Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Нестандартные программы не помешают школам получать лицензии

Поправка к Закону “Об образовании”, грозившая экспертизой всем необычным педагогическим методикам, отвергнута комитетом Думы

Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в ст.ст.16 и 33 Закона РФ “Об образовании” бродит по верхней и нижней палатам Федерального Собрания еще с конца прошлого года. В первоначальном варианте законопроекта, получившем одобрение Комитета по образованию Совета Федерации, предлагалось ввести экспертизу содержания образования для установления соответствия образовательным стандартам (в действующем Законе “Об образовании” указано, что содержание, методики и организация образовательного процесса предметом экспертизы не являются). Этот шаг законодателей серьезно обеспокоил педагогическую общественность.
Во-первых, потому, что нет до сих пор государственных образовательных стандартов. Во-вторых, потому, что совершенно непонятно, что последует за установлением несоответствия программ и учебных планов конкретной школы стандартам. Особенно если школа работает по собственным методикам и весь процесс обучения в ней отличается от обучения в традиционной общеобразовательной школе. Не приведет ли это к закрытию нестандартных школ, очень портящих чиновникам настроение?
Министр образования России Владимир Филиппов, когда мы задали ему вопрос о возможных последствиях введения законопроекта, ответил так: нужно начать экспертировать содержание учебного процесса, поскольку родители учащихся нуждаются в государственной защите от некачественного образования. Однако и сами школы, как показывает жизнь, все чаще нуждаются в защите от действий чиновников. Министерство образования России сегодня не в состоянии гарантировать поддержку даже собственным федеральным экспериментальным площадкам.
И вот недавно на заседании Комитета по образованию и науке Государственной Думы был вновь поднят вопрос о ст. 33 Закона “Об образовании”. Проанализировав многочисленные поправки к первоначальному тексту законопроекта, который не вызвал одобрения общественности, депутаты пришли к выводу, что придется практически целиком переписать весь текст. Итак, теперь абзац 3 пункта 9 ст. 33 гласит, что предметом и содержанием экспертизы, помимо всего, что установлено действующим Законом “Об образовании”, также будут являться:
“Образовательные программы и учебные планы в части их соответствия общим требованиям к содержанию образования, установленным Законом Российской Федерации “Об образовании”, и государственным образовательным стандартам, если указанные стандарты установлены”.
И далее:
“Факт признания экспертной комиссией соответствия или несоответствия содержания образовательных программ государственным образовательным стандартам указывается в лицензии.
Несоответствие образовательных программ государственным образовательным стандартам не может служить основанием для отказа негосударственному образовательному учреждению в выдаче лицензии”.
Таким образом, государственные школы все-таки будут строго реализовывать государственные стандарты в образовании (как только они будут утверждены законом).
И тем не менее:
“Организация и методики образовательного процесса предметом экспертизы не являются”.
Эта норма уже затрагивает все образовательные учреждения, как негосударственные, так и государственные.
Комитет по образованию и науке Госдумы одобрил новый вариант текста законопроекта, направив его на юридическую экспертизу, после чего законопроект будет обсуждаться на пленарном заседании.

Наталия ИШТРИКОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru