Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2000

Третья тетрадь. Детный мир

День, который не бывает завтра и вчера

В океане информации детей интересует лишь то, что непосредственно касается их жизни, то, что происходит сегодня, здесь и сейчас

“Мир взрослых” и “мир детей” – выражения, родившиеся как метафоры, очерчивают границы двух различных культур, порой не совпадающих, диктующих разные законы существования в своем пространстве. Но кто возьмется предметно описать хотя бы такую проблему: как слышат друг друга представители этих двух миров? И что слушают, к чему прислушиваются?
На эти вопросы дает ответы исследование, проведенное Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и творческим объединением ЮНПРЕСС.

В науках о ребенке существуют разные подходы. Можно, наблюдая за одним-единственным своим ребенком, сочинить культурно-историческую теорию развития психики, как это сделал Л.С.Выготский. Можно создать концепцию смены ведущей деятельности в разные детские периоды, подтверждая ее лабораторными экспериментами. Можно ограничиться стихийно сложившимися бытовыми впечатлениями о мире детей, подростков и юношей, наблюдая их в своем классе, школе или дворе. Но время от времени стоит все-таки попытаться получить более широкую и объективную картину интересов, увлечений подростков, выявить, каким каналам информации они доверяют и ответы на какие вопросы ищут. Особенно это важно в периоды смены социально-экономических условий, в которых проживает население страны, различные слои которого по-разному реагируют на перемены.
Подросткам были заданы вопросы о том, чем занимаются они в свободное время, что является важной для них информацией и откуда они ее получают.
На анкету ответили примерно тысяча детей и подростков от 10 до 17 лет в разных концах страны, проживающих в больших и маленьких городах и селах. В целом эта совокупность опрошенных была подобрана в соответствии с демографическими данными по России, то есть на языке науки была репрезентативной. Приходится это специально подчеркивать, ибо каждый день с экранов телевизоров нас “кормят” результатами различных опросов, где не всегда соблюдается это непререкаемое правило социологии.
В исследовании обнаружилось, что если поставить цель прямо и целенаправленно информировать детей и подростков по какому-то вопросу – а именно к такому способу коммуникационного воздействия мы привыкли, живя в авторитарном обществе, – то сегодня это будет малоэффективно.

Скажи, как ты проводишь время...

Современные подростки, стремясь освоить новый для себя социальный опыт, усваивают информацию по большей части спонтанно, неосознанно, выбирая привлекательные для себя каналы. Сначала исследователи решили обрисовать круг досуговых занятий современных подростков, ведь это единственная сфера их самоопределения, собственного выбора и в конечном итоге пространство развития личности.
Среди любимых занятий, если брать результаты в целом, на первом месте, конечно, стоит телевидение (почти 77% от всего числа опрошенных). Свободолюбивые хиппи из города Ставрополя, объединенные в творческий союз “Звездный ветер”, назвали телевидение вторым после героина наркотиком, злостным пожирателем времени и провели акцию протеста под лозунгом “Выключи телек – иди гулять” со сбрасыванием цветного телевизора с пьедестала одного из городских памятников. Защитники личной свободы!
Затем с отставанием в 10% – слушание магнитофона или плейера (а это занятие становится ведущим у более старших подростков). Почти рядом стоит проведение времени с друзьями, затем следует просмотр видеофильмов, чтение книг (49,1%). Далее по убывающей – кружки и секции, чтение газет и журналов, телефонное общение, свидания, компьютерные игры, времяпрепровождение со взрослыми, слушание радио, театры, концерты и музеи (15,6%) и кино (6%), общение в Интернете.
Различия по полу в современной социологии называются гендерными. Так вот, при выборе досуга гендерные различия у подростков таковы: мальчики гораздо чаще смотрят видеозаписи (примерно 60% против 40) и реже читают (наоборот, 40 на 60). Гораздо разительнее отличия в освоении компьютера – соотношение 4:1. Как считают социологи, если оставить без внимания такое отставание девочек, то это приведет к дальнейшей их дискриминации на рынке труда.
Данные ученых позволяют посмотреть динамику изменений в досуге подростков за последние десять лет. ТВ, музыка и видео остаются важными, и их роль продолжает расти. Общение с друзьями выросло почти вдвое, а значимость чтения книг упала.

Что есть источник знаний

Второй вопрос анкеты: откуда подростки получают самую важную для себя информацию? Здесь на первом месте – друзья и подруги (66,8%), затем – уроки в школе, родители, программы телевидения для взрослых, нешкольные книги (50%). Интересно сравнить последнюю цифру с оценкой подростками важности информации из учебников – 35,5% (!). Когда подростку нужно что-то понять или принять важное для него решение, то на первом плане оказывается живое общение с ровесниками или взрослыми.
Динамика информационных предпочтений подростков показывает, что за последние годы возросла роль учителей, оказавшихся в этом отношении впереди родителей, а “взрослые” телепередачи стали значимее, чем книги.
Некоторые данные показывают, что дети стали основными потребителями рекламной телепродукции: каждый пятый подросток заявил, что ему интересно смотреть все рекламные ролики. В семье фанатов появились и рекламные. Чаще всего это мальчики. В их лексиконе преобладают знакомые по рекламе выражения, их отличает не всегда понятная веселость, как отмечают исследователи из Московского открытого социального университета, веселый нрав, остроумие, общительность на грани с болтливостью.
Кстати, в качестве “защиты” от рекламного воздействия психологи предлагают обыграть рекламную ситуацию, доведя ее до абсурда, или придумав ироничное продолжение к слогану, или придав неестественной рекламной мизансцене еще более странный вид. И тогда смех, поднимающий над назойливой рекламной ситуацией, “размыкает” зрительскую восприимчивость, освобождает от рекламозависимости.
“Ася! Почему у тебя белье такое белое?” – “Потому что замачиваю в сортире”.

“Самая важная информация для меня...”

Вот такая фраза для написания продолжения предлагалась подросткам. Очень важно, что использовалась именно эта методика неоконченного предложения, дабы не ограничивать содержательную сторону ответов. Ведь здесь надо исходить из того, что мнения взрослых и подростков в этом вопросе не совпадают.
Полученные ответы были разделены на несколько групп: “прошлое – настоящее – будущее” и “внутренний – внешний относительно социальной группы подростков мир”.
Абсолютное большинство подростков считают самой важной информацию о сегодняшнем дне (85%), в десять раз меньше – о будущем и только 1% оценивают информацию о прошлом как наиважнейшую.
По второму параметру фундаментальные знания интересуют в первую очередь 29% подростков, а более всего их волнует свой внутренний мир (50%) как отражение подростковой субкультуры: у мальчиков на первом месте информация о компьютерных играх, спорте; у девочек чаще всего важной признается информация о друзьях, знакомых, потом следует мода, здоровье, родители, артисты эстрады и кино.
С возрастом падает значимость информации о школе, родителях, семье и соответственно растет о друзьях, знакомых, музыке.
Жители больших городов задумываются о будущем чаще, чем остальные.
Показательно, что информацию о своих правах поставили на первое место по значимости лишь 0,5% опрошенных. Напрашивается вывод, что на сегодня проблема детской правовой неграмотности, взятая масштабно, – проблема взрослых, пока не принятая подростковой субкультурой как своя.


Как вырасти гражданскому сознанию?

Откуда подростки узнают о своих правах? От родителей (в основном девочки) и в школе (приоритет для мальчиков), на третьем месте – телевидение, затем идут книги и газеты. Четверть младших подростков вообще не смогли ответить на этот вопрос.
В ходе опроса исследователи пытались выяснить, нарушаются ли права детей на получение информации – именно по их собственному ощущению. Почти каждый третий из подростков в своей жизни сталкивался со случаями, когда ему было отказано в предоставлении каких-либо сведений. Так воспринимаются подростками умолчание родителей о сложных внутрисемейных ситуациях, их нежелание или неумение обсуждать вопросы межполовых отношений, а также отказы школьных учителей указать критерии выставленной оценки, обосновать решение жюри конкурсов, олимпиад или привести основания выдвижения на награды.
Подростки желают получить и не получают информацию, касающуюся простых житейских ситуаций, затрагивающих их лично. И нежелание взрослых дать какие-то сведения принимается подростками как недоверие к себе, что болезненно ими переживается: их не принимают как равных и не разделяют с ними ответственность за происходящее.
Субкультура с признаками герметичности

В целом и общем среди источников информации лидирует межличностное общение со сверстниками и взрослыми – так происходит усвоение социального опыта. Осваивая жизненно важные знания и навыки, подростки опираются на опыт своего поколения, которому больше доверяют.
На дополнительный вопрос: “Что ты и твои ровесники знаете, чего не знают твои родители?” – лишь 10% ответили: “Ничего”. Большая часть жизни подростков оказывается закрытой для взрослых. Кроме того, выпукло проявляются различия поколений в связи с социально-экономическими преобразованиями в стране (родители не знают, как заработать огромные деньги, как сложно получить образование и устроиться в жизни) и тенденциями мирового развития (не знают о равных правах мужчин и женщин, ничего не понимают в компьютерах). Звучат и крайне категоричные высказывания: родители не знают жизни; не знают, как стать счастливым.
Интересно, что выделился такой коммуникативный канал, как слухи. Таким образом передаются сведения о новых словах, фенечках, неформальных движениях, мальчишеских драках, о сексе и наркотиках.
Слухи являются средством поддержания особенностей, символов и ритуалов подростковой субкультуры, контуры которой прорисовывают определенную ее замкнутость.


Самый главный вывод исследования: абстрактное понятие информации не имеет смысла для подростков, из внешнего мира они черпают не чистые знания, а сплав знаний с жизненным опытом. Им интересны вопросы из их актуального настоящего, из реального опыта, с которым они соприкоснулись и пытаются переварить, перевести в личный опыт. Темы, которые взрослым представляются актуальными и имеющими прямое отношение к подросткам, волнуют лишь тех, у кого они оказались в зоне непосредственного опыта.
Сознательно или спонтанно они принимают и усваивают информацию, актуальную для них, эмоционально окрашенную и опирающуюся на конкретный жизненный опыт сверстников, и связывают эти знания с реальными судьбами значимых для них людей.
Нас ждут изменения в описанной здесь картине в связи с появлением новых средств массовой коммуникации и возникающих по этому поводу новых стратов молодежи (будут и дальше расти различия между “компьютерными детьми” и “теле-видео-аудиодетьми”, а также теми, кто использует РС только в качестве развлечения, или как средство общения, или как форму жизнедеятельности). Социологи говорят об интернационализации, глобализации и стандартизации жизни, появлении новых медиасимволов поколения. Ставится проблема информации “секонд-хенд”: дети узнают о мире гораздо больше благодаря новым информационным каналам, однако не на собственном опыте.
Наконец, становится ясной необходимость новой дисциплины медиапедагогики, обучающей детей понимать, анализировать и критически осмысливать предлагаемое средство массовой коммуникации.


Нелишне было бы начать с себя, таких взрослых, умных и, как оказалось, уже отсталых.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru