Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Лабиринт культуры с птичьего полета

Гузик М.А.
Учебный путеводитель по мировой художественной культуре: Древний Восток и Западная Европа.
Кн. для учащихся.–
М.: Просвещение, 1999. – 208 с.

Название «Путеводитель...» может ввести в заблуждение. Никакой, конечно, не путеводитель эта скромная книжка, хотя польза ее несомненна. Впрочем, скорее все-таки не для учащихся, а для учителей. Все преподаватели мировой художественной культуры мучаются с одной и той же проблемой: как вместить необъятный материал в рамки сравнительно скромного учебного курса. М.А.Гузик дала образцы решения этой задачи, и, как мне кажется, хорошо справилась с решением. У нее получается нечто вроде попытки взглянуть на лабиринт культуры с птичьего полета.

Я оцениваю решение как удачное не потому, что уж очень ярки и оригинальны речи о культурных феноменах, не потому, что культурные достижения представлены как-то особенно (в путеводителе нет ни одной не то что бы цветной – вообще ни одной иллюстрации, и лишь на цветной обложке, бросаясь в глаза, сияет фрагмент фрески Сикейроса с разверстой грудью мексиканки в кандалах). Новый учебник по МХК содержит насыщенные конспективные рассказы по всем периодам мировой культуры и опорные конспекты к ним. Сначала следует текст по определенной теме, потом схемки к нему, где в сокращенном виде группируется вся основная информация. «Опорные схемы», ориентированные на зрительное восприятие, вообще говоря, очень полезная, хотя и полузабытая методическая придумка.

Все это дано предельно лаконично и одновременно информативно и по возможности лишено всякого рода излияний, так называемой «воды». Удачно то, что на минимуме площади вмещен максимум информации, причем подана эта информация так, что на одной страничке вмещено ровно столько информации, сколько нужно, отобрана она с предельной тщательностью – ничего лишнего. Для умного школьника – это, конечно, прекрасная шпаргалка, но для того чтобы ею пользоваться, сколько же всего нужно знать!

Конечно, каждому педагогу приходится прибегать к единственному у нас для многих техническому средству обучения – доске с мелом. Так вот, в этой книжке представлен вариант использования этого средства. Вот почему даже критика представленного варианта схем-таблиц и текстов к ним сама по себе полезна. Любой педагог, просматривая труд М.А.Гузик, не удержится от скептических замечаний: там схема надумана, там принцип классификации по единому основанию не выдержан, там... еще что-то. Но ведь вот что важно: все эти недочеты стимулируют собственную рефлексию над материалом, вызывая реакцию по типу: «Я бы сделала не так!» Вот этим, пожалуй, и ценна небольшая брошюрка, недостатки которые так легко обратить в достоинства.

Татьяна Кошкина

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru