающимся обстоятельствам.
В имеющейся работе ее больше всего не устраивают маленькая зарплата, отсутствие хорошего библиотечного фонда и недостаточно высокая оценка ее труда. А удерживает ее на этом месте любовь к детям, к школьному коллективу и возможность творчества. Она органично входит в педагогический коллектив, замещает болеющих, отсутствующих коллег, подрабатывает где может. Хотя отношением к себе администрации школы она, в общем, довольна, но более позитивное отношение не помешает. Будучи неприхотливой по природе своей профессии, со своим помещением и его интерьером она смирилась, хотя и оценивает его как “сойдет на троечку”. Ей хотелось бы освоить компьютер, хотя она понимает, что этот адский труд, возможно, будет ей не по плечу. От сотрудников научно-методического отдела “Ушинки” она хочет конкретной помощи в виде инструкций, положений и разработок массовых мероприятий.
Мы остались довольны получившимся портретом. Он прост, неярок и, нам кажется, реалистичен.

Последний вопрос о пожеланиях научно-методическому отделу библиотеки им. К.Д.Ушинского не совсем в контексте темы, но тем приятнее было прочитать деловые предложения типа “больше удобных методических пособий и отстаивать интересы библиотекарей на высшем уровне”, “доводить своевременно до библиотекарей регламентирующие документы”, “чаще выступать непосредственно перед библиотекарями с лекциями”, “выпускать календарь знаменательных дат”, близкое к крику души: “Не ставьте знака равенства между детской библиотекой и школьной. Мы не успеваем!” (зная специфику труда, мы никогда не ставим этого знака. – О.К.)
Библиотекари писали и так: “Спасибо за заботу”, “Все конкретные советы во вкладке “Библиотека в школе” исполнены уважения и горячего желания помочь”, “Продолжайте!!!”.
Мы были тронуты чисто человеческими пожеланиями “хорошего здоровья и увеличения зарплаты”. Последнее, видимо, будет актуально для нас всех на всю оставшуюся жизнь.

Ольга КОЗЛОВА,
ГНПБ им. К.Д.Ушинского

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru