Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Тамара ДУЛАРИДЗЕ

Жажда человечности

Кинематограф возвращается к зрителю, становясь вновь перекрестком наших судеб, радостей и печалей.
Пожалуй, это главное открытие Берлинского фестиваля

Берлинский кинофестиваль переехал. К 50-летию кинопраздника город подарил фестивалю не дом, а целый микрорайон, в центре которого “Берлинале-паласт” – дворец Берлинского фестиваля. Трудно избавиться от впечатления, что архитектура этой грандиозной лестничной клетки инспирирована декорацией фильма, который отказывается снимать герой картины Федерико Феллини “Восемь с половиной”. Хотя влияния могут быть и более ранними, и более национальными – “Метрополис” великого немецкого кинорежиссера и провидца Фрица Ланга, например.
К “Берлинале-паласт” с его многоярусным залом степенно сходятся другие фестивальные кинотеатры и здания. По-прежнему действуют старые фестивальные пристанища, но как обычно бывает при переездах, что-то на старом месте забыли, а на новом еще не нашли. Фестивальные волки, конечно, успевают и тут, и там. Но все же ворчат, что фестиваль слишком разбросан.
Однако постепенно стал проясняться общий кинематографический горизонт, когда проявилось то неуловимое, что накладывает на самые разные фильмы один и тот же легкий, как пыльца, отпечаток времени, – жажда человечности. И тоска по кино, по встречам и открытиям, только ему свойственным и в кинозале возможным.
Она была ощутима и в самом шумном фильме “Три короля” Дэвида О.Рассела, по-английски последовательно и беспощадно шаржирующем телерепортажи с места боев и миротворческих акций и компьютерные игры на эти же темы, завинченные в старый добрый сюжет с поиском сокровищ и нахождением смысла жизни. Но и в самой негромкой ленте фестиваля, итальянском фильме “Первый свет зари” Лючио Гаудино, тонком и точном исследовании тайны братской любви, есть то же ностальгическое желание говорить на уникальном языке кино.
Пожалуй, именно человечность заслужила главный приз – “Золотого медведя” присудили фильму Пола Томаса Андерсона “Магнолия” (США), а китайскому “Дорожному дому” знаменитого Чжана Имоу – “Серебряного медведя”. Лучшим режиссером признан Милош Форман за смешной и нежный реквием по американскому комику Энди Кауфману (его блистательно играет Джим Керри), который смешит своих зрителей даже на собственных похоронах.
Лучший актерский состав был обнаружен “Серебряным медведем” в немецкой картине Рудольфа Томе “Парадизо – семь дней с семью женщинами”. Отметив прекрасного американского актера Дензела Вашингтона в роли боксера в фильме Нормана Джуисона “Ураган”, жюри никого не удивило. Но вот признание лучшими актрисами Бибианы Беглау и Нади Уль, исполнительниц главных ролей в фильме Фолькера Шлендорфа “Тишина после выстрела” (“Легенда о Рите”), требовало отваги.
История Риты Фогт, западногерманской террористки, завербованной восточногерманскими спецслужбами, ее отчаянные попытки стать просто обычным человеком и бессмысленная смерть на уже упраздняемой границе между Германиями рассказана самым западным режиссером Германии Фолькером Шлендорфом в соавторстве с самым восточным сценаристом Вольфгангом Кольхаазе (он был автором сценария фильма Конрада Вольфа “Нам было девятнадцать”). Пространство фильма стало территорией, где впервые по-настоящему сделана попытка посмотреть друг на друга сквозь призрак Берлинской стены. Посмотреть на историю и судьбу немцев вместе, независимо от того, удастся ли без потерь сфокусировать на общей причине боли столь разные точки зрения. И две театральные актрисы, органично и точно сыгравшие свои трудные роли, помогли фильму обрести этот фокус. Видимо, удалось немало – режиссер получил и премию “Голубой Ангел” за лучший европейский фильм.
Еще один знаменитый немец был награжден в этом году в Берлине. “Серебряного медведя”, специальный приз жюри, получил фильм Вима Вендерса “Отель за миллион долларов”.
Что касается конкурса короткометражек, полагаю, жюри было нелегко выбирать, ибо, как обычно, Краткость демонстрировала и на этом фестивале свои близкие родственные отношения с Талантом. “Золотого медведя” отдали французу Жану Руссло за фильм “В честь Альфреда Лепети”, виртуозный портрет “человека кино”, неизвестного широким массам, но удостоившегося самых лестных характеристик от знаменитых режиссеров и настоящих кинозвезд. “Серебряного” – чешскому аниматору Павелу Коутскому за страшилку о медианасилии “Медиа”.
Ну а самые интересные работы стали добычей двух важнейших, после официального, жюри: экуменического и ФИПРЕССИ. Кинокритики-христиане отметили фильм Чжана Имоу “Дорожный дом”, простую историю о судьбе сельского учителя, который умирает в городской больнице, а те, кого он годами, урок за уроком вводил в мир знаний и чувств, чей узкий мир освещал своим светом, несут теперь его тело, как драгоценную реликвию, долгим путем домой на плечах.
Тонкий и захватывающий, смешной и смелый французский фильм о силе человеческой солидарности перед лицом болезни, страхов и самой смерти – “Комната волшебниц” Клода Миллера – удостоен приза жюри ФИПРЕССИ.
Скромный, но красноречивый специальный приз Немецкой организации защиты детей получил в конкурсе детских фильмов вгиковец Александр Котт за короткометражку “Пугало”.
Но и помимо конкурса хватало волнений. Ретроспектива двух мощных актерских личностей – Жанны Моро и Роберта де Ниро, шикарная программа киномузея – фильмы о механических людях, заслуживающая специальной киноведческой поэмы, Специальная Панорама и Панорама-Документ с обсуждением фильмов в присутствии авторов и продюсеров. Эта атмосфера киноклубов, где дискуссия порой развивается и переносится на другой и третий день, как было, например, с монтажным фильмом Александра Рехвиашвили “Земля Обетованная. Возвращение”, привлекает не только профессиональную, но и широкую публику.
На Берлинале есть еще одна традиционная программа, демонстрирующая старосветские отношения между кинематографистами и фестивальным народом, – работы, которые киномастер показывает впервые, но неофициально.
Так, в честь 85-летнего японского режиссера Кона Итикава был показан его новый фильм “Дора-Хейта” – самурайская комедия о важном государственном чиновнике. Он наводит порядок в провинции, где происходит сращение высшего чиновничества с местной мафией. Причем использует известный нам способ, но только здесь ревизор притворяется Хлестаковым.
Пронзительно нежную, хотя и вовсе не сентиментальную историю бедной и одинокой молодой матери, упорно стремящейся вырвать своего маленького сына из психологического гетто, в котором оказывается глухой ребенок, представила Гонг Ли в фильме “Прерванное молчание”, исполнительница главной роли, председатель нынешнего жюри.
Про новый фильм Анджея Вайды местная пресса со значением сообщила, что картина не является публицистической (как будто четыре с половиной десятка его фильмов были всего лишь публицистикой!), хотя экранизация поэмы Адама Мицкевича “Пан Тадеуш”, предпринятая грандом польского кинематографа сейчас, в мирное для Польши время, стоит большего, чем простое определение жанра.
Фильм Вайды обрамлен эпизодами с читающим свою поэму Мицкевичем, но главным в памяти зрителя остается то, что видит в своих размышлениях поэт, а не мизансцена этих размышлений. Даже не бои или хронология ситуаций, в которых решается судьба народа, но сам народ, на всех уровнях и всеми чувствами рассматривающий возможность возвращения в историческое существование. И в связи с этим наводящий порядок в своих делах и чувствах.
И тогда чувство собственного достоинства, честь рода и интересы отчизны объединятся в порыв благородного патриотизма. История вины и искупления, мести и отказа от нее, рассказанная скупым и точным языком поэзии, полная пафоса и иронии, воспринимается целиком, не дробясь на эпизоды и сюжетные слои.
Фестиваль закончился, но впечатления отстаиваются и прорастают приятным открытием, что кинематограф, кажется, возвращается к зрителю, становясь вновь перекрестком человеческих судеб, радостей и печалей, для чего он ищет и находит все новые средства выразительности для вечных чувств.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru