Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Марина КОСМИНА

Закон “О воинской обязанности...” противоречит Закону “Об образовании”

Какой из них будет пересмотрен? Это не просто юридическая коллизия. Это проверка общества на гражданскую зрелость

Бесцеремонность, с которой военные вернули в школу НВП, и то, как они обошлись с Законом “Об образовании”, не просто показательны. Это модельная ситуация, в которой генералитет демонстрирует, как он намерен отныне вести себя с обществом.
В каком-то смысле это пробный шаг. Стерпите? Смолчите? Тогда мы шагнем дальше. И еще скажем, что общество нас поддерживает.
Был у вас закон – ну и что? А мы сделаем так, как будто его не было. Он был неправильный, мы сделаем как надо.
Итак, военные вернули в школу НВП. Опасаясь насмешек, они называют свой предмет иначе. Но суть военной подготовки, назови ее хоть начальной, хоть основами, не меняется.
Произошло это возвращение как-то очень просто: был Закон “Об образовании”, в котором военная подготовка разрешалась только на добровольных началах, факультативно. Но в 1998 году появился Закон “О военной обязанности и воинской службе”, в которой основной закон сферы образования просто проигнорировали. Провозгласили, что готовить к войне будем теперь мальчиков в обязательном порядке.
И теперь, оглядываясь назад, то одна газета, то другая, то один депутат, то другой изумленно вскрикивают: постойте, это как же понимать?
А так и понимайте, отвечают военные. Это мы намеренно такой закон провели. И поправки к Закону “Об образовании” пишем.
Не Министерство образования опротестовывает вмешательство в школьные дела, а Министерство обороны школьный закон переписывает.
Но мрачный юмор ситуации заключается в противоречии двух законов, о котором как бы никто не догадывается. Производственный брак Государственной Думы.
Ну, говорят, у нас такого брака, знаете ли...
Два закона противоречат друг другу, и вроде бы ни один не имеет преимущества. Только вот, во-первых, Закон “Об образовании” для сферы образования – специальный, а это значит, что при противоречии с другим законом федерального уровня имеет силу именно он. А во-вторых, принят раньше! Для того, чтобы его отменить в какой-то части, нужно специально оговорить это в тексте следующего закона: мол, в части статьи такой-то пункта такого-то Закон “Об образовании” считать утратившим силу...
Этого военное лобби не сделало.
И получается, что обязательность военной подготовки весьма и весьма сомнительна.
– Можно бороться. Не все потеряно, – говорит председатель Палаты по правам человека Консультативного совета при администрации президента Валерий Борщев. – Педагогическая общественность могла бы выступить с протестом, и я уверен, власть прислушалась бы к нему.
– Налицо явное противоречие двух законов, которое пропустили и сами законодатели, и их юристы, – подтвердил судья Конституционного суда Владимир Стрекозов. – Утверждая закон, противоречия не заметили ни Совет Федерации, ни президент. А так как оба закона равноправны по юридической силе, теперь нужно обращаться к законодателю и добиваться пересмотра.
Нужно, конечно.
Вот только вопрос: кто обратится первым и что будет пересмотрено?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru