Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Владимир КАШИЦИН:
«Информационная сеть должна охватывать образовательное пространство страны»

Второй год в России действует Инновационный образовательный проект Мирового банка, одним из компонентов которого является “Реформа учебного книгоиздания”. Последний состоит из нескольких взаимосвязанных программ, наиболее известными из которых являются программы, связанные с конкурсом по созданию новой учебной литературы для школ. Менее известна пока программа “Информационная система учебного книгоиздания”, хотя по значимости она как минимум не уступает вышеназванным.

Целью данной программы является создание базы данных по всей учебной литературе для средней школы, уже существующей и только готовящейся к выпуску. Доступ к этой базе по телекоммуникационным сетям должны получить все заинтересованные в этой информации пользователи. До сих пор такой базы не существовало, хотя попытки создать ее неоднократно предпринимались отдельными регионами, издательствами, книготорговыми фирмами. Разумеется, создание такого мощного информационного ресурса, да еще с возможностью использования его различными пользователями, было не под силу одному даже очень мощному региону или издательству. Поэтому неудивительно, что при разработке компонента “Реформа учебного книгоиздания” в него без колебаний была включена программа, нацеленная на решение этой задачи.

Следует сказать, что информация об учебном издании, содержащаяся в базе данных, не будет ограничиваться перечнем его выходных данных, а будет включать в себя отзывы о нем методистов, ученых и других независимых экспертов. И что, самое главное, из базы можно будет узнать, как данное издание вписывается в ту или иную линию, существует ли к нему сопутствующая литература. Все это означает, что учитель, методист, книготорговец или просто родитель смогут реально воспользоваться плодами нынешней вариативности в области учебного книгоиздания, которая пока что существует сама по себе. Не случайно заместитель министра образования Виктор Болотов назвал реализацию программы в числе наиболее значимых для нынешнего российского образования.

Однако помимо такой своей значимости данная программа имеет еще одну особенность – ярко выраженный региональный аспект. Дело в том, что создание информационной сети учебного книгоиздания соответственно предполагает создание широкой сети региональных информационных центров, которое невозможно без непосредственного участия местных образовательных департаментов, министерств и, разумеется, местных администраций. Более подробно о том, как будет происходить создание региональных сегментов информационной сети, рассказывает руководитель программы Владимир Кашицин.

– Владимир Петрович, в рамках проекта “Реформа учебного книгоиздания” прошли уже два конкурса по созданию новых учебников, а ваша программа, по существу, как бы еще и не начиналась. С чем это связано?

– Дело в том, что наша программа изначально предполагала довольно длительный подготовительный этап, который к настоящему времени завершился. Сейчас мы переходим к этапу экспериментальному, когда на базе шести пилотных регионов будет отрабатываться схема по созданию региональных информационных центров.

– А когда будет готова сама база данных, для пользования которой, собственно, и создаются эти центры?

– База будет готова в этом году. Уже подписан контракт на ее разработку. Как планируется, она станет основой для электронных и печатных каталогов учебной литературы, которые могут быть в дальнейшем использованы всеми заинтересованными в этой информации частными лицами и организациями. Кстати, создавая такую информационную инфраструктуру системы учебного книгоиздания, мы полагаем, что она будет способствовать не только решению задачи получения пользователями информации об уже вышедшей или готовящейся к выпуску, но и задачи построения эффективного механизма книгоснабжения школ учебниками. Иными словами, получая оперативную информацию о наличии той или иной учебной книги в режиме реального времени, пользователь может тут же сделать на нее заказ у книготорговой фирмы или непосредственно издательства.

– На какой стадии находится разработка базы данных в настоящий период?

– В конце прошлого года был создан головной центр информационной системы учебного книгоиздания. В настоящее время уже идут детальные обсуждения протоколов обмена информацией, конкретных полей описания материалов, которые должны будут войти в базу данных. К сентябрю мы планируем эту работу закончить и запустить базу для работы в режиме опытной эксплуатации.

В течение года будут созданы региональные информационные центры в пяти-шести субъектах Российской Федерации, которые станут своего рода опорными точками формирующейся информационной сети учебного книгоиздания. Кроме того, по согласованию и запросу Министерства образования в этом году мы планируем осуществить поставку комплектов компьютерного оборудования во все роно пилотных регионов.

– Кстати, а какие регионы были отобраны в качестве пилотных и по каким критериям происходил этот отбор?

– В качестве пилотных регионов были выбраны Чувашская Республика, Воронежская, Новгородская, Ростовская, Пермская и Томская области. Министр образования написал главам администраций этих субъектов Федерации соответствующие письма. На сегодняшний день уже получены ответы от глав администрации Новгородской и Пермской областей с конкретными предложениями о том, как они видят построение региональных сегментов информационной сети в своих областях. Из администрации Республики Чувашия пришел конструктивный ответ по участию в проекте.

Почему именно этим регионам было предложено выступить в качестве пилотных? Первоначально у нас был составлен расширенный список регионов, куда помимо отобранных вошли С.-Петербург, Карелия, Ярославская, Самарская, Кировская, Тамбовская, Ульяновская области... Из них на основе определенных критериев Министерство образования России отобрало шесть вышеназванных регионов. При этом в расчет принимались следующие обстоятельства: желание самого региона создать у себя сегмент информационной сети, их предложения по этому поводу, опыт работы с проектами, финансируемыми Мировым банком, планы по участию в новом проекте банка, посвященном вопросу реструктуризации системы образования и, разумеется, уровень использования информационных технологий в области образования. Через полгода, когда в этих регионах должны будут заработать первые информационные центры, а в местные роно пойдет компьютерное оборудование, будет определено еще порядка двадцати регионов, которые подключатся к нашей программе.

– Все ли субъекты Федерации и к какому сроку будут задействованы в проекте?

– Создаваемая информационная сеть должна охватить образовательное пространство всей страны, но региональные информационные центры планируется создать не во всех субъектах Федерации, а только там, где для этого имеются необходимые условия. Там, где их нет, будет использован либо кустовой метод, при котором доступ к содержащейся в базе данных информации осуществляется через модем из многих районов разных областей, либо дискетный метод, при котором информацию из базы можно получать просто через дискету. Обслуживать же такой регион будет информационный центр близлежащего субъекта Федерации. Но, разумеется, как только в таких регионах будут появляться условия, необходимые для создания подобных центров, они там будут создаваться.

– Будут ли отличаться друг от друга региональные сегменты информационной системы учебного книгоиздания?

– Конечно, будут. Да и невозможно, чтобы все они создавались по одному типовому проекту, слишком велики различия между ними. Одни регионы, если можно так сказать, имеют городской характер, в них, как правило, лучше развита инфраструктура, хорошая телефонная и телекоммуникационная связь. Другие регионы, напротив, носят сельский характер, в их школах меньше компьютерной техники, телефонная связь зачастую плохая, а порой отсутствует вообще. Поэтому для каждого такого типа региона с учетом его особенностей будет разрабатываться специальный проект создания информационной системы.

К примеру, в Пермской области, одном из шести пилотных регионов, есть не только хорошая телекоммуникационная связь, но и областной Центр педагогической информации, проделавший огромную работу по созданию условий для включения области в наш проект. Так, большинство местных роно уже подключено им к электронным коммуникациям. Таким образом, через электронную почту они смогут получать информацию из регионального информационного центра, который в данном случае может быть создан как раз на базе Центра педагогической информации.

– А вообще как определяется, какая организация должна стать базовой для создания региональных центров?

– Мы решили не создавать для этих целей специальных организаций, а взять в качестве основы какую-либо из уже работающих в регионе. Для того же, чтобы определить, на какую из них конкретно возложить функции регионального информационного центра, мы предложили департаментам и министерствам образования субъектов Федерации, собирающимся участвовать в нашем проекте, представить не менее трех местных организаций для проведения их квалификационной оценки и отбора наиболее подходящей. Выдвигаемые на конкурс организации в обязательном порядке должны иметь опыт работы с информационными технологиями в области образования, быть знакомы со спецификой рынка учебного книгоиздания и уметь работать во взаимодействии с местным органом управления образованием.

Выбрав такую базовую организацию, мы направляем в регион проект технического задания по созданию информационного центра и ждем от них встречных предложений по этому вопросу, а именно: как они собираются его делать, в какие сроки и сколько это будет стоить. В свою очередь, с целью координации работы по проекту между выбранной организацией и областным департаментом образования либо республиканским министерством образования должен быть заключен договор о совместной деятельности.

– Предположим, уже определены все организации, на базе которых будут создаваться региональные информационные центры. Кому будут направляться финансовые средства проекта и в каком размере?

– Национальный фонд подготовки кадров, являющийся главным администратором Инновационного образовательного проекта, будет заключать договор целевого финансирования с администрацией тех регионов, которые будут принимать участие в проекте. Соответственно, оборудование, которое будет закуплено в рамках проекта, будет ставиться им на баланс. Фактически в регионы пойдут не живые деньги, а именно закупленное на них оборудование.

В договоре же будут указаны взаимные обязательства сторон по участию в данном проекте. В частности, НПФК обязуется организовать международные конкурсные торги на поставку оборудования в каждую область на определенную сумму, а администрация, в свою очередь, обязуется обеспечивать условия, способствующие созданию в регионе сегмента информационной сети, взять на себя часть расходов по ее созданию и в дальнейшем поддерживать ее жизнедеятельность.

– И какую часть расходов по данному проекту должен взять на себя регион?

– Порядка 20 процентов. Сюда входят в основном налоговые и таможенные платежи (в случае, если конкурс на поставку выиграет иностранная компания), которые по правилам Мирового банка всегда платит получатель кредита. Банк же оплачивает стоимость поставляемого в регионы оборудования. В нашем случае эта сумма складывается из плановой стоимости комплекта (около 1,5 тысячи долларов), включающего в себя компьютер, принтер, модем и сканер, умноженной на количество роно в данном регионе, плюс стоимость оборудования для самого регионального центра, плюс стоимость оборудования для некоторых образовательных организаций, участие которых в проекте значимо: таких, как местный ИПКРО, методический центр, сам департамент образования. В итоге для Чувашии эта сумма выходит где-то на уровень 80 тысяч долларов, а в Пермской области она оказывается в 1,5 раза больше. Кроме того, региональная администрация возьмет на себя обеспечение телекоммуникационных каналов обмена информацией от роно.

– Не могут ли быть допущены злоупотребления на уровне закупок оборудования?

– Это невозможно. Головной информационный центр подготовил нам техническую спецификацию на параметры закупаемого оборудования для местных роно. В частности, какая разрешающая способность должна быть у сканеров либо какой объем памяти или тип процессора должен быть у компьютеров. В настоящее время эта спецификация послана на согласование специалистам Мирового банка. Чуть позже появится подобная спецификация на параметры оборудования, закупаемого для региональных информационных центров и Федерального экспертного совета, программа по реформированию которого также входит в компонент “Реформа учебного книгоиздания”.

– Поставки оборудования заканчиваются на уровне роно, а как же быть со школами, по идее, являющимися самыми многочисленными пользователями информационной сети?

– Построение нашей информационной системы носит иерархический характер: головной центр на федеральном уровне, находящийся в Москве, региональные центры на уровне субъектов Федерации, расположенные, как правило, в столицах областей, республик и краев, и, наконец, опорные точки сети, расположенные на районном уровне. Действительно, до школ мы не доходим. Однако в настоящее время существует уже немало проектов, осуществляемых различными коммерческими и некоммерческими, отечественными и зарубежными организациями по оснащению школ компьютерной техникой, а также подключению их к Интернету. В этой связи представляется, что была бы не только интересна, но и взаимно полезна кооперация с этими проектами. Вообще же, на мой взгляд, сегодня в России сложилась уникальная ситуация, когда в области образования появилась возможность сформировать непрерывное информационное поле – от школы до верхних уровней системы управления отрасли.

– Информационное поле в области учебного книгоиздания?

– Когда наш проект разрабатывался, то речь в нем шла о создании базы данных по учебному книгоизданию с тем, чтобы ее потенциальные пользователи получили возможность ориентироваться в имеющемся массиве учебной литературы. Однако уже сейчас очевидно, что база и формирующаяся информационная сеть могут послужить основой и для эксперимента по созданию системы заказов на учебную литературу, или, иначе говоря, по апробации системы прямого электронного заказа в книготорговой сети, или напрямую у издателей. Уже сейчас большой интерес к созданию единой книготорговой системы проявляет ряд издательств и организаций, работающих в системе книгораспространения, такие, как “АСТ-Пресс”, “Мастер-книга”, Центральный библиотечный коллектор...

Более того, создающаяся информационная система, на мой взгляд, вообще не должна и не будет жестко привязана к системе учебного книгоиздания для общеобразовательных школ. В дальнейшем она обязательно выйдет как на уровень начального, так и на уровень среднего профессионального и высшего образования. Выход на университеты, кстати, будет особенно полезен для системы, поскольку даст возможность воспользоваться имеющимися там высококвалифицированными кадрами, библиотечными фондами, Интернет-ресурсами. Впоследствии такая обогащенная система может послужить прекрасной основой для использования ее в других инновационных проектах. В частности, информационные центры, создаваемые в рамках нашего нынешнего проекта, могут стать опорными точками при создании федеральной статистической системы в области образования.

Беседовала Ольга МАКАРОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru