Жажда человечности
Кинематограф возвращается к
зрителю, становясь вновь перекрестком наших
судеб, радостей и печалей.
Пожалуй, это главное открытие Берлинского
фестиваля
Берлинский кинофестиваль переехал. К
50-летию кинопраздника город подарил фестивалю не
дом, а целый микрорайон, в центре которого
“Берлинале-паласт” – дворец Берлинского
фестиваля. Трудно избавиться от впечатления, что
архитектура этой грандиозной лестничной клетки
инспирирована декорацией фильма, который
отказывается снимать герой картины Федерико
Феллини “Восемь с половиной”. Хотя влияния
могут быть и более ранними, и более национальными
– “Метрополис” великого немецкого
кинорежиссера и провидца Фрица Ланга, например.
К “Берлинале-паласт” с его многоярусным залом
степенно сходятся другие фестивальные
кинотеатры и здания. По-прежнему действуют
старые фестивальные пристанища, но как обычно
бывает при переездах, что-то на старом месте
забыли, а на новом еще не нашли. Фестивальные
волки, конечно, успевают и тут, и там. Но все же
ворчат, что фестиваль слишком разбросан.
Однако постепенно стал проясняться общий
кинематографический горизонт, когда проявилось
то неуловимое, что накладывает на самые разные
фильмы один и тот же легкий, как пыльца, отпечаток
времени, – жажда человечности. И тоска по кино, по
встречам и открытиям, только ему свойственным и в
кинозале возможным.
Она была ощутима и в самом шумном фильме “Три
короля” Дэвида О.Рассела, по-английски
последовательно и беспощадно шаржирующем
телерепортажи с места боев и миротворческих
акций и компьютерные игры на эти же темы,
завинченные в старый добрый сюжет с поиском
сокровищ и нахождением смысла жизни. Но и в самой
негромкой ленте фестиваля, итальянском фильме
“Первый свет зари” Лючио Гаудино, тонком и
точном исследовании тайны братской любви, есть
то же ностальгическое желание говорить на
уникальном языке кино.
Пожалуй, именно человечность заслужила главный
приз – “Золотого медведя” присудили фильму
Пола Томаса Андерсона “Магнолия” (США), а
китайскому “Дорожному дому” знаменитого Чжана
Имоу – “Серебряного медведя”. Лучшим
режиссером признан Милош Форман за смешной и
нежный реквием по американскому комику Энди
Кауфману (его блистательно играет Джим Керри),
который смешит своих зрителей даже на
собственных похоронах.
Лучший актерский состав был обнаружен
“Серебряным медведем” в немецкой картине
Рудольфа Томе “Парадизо – семь дней с семью
женщинами”. Отметив прекрасного американского
актера Дензела Вашингтона в роли боксера в
фильме Нормана Джуисона “Ураган”, жюри никого
не удивило. Но вот признание лучшими актрисами
Бибианы Беглау и Нади Уль, исполнительниц
главных ролей в фильме Фолькера Шлендорфа
“Тишина после выстрела” (“Легенда о Рите”),
требовало отваги.
История Риты Фогт, западногерманской
террористки, завербованной восточногерманскими
спецслужбами, ее отчаянные попытки стать просто
обычным человеком и бессмысленная смерть на уже
упраздняемой границе между Германиями
рассказана самым западным режиссером Германии
Фолькером Шлендорфом в соавторстве с самым
восточным сценаристом Вольфгангом Кольхаазе (он
был автором сценария фильма Конрада Вольфа “Нам
было девятнадцать”). Пространство фильма стало
территорией, где впервые по-настоящему сделана
попытка посмотреть друг на друга сквозь призрак
Берлинской стены. Посмотреть на историю и судьбу
немцев вместе, независимо от того, удастся ли без
потерь сфокусировать на общей причине боли столь
разные точки зрения. И две театральные актрисы,
органично и точно сыгравшие свои трудные роли,
помогли фильму обрести этот фокус. Видимо,
удалось немало – режиссер получил и премию
“Голубой Ангел” за лучший европейский фильм.
Еще один знаменитый немец был награжден в этом
году в Берлине. “Серебряного медведя”,
специальный приз жюри, получил фильм Вима
Вендерса “Отель за миллион долларов”.
Что касается конкурса короткометражек, полагаю,
жюри было нелегко выбирать, ибо, как обычно,
Краткость демонстрировала и на этом фестивале
свои близкие родственные отношения с Талантом.
“Золотого медведя” отдали французу Жану Руссло
за фильм “В честь Альфреда Лепети”, виртуозный
портрет “человека кино”, неизвестного широким
массам, но удостоившегося самых лестных
характеристик от знаменитых режиссеров и
настоящих кинозвезд. “Серебряного” – чешскому
аниматору Павелу Коутскому за страшилку о
медианасилии “Медиа”.
Ну а самые интересные работы стали добычей двух
важнейших, после официального, жюри:
экуменического и ФИПРЕССИ.
Кинокритики-христиане отметили фильм Чжана Имоу
“Дорожный дом”, простую историю о судьбе
сельского учителя, который умирает в городской
больнице, а те, кого он годами, урок за уроком
вводил в мир знаний и чувств, чей узкий мир
освещал своим светом, несут теперь его тело, как
драгоценную реликвию, долгим путем домой на
плечах.
Тонкий и захватывающий, смешной и смелый
французский фильм о силе человеческой
солидарности перед лицом болезни, страхов и
самой смерти – “Комната волшебниц” Клода
Миллера – удостоен приза жюри ФИПРЕССИ.
Скромный, но красноречивый специальный приз
Немецкой организации защиты детей получил в
конкурсе детских фильмов вгиковец Александр
Котт за короткометражку “Пугало”.
Но и помимо конкурса хватало волнений.
Ретроспектива двух мощных актерских личностей –
Жанны Моро и Роберта де Ниро, шикарная программа
киномузея – фильмы о механических людях,
заслуживающая специальной киноведческой поэмы,
Специальная Панорама и Панорама-Документ с
обсуждением фильмов в присутствии авторов и
продюсеров. Эта атмосфера киноклубов, где
дискуссия порой развивается и переносится на
другой и третий день, как было, например, с
монтажным фильмом Александра Рехвиашвили
“Земля Обетованная. Возвращение”, привлекает не
только профессиональную, но и широкую публику.
На Берлинале есть еще одна традиционная
программа, демонстрирующая старосветские
отношения между кинематографистами и
фестивальным народом, – работы, которые
киномастер показывает впервые, но неофициально.
Так, в честь 85-летнего японского режиссера Кона
Итикава был показан его новый фильм
“Дора-Хейта” – самурайская комедия о важном
государственном чиновнике. Он наводит порядок в
провинции, где происходит сращение высшего
чиновничества с местной мафией. Причем
использует известный нам способ, но только здесь
ревизор притворяется Хлестаковым.
Пронзительно нежную, хотя и вовсе не
сентиментальную историю бедной и одинокой
молодой матери, упорно стремящейся вырвать
своего маленького сына из психологического
гетто, в котором оказывается глухой ребенок,
представила Гонг Ли в фильме “Прерванное
молчание”, исполнительница главной роли,
председатель нынешнего жюри.
Про новый фильм Анджея Вайды местная пресса со
значением сообщила, что картина не является
публицистической (как будто четыре с половиной
десятка его фильмов были всего лишь
публицистикой!), хотя экранизация поэмы Адама
Мицкевича “Пан Тадеуш”, предпринятая грандом
польского кинематографа сейчас, в мирное для
Польши время, стоит большего, чем простое
определение жанра.
Фильм Вайды обрамлен эпизодами с читающим свою
поэму Мицкевичем, но главным в памяти зрителя
остается то, что видит в своих размышлениях поэт,
а не мизансцена этих размышлений. Даже не бои или
хронология ситуаций, в которых решается судьба
народа, но сам народ, на всех уровнях и всеми
чувствами рассматривающий возможность
возвращения в историческое существование. И в
связи с этим наводящий порядок в своих делах и
чувствах.
И тогда чувство собственного достоинства, честь
рода и интересы отчизны объединятся в порыв
благородного патриотизма. История вины и
искупления, мести и отказа от нее, рассказанная
скупым и точным языком поэзии, полная пафоса и
иронии, воспринимается целиком, не дробясь на
эпизоды и сюжетные слои.
Фестиваль закончился, но впечатления
отстаиваются и прорастают приятным открытием,
что кинематограф, кажется, возвращается к
зрителю, становясь вновь перекрестком
человеческих судеб, радостей и печалей, для чего
он ищет и находит все новые средства
выразительности для вечных чувств.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|