Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2000

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

Как разложить шифрованное “Время” на несколько голосов

Если верить телевизору, мира вокруг не существует

О феномене современного телевидения беседуют Наталья Борисовна Иванова, культуролог, литературный и художественный критик, президент Академии современной русской словесности, и наш корреспондент Елена ИВАНИЦКАЯ.

– Почему телевизор до умопомрачения смотрят, но называют ящик?

– Это свидетельство иронического стеба, который торжествует в нашем словообразовании. Ящик – одновременно предмет мебели и черный ящик, который вступает с каждым из нас в отношения, нуждающиеся в дешифровке.

– Как же вы дешифруете свои отношения с телевизором?

– Я постоянный зритель новостных и аналитических программ, смотрю две-три по разным каналам ежедневно. Сравниваю информацию, выявляю пропаганду, сопоставляю с образом «хозяина-заказчика» канала. Получается, что в моем сознании звучит несколько разных голосов, прямо по Достоевскому, а я, получается, тот Автор, который эти голоса слышит, соподчиняет, располагает, гасит одну пропаганду другой и в конце концов получившийся остаток соотносит с иными источниками информации. Газеты, конечно, более питательны, но телевизионные новости приходят несравненно быстрее. Сухой остаток испытываю своим опытом, образом мыслей, пониманием происходящего в стране и мире, даже своей интуицией. Довольно часто занимаюсь и тем, что визуальный ряд рассматриваю самостоятельно, отсекая комментарии, потому что язык тела, язык жестов бывает не менее выразителен, чем произносимые слова, и зачастую противоречит им.

– Но далеко не каждый телезритель проделывает такую аналитическую работу, какая же разноголосица звучит в его уме? И к чему может привести?

– Телевидение наркотично в том смысле, что информация – визуальная и вербальная – все время прибавляется, поступают новые сведения, и возникает ощущение, что ты находишься внутри бесконечного романа, где есть завязка, кульминация, развязка, которая становится новой завязкой... и так далее. Меня ужасает не многоголосица и свобода телевидения, а как раз пропаганда, навязывание определенной точки зрения, принуждение зрителя. Телевидение примитивизирует нашу политическую жизнь, не говоря уже обо всем прочем.

– Тем не менее считается, что телевидение победило. Книгу прежде всего.

– Телекартинка не требует от зрителя интеллектуальных усилий, она развлекает, а книга заставляет работать. Если проанализировать качество бесчисленных боевиков и сериалов по всем каналам, то очевидно, что это поток, рассчитанный на более чем непритязательные вкусы. Конечно, тревожно, что многие останавливаются в своем развитии на уровне сериалов и глянцевых журналов. Но ведь и в советское время людей, предпочитающих серьезное чтение, было не так много. Читали больше? Да, вероятно. Телевидение не развлекало, а массовая литература была другой – пухлые соцреалистические романы, которые воспринимались как сериалы, да и действительно превращались в них. «Семнадцать мгновений весны» – это ведь была откровенная развлекаловка. А теперь числится по разряду шедевров. Впрочем, у меня двойственное чувство. Я никому не хочу внушать и навязывать, что надо или не надо делать. Слава богу, отдел пропаганды и агитации закрыт и есть свобода поиска и выбора. Беда в том, что все телеканалы одинаковы. Я до сих пор считаю, что НТВ делает лучшие новостные программы, но в последнее время слишком много разочарований. Если смотреть наше телевидение, то кажется, что мира вокруг не существует. Железный занавес давно подняли, а мы все еще внутренне не можем от него избавиться. Все замкнуто на нашей стране: 99% о нас и только 1% о событиях в мире. За рубежом этого нет, невозможно себе представить, чтобы американское или французское телевидение уделяли событиям в мире только один процент внимания.

– Гораздо чаще приходится слышать жалобы на то, что наше телевидение вообще утратило национальное начало, что мы себя потеряли.

– Сами закупаем дешевую американскую продукцию и сами твердим, что себя потеряли. У нас ведь есть замечательные сценаристы и режиссеры, но Миндадзе и Абдрашитова, скажем, не зовут на телевидение сделать сериал о нашей истории или нашей современности. А здесь богатейшие возможности и для воплощения на экране произведений нашей художественной литературы. Грандиозный сериал можно сделать по роману Гроссмана «Жизнь и судьба». Просятся на экран «Дети Арбата» Рыбакова, «Московская сага» Аксенова. Я не сравниваю в данном случае литературные первоисточники, но все они качественные, и это было бы очень важно для нас, чтобы мы могли ощутить себя в потоке исторической реальности. Понимаете, я не хочу никого никому и ничего ничему противопоставлять. Не для кого не секрет, что после экранизации, имеющей успех у телезрителей, во всем мире выпускают миллионными тиражами книги, послужившие основой экранизации. Человечество отнюдь не разучилось читать – оно подхватывает телеинформацию и вполне способно заинтересоваться книгой или журналом. На НТВ прошел сериал «Досье детектива Дубровского» – и интерес к книгам Льва Гурского этим не исчерпан: люди любят сопоставлять версии. Надо идти дальше: если телевидение обладает возможностью внушения, то не вредно для общества внушать, что модно быть умным и читать книги.

– Меня удивляют ностальгические воспоминания о том, каким замечательным было телевидение двадцать-тридцать лет назад. Я помню, что оно было ужасным.

– Двадцать лет назад на телевидении преобладали пропаганда и скука. Но были и хорошие детские программы, были не лишенные фальши, но прошедшие через талантливые руки передачи, утверждавшие все же, что человека нужно любить и уважать. Не было насилия. Деньги были, в конце концов. И были замечательно талантливые люди. Отсюда и ностальгия, реанимация «старых песен о главном». Молодые интеллектуалы устроили это как стебную игру, а публика смотрела со слезами и пела.

Наше общество идет вперед... затылком, вперив взгляд в прошлое.

Обратите внимание, все фильмы о новых русских делаются против новых русских на деньги новых русских.

Впрочем, человек всегда недоволен настоящим, особенно если он критик по профессии. Для критика сфера деятельности сегодня увеличилась, стало несравненно интереснее, и я испытываю за это благодарность. Вообще мне надоели все слова заупокой. Мы вечно живем в катастрофе или на пороге катастрофы и предрекаем себе еще худшие катастрофы. Но представьте себе, что Россия – это ваша семья, и вот вы сидите за семейным столом и талдычите о гибели. Хватит, наталдычили. Депрессивная культура возобладала, к сожалению. А должно восторжествовать добро – и на телевидении тоже.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru