Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Яркие картинки
вместо скучных правил

Образное мышление не только помогает усвоить материал, но и учит самостоятельной работе с ним

Еще недавно образовательная система ориентировала учителя на то, чтобы ребенок овладел определенной суммой знаний по его предмету. Теперь мы спрашиваем себя: а действительно ли эту задачу должен решать педагог? Люди, претворяющие в жизнь принципы гуманистической педагогики, считают, что гораздо важнее создать среду учения, которая была бы наиболее благоприятной для развития способностей ребенка.

Новые ориентиры образования

Еще Г.К.Лихтенберг писал: “Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения”.
Развивать ребенка через изучаемый материал – вот цель. Развивать способность к анализу, синтезу, умению перекодировать информацию, работать с литературой, находить нестандартные решения, уметь общаться с людьми, формулировать вопросы, планировать свою деятельность, анализировать удачи и промахи, то есть научить работать осмысленно.
Многие возразят: как на уроках физики или русского языка развивать коммуникативные навыки, как осмысливать текст, находить сходства и различия понятий, если и так не хватает времени на изучение основных тем?
Попробуем развеять эти сомнения. Аргументы постараемся найти в практике, в реальной жизни школы.

Взрослый и ребенок за одним столом

Например, на открытом уроке географии по теме “Тихий океан”. Вначале по просьбе педагога присутствующие разделились на пары. За одним столом сели двое – взрослый и ребенок. Первое задание для них: используя минимальное количество спичек, по очереди выложить следующие словосочетания: большие глубины, движения земной коры, множество вулканов на дне, коралловые острова, огромный запас тепла, разнообразие органического мира. Каждый, выкладывая свою “картинку”, объясняет другому, почему именно так он представил движение земной коры или огромный запас тепла.

Как у океана выросла борода

Затем все объединяются в группы по шесть человек. Группам предстоит изучить шесть маленьких тем: “Географическое положение океана”, “История исследования”, “Рельеф дна океана”, “Климат океана”, “Органический мир океана”, “Особенности природных поясов в Тихом океане”.
Причем каждый изучает только одну тему и пытается отобразить на схеме самое главное. После того как работа выполнена, он встречается с остальными членами группы и рассказывает свою информацию, рисуя схему в тетради (или на черновике) слушателя, объясняя каждый символ. Тот, кто слушает, задает не менее двух вопросов и предлагает свои идеи по улучшению схемы. После этого слушатель становится рассказчиком. В результате каждый выслушает пять рассказов по каждой теме, и в его тетради останутся шесть схем по всему параграфу.
Вот какую схему предложила Катя, прочитав материал по теме “Географическое положение океана”.
Тихий океан – самый большой по площади и самый древний (“борода” внизу). Тихий океан, еще его называют Великий (корона – символ величия), занимает 1/3 поверхности планеты (верхняя часть короны напоминает букву “З” – Земля, 1/3 короны Земли синяя – Тихий океан) и почти 1/2 площади Мирового океана (об этом напомнит более темная (в оригинале она окрашена в голубой) половинка океана).
На востоке океана береговая линия расчленена слабо, выделяется несколько полуостровов и заливов. На западе берега сильно изрезаны (символ – ножницы). Здесь много морей.

Мы молодцы, потому что...

В завершение урока предлагается решить нестандартную задачу. Она называется “нить трубопровода”. Бесконечная нить газопровода пересекает огромные пространства. Время от времени в трубе образуются микротрещины. Их важно быстро обнаружить. Как это сделать, если не строить дорогостоящих обнаружительных систем с тысячами датчиков?
Каких только идей не предлагалось!
* Обтянуть газопровод тонкой резиной, тогда, если выходит газ, в месте утечки произойдет вздутие, которое легко обнаружить;
* добавить в газ безопасное красящее вещество, тогда в месте утечки образуется облачко, видимое издалека;
* определять место утечки по изменению цвета лишайников, реагирующих на газ...
В конце занятия педагог поблагодарил всех за творческую напряженную работу и попросил на отдельном листе кратко ответить на несколько вопросов. Какая деятельность на уроке понравилась больше всего? За что хочется поблагодарить работающих в паре с тобой, чему ты у них научился? Что на уроке было самым сложным для тебя, самым интересным?
Было ли кому-то на этом уроке скучно? Нет. Каждое задание граничит с головоломкой, игрой, рассчитано на самостоятельную работу, причем творческую, и предусматривает обязательное проговаривание решения в паре или группе. В ходе урока постоянно меняются виды деятельности, что снижает утомляемость и повышает активность участников.
Выполнена ли образовательная цель урока?
– Конечно, – сказали взрослые, уходя с урока, – пройденный материал запомнится надолго. Мы его и проговорили, и прорисовали, и вопросы задали, и на вопросы ответили, и анаграммы решили, и лишнее выделили, и трудную задачу решили.
Достигнута ли развивающая цель? Естественно, нельзя за один урок научить общению, умению активно слушать собеседника, задавать вопросы на понимание. Но нет сомнения, что занятие стало хорошим тренингом для дальнейшего развития навыков общения. Необходимость нарисовать схему, отражающую суть изучаемого отрывка, невольно заставляет ребенка вычленить наиболее важные места, а рассказ другому помогает установить связи между элементами и структурировать информацию. То есть постоянно идет самый важный процесс – осмысление.
Главное, что каждый ребенок почувствовал удовлетворение от того, что еще на шажок продвинулся в своем развитии: я молодец – смог сделать схему, я молодец – сумел объяснить пятерым новый материал, и они все меня слушали, мы молодцы – сколько версий предложили при поиске лишнего слова!

Чем пахнет тетрадь?

Но, может быть, такая работа возможна только на предметах естественного цикла. А вот русский язык?
Одна из проблем – правильное написание словарных слов. Уж их пишут, пишут и в словариках, и каждый раз перед домашней работой – а все не впрок, ошибок хоть отбавляй, причем не только в начальной школе, но и у выпускников.
Между тем дело могло бы поправить обращение к образной – эйдетической эффективности памяти, которая давно известна и доказана, в частности, известнейшим мнемонистом Шерешевским. Он видел, к примеру, образы цифр. Каждая цифра имела свой вкус, по-особенному звучала.
Давайте вместе с ребятами попробуем сделать словарь, который помог бы справиться с трудностями правописания. Скажем, слово “тетрадь”. Разобьем его на части, а затем каждую часть постараемся включить в новое слово так, чтобы ее написание не вызывало никакого сомнения.
У нас придумались: тесто, трава, дождь. Сейчас нужно соединить маленькой неожиданной историей эти слова и слово “тетрадь”. У нас сложилась такая история: мама месила тесто, уронила тетрадь на траву, тетрадь попала под дождь и промокла. В этой фразе нет неожиданности. Попробуем иначе. Тесто месили на траве. Шел дождь. Лепешки из теста склеились так, что получилась тетрадь. Высохла тетрадь, когда ее брали в руки, всегда ощущали запах теста, травы и дождя. А теперь нарисуем к этой истории маленькую иллюстрацию.
Вы можете себе представить, что после такой работы кто-то сделает ошибку в слове тетрадь? Подобные приемы запоминания ряда слов, цифр, иностранных слов описаны в книгах И.Ю.Матюгина, Е.И.Чакаберии и других – “Как запоминать иностранные слова”, “Школа эйдетики” и пр., выпущенных в издательстве “Эйдос”. Остается сделать маленький, но очень трудный шаг – начать применять в своей педагогической практике, приспособить к себе и к своему предмету, ощутить прелесть и эффективность.

Волшебное средство для “плохой памяти”

Как-то юноша-десятиклассник с сожалением сказал, что “вот скоро кончится лето, в одиннадцатом классе на уроках литературы будет много стихов, а я за все десять лет не рассказал ни одного стихотворения – память плохая”. И тут еще раз захотелось проверить, как срабатывает система запоминания стихов, основанная на использовании образной, эйдетической памяти. Мы предложили юноше попробовать и уверили, что через полчаса он расскажет любое стихотворение.
...За август молодой человек самостоятельно “выучил” (уж очень не подходит этот термин к подобному запоминанию) десять (!) стихотворений Анны Ахматовой. Учительница литературы была растрогана до слез.
Почему так легко получилось то, что столь долго не давалось? Каждое слово, прежде чем быть нарисованным, осмысливается, ищутся связи с личным опытом, с известными явлениями, подбирается графическое соответствие. Слово становится личностно значимым. Когда же детям предлагается чужая картинка-схема, эффект будет минимальным, так как отсутствуют связи с личным опытом, деятельность не осмысливается.
Время, когда учитель был главным источником информации, ушло. Поток информации стремительно обновляется, и наивно думать, что учитель с мелом в руке даст больше, нежели компьютер ная сеть Интернет. Старый лозунг “Учись учиться” сейчас самый актуальный. Самое замечательное, что нам, педагогам, тоже надо перешагнуть свои внутренние страхи и овладеть в совместной работе с детьми способами самопознания, самосовершенствования, саморазвития. Удачи нам с вами на этом интересном пути!

Татьяна ЛЯШКО,
педагог высшей категории
г. Обнинск

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru