Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

У свердловских собственная гордость
Образование Среднего Урала: проблемы и достижения

Еще совсем недавно, в конце восьмидесятых – начале девяностых, Екатеринбург (тогда – Свердловск) мог с полным правом претендовать на роль второй политической столицы России, которую сейчас пытается освоить город на Неве. Ведь именно оттуда вышел в большую политику и, как теперь уже ясно, в историю страны Борис Ельцин, именно выходцы из Среднего Урала составили команду первого Президента России на начальном этапе его правления. Теперь «московских свердловчан» вытеснили «московские питерцы», в фаворитах власти и общественного мнения ходят другие регионы. Отчаянная и не совсем приличная борьба, которую губернатор Россель развернул два года назад за право упокоить бренные останки царской семьи в свердловской земле, сильно смахивала на последнюю попытку ухватить за подол непостоянную политическую фортуну. Не вышло, и область с населением более четырех с половиной миллионов человек, богатейшими природными ресурсами и мощным промышленным потенциалом окончательно превратилась в заурядную российскую провинцию, одну из многих, со своей местной экзотикой – организованным преступным сообществом «Уралмаш», официально зарегистрированным Минюстом в качестве политической партии…

При этом сами свердловчане далеки от того, чтобы признать такое превращение свершившимся фактом. Фрондирование Москве и некоторое дистанцирование от других регионов стало едва ли не основой здешнего колорита, яркой особенностью практически всех сторон жизни местного сообщества, в том числе системы образования. Впрочем, в образовании такая позиция – по крайней мере в отношении столицы, – пожалуй, наиболее оправданна.

Норматив по-свердловски

Схему нормативного финансирования в Свердовской области начали разрабатывать шесть лет назад. В 1996 году нормативы минимальной бюджетной обеспеченности были утверждены региональной Думой.

Справедливости ради необходимо отметить, что свердловский подход к нормативам существенно отличается от самарского. Здесь не пошли по пути централизации средств, обеспечивающих учебный процесс на региональном уровне, поэтому нормативы применяются для формирования трансфертного фонда, из которого финансируются дотационные города и районы, а также для обеспечения учреждений областного подчинения. В ряде случаев муниципалитеты используют эти нормативы и для расчета со своими школами, хотя чаще это происходит по смете. Таким образом, схема «деньги следуют за учеником» здесь работает лишь отчасти.

Второе отличие от самарской модели является следствием первого: поскольку разделения финансовых потоков в системе образования (когда за зарплату и учебные расходы отвечает регион, за коммунальные платежи – муниципалитет) не произошло, в нормативы пришлось закладывать и расходы на коммунальные услуги. Это создало дополнительные сложности, поскольку стоимость таких услуг сильно разнится по территориям, а норматив один для всех: в городских школах в год на одного ребенка положено 2443 рубля, в поселковых и сельских – 3053, в малокомплектных – 3664. Для северных и ряда восточных районов средств, поступающих по нормативам, катастрофически не хватает.

Пытаясь исправить ситуацию, региональное министерство образования разработало систему гибких показателей, учитывающих необходимость дополнительного финансирования. Одна категория таких показателей – дополнительные расходы – связана с необходимостью целевого финансирования, зависящего от состояния или особенностей конкретного образовательного учреждения. Они применяются не к нормативу, а непосредственно к учебному заведению и исчисляются в конкретных суммах. Дополнительные расходы делятся на три группы: чрезвычайные (аварийный ремонт), разрешающие (обеспечение подвода тепла, воды, канализации) и функциональные (на материальную базу, средства обучения).

Вторая разновидность показателей – дополнительные коэффициенты, повышающие базовый норматив для отдельных видов и категорий образовательных учреждений. Дополнительные коэффициенты тоже включают в себя три группы: чрезвычайные (если в учреждении есть группа детей-сирот, в норматив необходимо заложить расходы на приобретение продуктов питания, обмундирования, проживание в общежитии), функциональные (расходы на «коммуналку», текущий ремонт, повышение квалификации, оборудование в лицее или гимназии будут выше, чем в средней общеобразовательной школе) и развивающие (творческие командировки и тому подобные «излишества», о которых пока в школах могут лишь мечтать).

Эти разработки образовательного ведомства с вниманием рассмотрены в правительстве области и… оставлены до лучших времен. Равно как и предложение министерства о законодательном установлении порогового значения финансирования образования в консолидированном бюджете региона не менее 25% с ежегодным увеличением доли образования на 0,7–1 процент.

Особенности региональной аттестации

Свердловские управленцы едва ли не первыми в стране обратили внимание на одну особенность: все процессы аттестации – учащихся, педагогических кадров, образовательных учреждений – построены по единой схеме. Поэтому была разработа технология комплексной аттестации, когда при аттестации кадров используются результаты итоговой аттестации учащихся, а при аттестации учреждения – итоги аттестации кадров и тех же учащихся. Это позволяет экономить и деньги, и время.

Сейчас в регионе комплексная бригада из четырех-пяти человек за два-три дня проводит аттестацию образовательного учреждения, одновременно с анализом документации (устав, программа, результаты экзаменов и контрольных работ) заслушивая учителей, претендующих на более высокую категорию. Для сравнения: в свое время федеральное министерство рекламировало опыт Тульской области, где команда проверяющих из двадцати человек на две недели едет в одну несчастную школу и разбирает ее всю чуть ли не по кирпичикам…

На этом особенности региональной аттестации не исчерпываются. Свердловчане первыми в стране ввели региональную систему дополнительных коэффициентов к ставкам Единой тарифной сетки, повышающих зарплату учителя в зависимости от присвоенной ему категории: для высшей категории был установлен коэффициент 2, для первой – 1,8, для второй – 1,5, для третьей – 1,1 (в федеральном законодательстве третья квалификационная категория не предусмотрена – это региональное нововведение, позволяющее попробовать свои силы молодым специалистам). Таким образом, учитель высшей категории в Свердловской области получал в два раза больше, нежели его коллега из соседнего региона!

Уже спустя два года после прогрессивного нововведения правительство области стало предпринимать попытки как-то ограничить действие этих коэффициентов: на аттестацию уходили все большие средства, достигающие 20% от фонда заработной платы. До последнего времени профсоюзу удавалось противостоять этим поползновениям, однако в апреле 1999 года вместе с повышением тарифных ставок в полтора раза было принято постановление о замене коэффициентов надбавками, причем по ставкам 1998 года и независимо от количества часов, которые ведет учитель. В итоге больше всего пострадали люди, имеющие наиболее высокую квалификацию: их фактическая зарплата реально увеличилась не в полтора раза, а всего лишь на 10 процентов! Кроме того, отсекались все совместители, учителя, ведущие часы по другому предмету, тогда как раньше коэффициент распространялся на всю нагрузку.

Профсоюзы не согласились с этим постановлением, и в результате организованной ими кампании был достигнут компромисс: в августе правительство согласилось, что размер надбавки должен быть пропорционален всему объему педагогической нагрузки, в декабре надбавку стали получать совместители и преподаватели, ведущие часы по другому предмету. В результате столь вожделенной правительством экономии средств не произошло, и сумма, ежегодно отводимая на аттестацию, была заморожена на прежнем уровне – 200 млн. рублей.

Еще одна особенность связана с тем, что аттестация всех образовательных учреждений в Свердловской области идет с присвоением категории (высшей, первой, второй или третьей). Два года назад министерство образования предприняло попытку увязать категорию образовательного учреждения с правом иметь определенное количество категорированных специалистов: например, школа высшей категории может иметь до 15% учителей с высшей категорией и до 30% учителей с первой категорией; если же школа имеет третью категорию, то и ее работникам, будь они хоть трижды остепененные, может быть установлена только третья категория. Таким образом, с одной стороны, педагогический коллектив стимулируется для совместной работы с целью повышения уровня своего образовательного учреждения, а с другой – достигается пресловутая экономия на надбавках. Были установлены пороговые цифры: школ высшей категории в области должно быть не больше 20, первой категории – не свыше 200, в итоге ежегодные расходы на аттестацию снижались с 200 до 60–70 млн рублей.

В итоге эта идея не прошла. Во-первых, требовалось срочное введение системы критериев категорирования учреждений, которая была еще не готова. Во-вторых, резко против выступил профсоюз. Сейчас учреждения категорируются только по их собственному желанию, поскольку никаких финансовых стимулов нет – это исключительно вопрос престижа. Пока категорировано лишь 10% школ, из них порядка 15% имеют высшую категорию. Правда, работники министерства надеются еще вернуться к этой идее, когда в областном бюджете появятся средства, позволяющие не сводить ее к банальной экономии.

Сейчас свердловчане пытаются изменить технологию организации итоговой аттестации учащихся. В апреле 2000 года в третьих, восьмых и десятых классах будут проведены областные контрольные работы, составленные по совершенно новым принципам.

Во-первых, эти работы не будут привязаны к конкретной учебной дисциплине: задания связываются лишь с одной или несколькими линиями регионального образовательного стандарта. Во-вторых, задание будет состоять из описания некоей проблемной ситуации и нескольких вопросов к ней. На его выполнение отводится целый учебный день. В-третьих, выполнение задания предусматривает три этапа: индивидуальную работу учащихся (письменный ответ), обсуждение вариантов выполнения заданий с классом (при участии нескольких учителей, ведущих разные предметы), самоанализ выполнения задания учащимися (ответы на вопросы анкеты). Вопросы анкеты помогут ребятам осознать, что они знают, где у них пробелы, как они умеют использовать знания и самостоятельно их добывать, для чего им нужны эти знания. Наконец, в-четвертых, выставление отметки за контрольную работу не предполагается: для авторов идеи важно оценить компетентность учащихся по разным содержательным линиям регионального стандарта.

Дворец, который построил Брук

Урал уже давно завоевал славу одного из наиболее криминогенных регионов. Это неизбежно отражается на детях. Так, Свердловская область на протяжении нескольких лет входит в число десяти субъектов Федерации с наибольшим удельным весом преступности несовершеннолетних. На начало 1999 года он составил 13,6% (в среднем по России – 10,3%).

Общепризнано, что главное средство профилактики детской преступности не нравоучительные беседы в школе, а развитая система дополнительного образования. Предложите ребятам интересную альтернативу времяпровождению во дворах и подвалах – и вы существенным образом снизите нагрузку на правоохранительные органы.

Свердловчане это прекрасно понимают. Система дополнительного образования – бесспорное достижение Свердловской области, своего рода региональное «ноу-хау». Достаточно сказать, что в областных учреждениях дополнительного образования занимаются 60% всех детей школьного возраста, тогда как в среднем по России эта цифра едва дотягивает до 38 процентов. За последние пять лет количество учреждений увеличилось с 245 до 288. И это при том, что финансовые условия, в которых живет свердловское дополнительное образование, ничуть не лучше, чем у других: норматив на одного ребенка составляет 300 рублей в год, что даже ниже федерального!

Суть стратегии развития дополнительного образования в Свердловской области – централизация ресурсов на основе общей системы управления, во главе которой стоит объединение Дворец молодежи. Объединение выполняет три основные функции: управление развитием системы дополнительного образования (министерство полностью делегировало ему все управленческие полномочия в этой сфере); кадровое, программное, методическое обеспечение работы учреждений (Институт развития регионального образования также делегировал Дворцу все свои полномочия) и собственно образовательная деятельность с детьми по пяти направлениям – художественно-эстетическому, спортивному, туристическому, экологическому, политехническому (в Екатеринбурге “Дворцу” принадлежат шесть зданий).

Эта уникальная модель возникла не на пустом месте. Дворец молодежи был открыт в Свердловске в 1973 году. С начала строительства и по сию пору им руководит Леонард Брук – лауреат премии Совмина СССР, заслуженный работник культуры России, президент Федерации батута и прыжков в воду, кавалер ордена Дружбы и прочая, и прочая… Авторитет Брука в области непререкаем. Он знал Ельцина еще секретарем обкома, принимал в своем дворце Горбачева и Сахарова, долгое время был председателем совета директоров учреждений культуры системы профтехобразования. На столе в его рабочем кабинете – телефон правительственной связи. «У нашего министра такого нет», – скромно замечает Леонард Израилович.

Дворец занимается еще и таким нетипичным для системы дополнительного образования делом, как организация региональных олимпиад, которые проводятся и по отдельным предметам, и по областям знаний. Поскольку результаты олимпиад выявили неравные возможности учащихся крупных городов и периферии, у сотрудников Дворца появилась идея несколько изменить идеологию олимпиадного движения, которое теперь разрослось до размеров фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала». Он охватывает ребят начиная с первого класса, включает разные формы развития интеллектуальной культуры – игры, конкурсы, турниры. Таким образом, пространство, на котором дети вовлекаются в интеллектуальную деятельность, существенно расширилось.

Новые уральские ремесленники

Средний Урал отличается насыщенностью предприятиями военно-промышленного комплекса, которые сейчас находятся в сложном положении. Провозглашенная реструктуризация крупной промышленности пока остается чистой декларацией, в связи с чем встает необходимость переориентации региональной экономики на малый и средний бизнес, который на Западе занимает порядка четверти всего объема промышленного производства. Для этого необходима подготовка соответствующих специалистов, в том числе переподготовка высвобождающейся рабочей силы.

Именно поэтому в Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования Свердловской области введена группа ремесленных профессий, направленных на производство товаров и услуг по индивидуальным заказам и малыми сериями. Поэтому же с января 1998 года правительство области и немецкий Фонд Эберхарда Шёка осуществляют совместный проект «Поддержка ремесел через профессиональное образование». Учреждением, на котором происходит обкатка проекта, стал Профессиональный лицей ремесленников-предпринимателей г. Екатеринбурга, которым руководит Николай Доронин.

Этот выбор не случаен. В то время, когда бывшие флагманы областного профтехобразования, ориентировавшиеся на предприятия ВПК, влачат жалкое существование, лицей Доронина (в прошлом – заурядная строительная «путяга») твердо стоит на ногах: конкурс – два человека на место; развернута подготовка секретарей, бухгалтеров, автомехаников, овощеводов; все шесть корпусов содержатся в идеальном состоянии за счет собственных средств.

Учебные планы по трем ремесленным профессиям – столяр, маляр-дизайнер и плиточник-мозаичник – предусматривают возможность за три года получить начальное профессиональное образование, а также четвертый курс, на котором осуществляется расширенная подготовка по экономическим, юридическим, управленческим дисциплинам и выдается диплом о среднем профобразовании с присвоением квалификации мастера-менеджера. Лицей уже набрал одну группу безработных: на протяжении десяти месяцев они осваивают профессию маляра-дизайнера, и многие уже планируют, объединившись, открыть собственное малое предприятие – служба занятости дает субсидии на приобретение комплекта инструментов.

«Неперспективный» Ирбит

Из 72 муниципальных образований, входящих в состав Свердловской области, большинство получают дотацию. Для покрытия дефицита консолидированного бюджета область берет ссуды в коммерческих банках, и в настоящее время внешний долг области достигает трети всей региональной казны. В то же время долг предприятий по всем платежам в муниципальные и областной бюджеты составляет 15 млрд рублей – это размер консолидированного бюджета области за год! Неудивительно, что средняя задолженность по учительской зарплате равняется двум месячным фондам оплаты труда, а в некоторых территориях доходит до полугода.

Ирбит – типичный представитель группы дотационных территорий. Старый ярмарочный центр, до революции занимавший второе место по товарообороту после Нижнего Новгорода, фактически превратился в умирающий город. Мотоциклетный завод, производивший знаменитые «Уралы», лежит на боку; немногим лучше положение стекольного, фармацевтического и прицепного заводов. По словам начальника управления образования Александра Кайсина, одновременно являющегося председателем городской Думы, задержка зарплаты бюджетников составляет три месяца, и перспектив быстрого ее погашения не видно.

При этом система образования города как-то умудряется давать неплохие результаты. Из трехсот выпускников в прошлом году было пять золотых и десять серебряных медалистов, свыше трети ежегодно поступают в вузы, причем по бюджетному набору. Более 60% ребят занимаются дополнительным образованием, не снижается посещение дошкольниками детских садов (тоже порядка 60%), причем родительская плата здесь одна из самых низких в округе (120 рублей в месяц).

Но терпение педагогов уже на пределе. Более трехсот человек подписали обращение к губернатору Росселю с одним вопросом: когда им будут вовремя платить и без того небольшую зарплату? Мне пришлось присутствовать на встрече представителей педколлектива средней школы № 10, выступившей инициатором петиции, со специально приехавшим в Ирбит заместителем министра образования Свердловской области Евгением Караманом.

Разговор был исключительно корректным и спокойным, но за этим спокойствием стояли безысходность и беспомощность. Директор школы Наталья Ермачкова и Александр Кайсин справедливо возмущались, что с учебных заведений требуют отчислений в пенсионный фонд за невыплаченную зарплату, накладывают пени и штрафы, и просили оказать помощь в приобретении счетчиков воды и тепла. Учителя спрашивали, нельзя ли перевести выплату зарплаты на областной бюджет. Евгений Караман терпеливо объяснял, что законопроект о переводе школ в совместное учредительство муниципалитетов и региона едва ли пройдет через областную Думу, что финансирование областных целевых программ в этом году снижено в три раза, а насчет отчислений правительство области уже вышло с законодательной инициативой в федеральный парламент… «А когда вам вернут долги, я не знаю, – честно признался Евгений Вадимович. – И боюсь, что никто не знает».

Мы с Караманом возвращались из Ирбита затемно, когда лица сидящего рядом собеседника уже не видно. Говорили о международных образовательных проектах, в которых участвуют свердловчане, о региональных находках в области обновления содержания образования и новых технологиях управления системой. Молчали лишь о вопросах ирбитских учителей. О чем тут говорить, если денег на образование в стране нет…

Cергей ПОЛЯКОВ
Екатеринбург – Москва

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru