Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Инна БОРИСОВА

Спектакль для тарелки

Сегодня “кухонное” радио вызывает в лучшем случае снисходительную улыбку. Во всех комнатах понатыканы телевизоры разных марок, трансляция считается бабушкиной забавой, при том что для полстраны “тарелка” едва ли не единственный источник информации. Но дело не только в информации. И сегодня по Российской программе кроме информационных сообщений бывают прекрасные познавательные и художественные передачи. Алла Демидова, например, читала “Руслана и Людмилу”, и это было прекрасно. Юмор, ирония, блеск, отточенность стиха... И радиоспектакли Алексея Баталова тоже пришли ко мне из кухонного радио.

Алексей Баталов помнит черную тарелку, что висела на стене, помнит пронзительные звуки воздушной тревоги и обнадеживающее слово “отбой”. Уже после войны, повзрослев, свою судьбу он всерьез с радио не связывал. Несколько раз в студенческие годы читал ради заработка на радио стихи. Потом прослушал себя и пришел в ужас. Бездарно, безлико, однотонно. Решил с радио не связываться, занятий и так было много. Судьба, однако, распорядилась иначе. Баталов тяжело заболел, попал в больницу, и единственным отвлечением от мрачных мыслей стало радио.
– Моя техника в то время состояла из единственного пластмассового наушника, который лежал рядом на подушке. Дыркой вниз – тише, дыркой вверх – громче. Не случись это в больнице, да еще глазной, где не всегда можно читать и писать, не случись болезни, требующей долгого пребывания, сроду не выдалось бы мне время по-особенному услышать радио, привязаться к нему. В общей сложности два года я был отделен от театра, киностудий, от общения с партнерами.
Еще тогда, в больнице, он стал задумываться о серьезной работе на радио. Начинать пришлось с азов, больше того, кинематографический и театральный опыт порой мешал. Другое искусство требовало иных художественных приемов, существовало по своим законам. Баталову повезло: он попал в коллектив профессионалов, которые охотно помогали дебютанту. Его другом стал замечательный мастер, режиссер Николай Литвинов. Помните его “Буратино” и множество других детских спектаклей? Для пробы новичку предложили румынскую пьесу “Самая любимая”. Вроде что-то получилось, но “когда спектакль был готов, выяснилось, что румыны “нехорошие”, мы их правительство не любим. Через некоторое время мы их опять полюбили, спектакль прошел. Но я понял, что с современностью связываться опасно. Опять будет гадание любит – не любит. Иметь дело с классикой не только вернее, но несравненно интереснее. Тем более, ни на сцене, ни на экране такого общения с великими у меня не было. То, что я не сделал в кино и театре, – восполнило радио”.
В эфире прозвучал “Герой нашего времени” Лермонтова, “Казаки” Толстого, “Белые ночи” Достоевского, “Поединок” Куприна, “Темные аллеи” Бунина, “Ромео и Джульетта” Шекспира.
– Первым был Лермонтов. И время работы стало счастливейшим в моей жизни. У меня появилась возможность осуществить давнюю мечту – поставить “Тамань”. Сценарий был написан с Константином Георгиевичем Паустовским. Он предложил мне эту идею, когда я отдыхал в Ялте после больницы. Работа продолжалась два сезона. Я понимал, что Паустовскому она была не очень нужна, он просто хотел спасти меня от отчаяния. После болезни глаз я не представлял, чем бы мог заниматься. Константин Георгиевич тратил на меня свою драгоценную жизнь, которой отпущено ему было так мало. Однако в кино поставить “Тамань” не удалось: я не был ни расторопным, ни напористым. Поставили фильм другие.
Но как же я был счастлив, когда сценарий приняли на радио! Я очень старался. Все прошло хорошо, и мне предложили поставить “Героя нашего времени” целиком.
На роль Печорина Баталов пригласил Александра Кайдановского. Чем задел этот Печорин слушателей? Баталов считает, что “многозначностью характера, душевной мятежностью. Мы постоянно ощущаем суд совести, который Печорин вершит над собой. Его образ разительно отличается от примитивных толкований, к которым мы привыкли в школе. “Нет, я не Байрон, я – другой”. Вот этим другим мне хотелось представить Печорина. Двойственность его характера – одна из отличительных черт героев русской литературы. Это свойство русской души.
Думаю, что западный режиссер мог бы сделать из Печорина супермена. На самом деле он плохой-хороший человек, балансирующий между добром и злом. Он заводит недостойную игру вокруг княжны Мери, подслушивает разговоры, что не укладывается в дворянский кодекс чести. Вместе с тем он горько сожалеет о прошедшей любви.
Чтобы воплотить этот сложный характер, нужен был исполнитель равно талантливый и профессиональный. Таким оказался Александр Кайдановский”.
В спектаклях у Баталова заняты, как правило, прекрасные актеры: Юрский, Тенякова, Караченцов, Ларионов. Дебютировал на радио известный теперь певец Александр Болотов. Кто слышал, тот вряд ли забыл романс из “Поединка” Куприна в его исполнении.
Пронзительная история произошла на постановке “Княжны Мери”. Никита Подгорный играл Вернера, его разговоры с Печориным были очень важны для спектакля. Играл он блистательно, хотя был уже тяжело болен и приезжал на запись из больницы. Мы хотели что-то придумать, как-то иначе построить сценарий, чтобы его не тревожить, но он сказал: “Я хочу, чтобы осталась хорошая работа”. Это была его последняя роль. Скоро Никиты не стало. Потом спектакль вышел в эфир. В один из дней актеры Малого театра, который был родным Подгорному, услышали его живой голос. Он звучал за кулисами в постановочных цехах, всюду. Никита был тут, рядом. Многие плакали, в театре очень его любили. Он ушел, но голос его остался. В этом – чудо радио.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru