Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Анна МИТРОФАНОВА

Как найти профессию для себя?

Учителя традиционно обходят этот вопрос стороной.
Но ведь для старшеклассников это одно из самых важных знаний, которое они действительно хотят получить...

Порою кажется, что проблемы старшеклассника становятся его собственными проблемами, как только он переступает порог школы и выходит в мир.
Как найти себя, как определиться с профессией?
Школа ставит перед собой ограниченные учебным расписанием задачи и, выполняя их, почти ничего не делает для определения собственно жизненных задач, стоящих перед ее выпускниками.

Девятый вал
информации

«Я хорошо знаю свои цели и желания», «Я умею ориентироваться в потоке информации», «Я пробую себя в разных областях», «В своих планах я умею учитывать мнения других людей, не теряя своей позиции».
Сможете ли вы с определенностью сказать о себе такое же? Если еще 10 подобных утверждений не вызовут у вас особых сомнений, значит, вы достаточно готовы к встрече с современным рынком труда, иначе говоря, можете выбрать профессию, адекватную себе и запросам социума.
А ведь такие же вопросы встают во весь рост и перед старшеклассниками, в то время как их головы переполнены сведениями типа: tg х ctg = 1; Сиракузы основаны в 734 г. до н.э; 1 бэр=0,01 Дж/кг; гренландский кит внесен в Красную книгу; глаголы действительного и страдательного залогов могут образовывать конверсивную пару. Ух!

Мало того, что все это должно быть донесено до экзаменов, – приходит пора решить, с какой из этих областей знания связать свою жизнь. А как разобраться в себе? Послушаться родителей? Но они чего-то «не догоняют» в сегодняшней жизни. Пойти на филологию, как учительница советует, потому что ей нравятся мои сочинения? Или с подружкой в «мед»? А вообще-то сейчас хорошо быть юристом... Трудно определиться.
Но теперь я знаю, где в этом реально могут помочь: в ярославском профцентре. Вообще-то он носит длинное и немного громоздкое название Ярославский областной центр профориентации и психологической поддержки населения «Ресурс». Он один из первых в стране, основан в 1987 году и имеет хороший послужной список. Его деятельность весьма широка: создание новых методов и технологий, баз данных, проведение семинаров, консультаций, осуществление совместных программ со специалистами образовательной сферы, здравоохранения, соцобеспечения, труда и занятости (все это было бы невозможно без губернаторской поддержки). Но нас-то интересует, как решаются проблемы школьников.
Жизнь – это ответственность за свое поведение

(лозунг ярославского ГИБДД, начертанный на троллейбусе № 5)

Приведенные в самом начале вопросы – часть одной из разработанных здесь технологий, способствующих эффективной профориентации. Курс «Активная позиция на рынке труда» направлен на работу именно в средней школе, включается в школьный предмет «технология» или проводится в качестве факультатива. Собственно, он состоит из нескольких относительно независимых блоков. Начинается, как правило, с проведения в классе или группе УПК игры «Что значит быть активным на рынке труда», где старшеклассники сопоставляют свои представления с экспертными мнениями, обсуждают в группе, сравнивают различные видения ситуации, обобщают запросы профессионального рынка. Таким образом, начинает действовать формула выбора профессии – приведение в соответствие хочу, могу и надо, то есть собственных интересов, желаний, возможностей (способностей, здоровья, уровня знаний и умений) и спроса на определенные специальности на ближайшее будущее. Очевидно, что каждая из этих сторон должна сопровождаться помощью специалистов.
Сведение в единую таблицу результатов опросника рисует картину проблемных точек в группе. В этой методике психологи следуют одной из основных своих профессиональных заповедей – «Не навреди»: обеспечивают защищенность личности, поскольку данные не персонифицированы, но становятся материалом для более точного самоопределения старшеклассника. В дальнейшем выявленные проблемы становятся предметом для индивидуальных консультаций, разъяснительной работы с родителями школьников (проводятся целевые родительские собрания) и дают направление для более глубокого информирования старшеклассников.
В курсе используются и другие диагностические методы типа проективных рисунков и анкетирования. Иногда таким образом обнаруживаются неожиданные явления. Так, в одной из гимназий оказалось, что глубокая специализация в старших классах и высокая планка дальнейших притязаний в отношении вузов породила у школьников необычайно высокую тревожность. Потребовалась срочная корректировка учебных планов и проработка альтернативных вариантов послешкольного устройства. Самочувствие нескольких десятков старшеклассников стало более комфортным.
В целом этот интегративный курс дает школьникам толчок к самодвижению и саморазвитию, расширяет кругозор в понимании современности, в чем не могут помочь в большинстве своем родители (об этом красноречиво свидетельствуют данные опросов, проводимых центром: в последние годы старшеклассники предпочитают меньше опираться на взгляды родителей, а больше на мнение специалистов).
Вы спросите: как тридцать работников центра могут обеспечить всю Ярославскую область? А для этого придумана роль методистов-мультипликаторов, которых готовят в «Ресурсе», и далее они кустовым способом распространяют и проводят по 800 школам области этот курс. Подготовка методистов в несколько этапов дает им возможность корректировать программу работы в соответствии с местными условиями и особенностями.
– Главное для нас – способствовать отсроченному и не сразу проявляемому в индивидуальной жизни результату, дополнить получаемое в школе образование функцией личностного и профессионального самоопределения, – говорит директор центра Ирина Вениаминовна Кузнецова, кандидат психологических наук. На это направлены и компьютерная технология «Авральный выбор профессии», профориентационная игра «Открытие фирмы» и курс по выработке навыков поведения на собеседовании или экзамене и многое другое из арсенала центра, чем владеют сотрудники «Ресурса» – психологи, экономисты, информационщики.
На стыке миров

В структуре центра наряду с информационно-методическим банком, отделом психологического сопровождения и консультирования есть довольно-таки неожиданное подразделение. Оно носит название Лаборатория анализа проблем и системных технологий на рынке труда. Проводимый в течение нескольких лет мониторинг профессиональных планов выпускников школ области показал перемещение интересов из сферы свободного предпринимательства в сторону наемного труда с гарантированным трудоустройством и получением гибкой и перспективной профессии. Удивительно, что в число высокорейтинговых профессий вернулся инженер. А самое главное – уже стали заметны плоды труда центра: выпускники школ стали более точно определять влияние разных факторов на выбор профессии.
Анализируя спрос и предложение на региональном рынке труда, заведующая лабораторией Галина Белая приходит к выводу, что назрела потребность в посреднике между сферами среднего, высшего образования и рынка труда, причем с активным воздействием на все эти системы. Сегодня сами руководители предприятий не успевают адекватно реагировать на изменение производства.
Должны работать встречные технологии работодатель – посредник. Настало время заниматься новым содержанием труда, а не только обучать выпускника технике трудоустройства, считает Галина Белая. Такую цель имеет Единая системная технология обеспечения профориентационным минимумом выпускников школ области, разрабатываемая центром.
В этом и состоит ценность ярославского опыта – в системном и мультипредметном подходе к ситуации выпускника и его проблеме выбора профессии. Положа руку на сердце признаемся, что ни учителя, ни психологи, ни родители, ни инспектора службы занятости по отдельности не могут оказать такую же полноценную помощь в профессиональном и потому во многом жизненном самоопределении старшеклассников – ведомственные границы, знаете ли. А новое целевое ведомство (или хотя бы программа на федеральном уровне) не придумано. Но ведь человеку нет дела до того, что он поделен между образованием, здравоохранением, экономистами, инспекторами бирж труда, работодателями, в конце концов. Вот и получается, что ярославцам удается строить недостающее звено, сопровождающее жизнь человека.
Может быть, в этом и состоит гуманистически ориентированный подход – в фокусе внимания находится сам человек со всем комплексом своих проблем.

Ярославский областной центр профориентации и психологической поддержки населения «Ресурс»:

(085) 72-74-39, 72-74-48, 72-74-58; 
www.edu.yar.ru/russian/psih


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"