Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №32/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Ш.Амонашвили:
“...Все в твоих руках”

15 апреля в два часа дня возле сцены выставочного павильона образовалось плотное полукольцо людей. В руках у многих из них были авторучки, тетради, диктофоны и любительские кинокамеры. Аудитория внимала словам Шалвы Амонашвили. Именно внимала, ибо проникновенное выступление Шалвы Александровича касалось самых значимых для школы понятий: педагогика, ребенок, учитель, урок.

Кто для нас ребенок?

Для Шалвы Александровича это существо, пришедшее из высшего мира. Каждый человек рождается не случайно, а со своей особой миссией, предназначением. Только тот, кто соприкоснулся с этим, и будет служить своей высокой жизненной цели, а другой проживет жизнь, даже не зная о ней.

В этом вера педагога Амонашвили, а без веры, по его убеждению, педагогика развиваться не может.

“Школа” – латинское слово и означает “лестница” – лестница для духовного восхождения человека.

Где же находится эта лестница? Она находится внутри самого учителя. Не здание, не стены есть школа, а учитель.

“Учитель” – высшее понятие. Слова, подчеркивает Амонашвили, зря не творятся. В любом звуке есть свой смысл.

“У” образовалось от “ур” – иначе высший разум, свет, культура, душа, зажигание света, сама жизнь. “Чело” – человек, душа.

А что же тогда означает слово “урок”?

“У” – свет и “рок” – моя судьба, миссия. На уроке учитель зажигает свет для ребенка, который идет за этим светом, чтобы искать свое высшее предназначение.

Учитель должен нести детям именно свет, любовь, доброту, чуткость, понимание, сострадание, сочувствие. Светом является красота самой науки. Не частицы науки – параграф за параграфом, задача за задачей, а истинные законы науки, которую ребенок постигает.

С этими словами тесно связаны другие понятия, в том числе образование, просвещение. Все они, выражаясь языком Шалвы Александровича, хором говорят, что дети – явление в нашей жизни и мы, учителя, несем перед ними большую ответственность.

Откликом на выступление Шалвы Александровича стала непрерывная череда вопросов, как будто люди припали к чудесному роднику, из которого каждому хотелось напиться.
Какое место в школе должно занимать религиозное и духовно-нравственное воспитание? Видите ли вы за школой задачу социализации и как вы ее решаете? Не принижаете ли вы значение знаний?

Отвечая, Шалва Александрович заметил, что, без сомнения, знания важны, но все же главная задача школы – воспитать благородного человека. Ведь знания сами по себе не хороши и не плохи. В руках одного человека они приносят добро, а в руках другого становятся ужасной силой.

И притча, рассказанная Шалвой Александровичем в завершение его выступления, была именно об этом.

Ученик, желая испытать учителя, принес в руке пойманную бабочку. При этом он рассуждал так: спрошу учителя, жив этот мотылек или мертв; если скажет “мертв”, раскрою ладонь, и бабочка улетит, а если ответит “жив”, сожму пальцы, и она погибнет. Что, как вы думаете, ответил учитель? “Все в твоих руках!”

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

В.Шаталов:
четыре тысячи ответов за одиннадцать минут

Если верно, что талант и любовь центрируют возраст, то Виктор Федорович Шаталов – верное тому подтверждение. Десять километров бега каждое утро – норма. А еще он переводит Ивана Франко с украинского – какая-то очень редкая поэма, 115 лет за нее никто не брался, к тому же и белый стих. Но чтобы Шаталов да не справился?

Выступление Виктора Федоровича на выставке собрало, пожалуй, самую большую аудиторию. Стояли такой толпой, что не обойдешь и не протолкнешься. Шаталов спешил на поезд, но говорил до последнего. Мастер-класс провести не удалось – почему-то не оказалось доски (а двойная доска, по его убеждению, – самый главный инструмент учителя), но само действо от этого не стало менее эффектным и зрелищным: Шаталов как всегда сумел наполнить каждую единицу времени максимальным содержанием. Как информативным, так и публицистическим.

Виктор Федорович говорил о двенадцатилетке и переходных экзаменах, о взаимоотношениях с управленцами и ежедневном уроке физкультуры, от которого, оказывается, так много зависит. О том, как за одиннадцать минут можно проэкзаменовать целый класс по географии, задав в общей сложности четыре тысячи вопросов. И как добиться, чтобы в школе не курил ни один ребенок. И как грамотно проводить родительские собрания, ни разу не пожаловавшись на учеников. О встречах со своими выпускниками, более того, о целых их династиях, о продолжающейся связи поколений. Критиковал, предлагал, возмущался. Восхищался, благодарил коллег.

Вот сейчас он едет в Германию с лекциями и собирается вернуться к 1 мая, а 2 мая к нему непременно придут выпускники. Среди них много супружеских пар. Будут говорить “за жизнь”, петь украинские песни... Шаталов знает, что все они очень красивые и чистые люди. Наверное, благодаря этой страстной убежденности и становятся великими педагогами.

Евгения ДОЛГИНОВА

М.Щетинин и его ученики:
главное – отношение к тем, кто рядом

Встреча с Михаилом Щетининым была запланирована на последний, четвертый день выставки, но представители его школы приехали к ее началу.

16 человек – ученики, учителя, сотрудники. Их отличал очень непосредственный, живой, деятельный интерес к происходящему. На самых различных выставочных мероприятиях – семинарах, «круглых столах», диспутах – можно было увидеть и услышать этих ребят. Как сказал один из них, им все здесь интересно. И потом добавил: “Нам приятно находиться здесь еще потому, что постоянно чувствуешь доброжелательное внимание к себе”.

Михаил Петрович не смог приехать на выставку, но участников и гостей ждала незабываемая встреча с людьми, которые прожили в школе Щетинина 10 или почти 10 лет и теперь могли достойно представить ее. Потому и самые конкретные, и самые трудные философские вопросы к ним начинались со слов: “А как в вашей школе?.. “

Да, в их школе и младшие, и старшие становятся учениками, учителями и методистами друг для друга.

Но это внешние проявления. Суть в другом. В отношении к отцу и матери, к своему Отечеству, к тем, кто рядом. В постоянном осмыслении, что такое человек, ученик, учитель? Что есть Родина? Природа? Космос?

Здесь даже от самого юного ученика можно услышать: то, что он делает, нужно его Школе, его Стране.

Есть люди, которые этого не понимают и не принимают: разве мальчик может осознать такие возвышенные взрослые понятия?

А в школе Щетинина так думают всегда. Просто потому, что не могут иначе.

И совсем не случайно в тот день прозвучали слова о первой учительнице, которая для одной из выступавших была не просто безусловным авторитетом и обожаемым человеком, а сказочным, неземным, божественным существом.

Когда время встречи истекло, не хотелось расходиться. Вокруг ребят из государственного общеобразовательного лицея Министерства образования (так теперь официально называется Центр Щетинина) толпились тесные группы, продолжался начатый на сцене разговор. Одному хотелось что-то уточнить, другому записать адрес. Было очевидно, что эта встреча будет иметь продолжение.

Надо сказать, что для школы Щетинина вообще характерно стремление к продолжению, углублению, развитию любого начатого дела. Как здесь говорят: человек пришел не приспосабливаться к миру, не копировать его, а строить и преобразовывать жизнь. Иначе как исполнится желание отцов, которые всегда хотят, чтобы дети жили лучше их?

А. В.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru