Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Елена ЛИТВЯК,
Елена ХИЛТУНЕН

Раз, два, три – школа, отомри!

Давайте подумаем, как сделать ее лучшим местом для тех,
кто не может усидеть на месте

Про движение

В одной школе учителя решили подсчитать, сколько времени их ученики сидят за партами. Именно сидят, а не ходят и не бегают по коридору. Вышло забавно: шесть уроков по сорок пять минут в день – это пять с половиной часов, то есть треть дня, треть жизни. Для взрослых – вполне нормальная цифра. А вот для детей… Мы с детского сада помним: если ты расшалился, воспитательница посадит на стул и скажет: «Посиди, успокойся». Такое специальное наказание. И, надо сказать, действенное. А ведь школьнику, постоянно припрыгивающему при ходьбе, выражающему этими беспричинными подскоками счастье просто жить, в школе приходится сидеть по многу часов. И физкультурные занятия не решают проблему целиком. Движение и деятельность – синонимы для жизни ребенка так же, как деятельность и развитие. Лев Николаевич Толстой описывал в своих дневниках начало дня в Яснополянской школе: «Положим, по расписанию, в первом, младшем классе – механическое чтение, во втором – постепенное чтение, в третьем – математика. Учитель приходит в комнату, а на полу лежат и пищат ребята, кричащие: «Мала куча!» или «Задавили, ребята!» или «Будет! Брось виски-то!» и т.д. «Петр Михайлович!» – кричит снизу кучи голос входящему учителю: «Вели им бросить!» – «Здравствуй, Петр Михайлович!» – кричат другие, продолжая свою возню. Учитель берет книжки, раздает тем, которые с ним пошли к шкафу, из кучи на полу – верхние, лежа, требуют книжку. Куча понемногу уменьшается. Как только большинство взяли книжки, все остальные уже бегут к шкафу и кричат: «Мне, и мне! Дай мне вчерашнюю...»
Честно говоря, педагоги современной школы такого безобразия не потерпели бы. Но вы заметили, что яснополянский Петр Михайлович сделал, увидев кучу малу? Ничего не сказал, а просто стал раздавать книжки. Будто догадывался, как необходимо детям это неукротимое движение. Оно захватывает их. Ребята всегда предпочтут ручному труду за столом работу в школьном дворе. Они обожают копать настоящей лопатой, забивать гвозди, носить что-то на рабочих носилках или возить в тачке. Не потому, что трудолюбивы, а потому именно, что на улице есть возможность подвигаться, побегать, напрячь мускулы, покричать. Им особенно нравится кататься на велосипеде, роликах, лыжах, коньках, санках. И мы, взрослые, ошибаемся, когда пытаемся построить второклассников в одну линеечку – это неестественно, противно всему их детскому существу. В этом смысле школьная парта – неправильное изобретение человечества.

Выбросить все парты вон!

Парта красивая, удобная, с ящичками, подставкой для ручек, крючком для портфеля, регулируется по росту. Над тем, как сделать ее удобной, взрослые много думают. Кажется, уже изобретено несколько сотен видов – наклонных и плоских, железных, пластиковых, деревянных. А Мария Монтессори почему-то говорила почти сто лет назад: “Я знаю сто пятьдесят девятый способ усовершенствования парт – выбросить их вон из класса!”
Правда, недавно появились школьные крутящиеся стулья. Вот это то, что надо! Можно вертеться и двигаться даже сидя. Но как же редко встретишь школу, в которой хотя бы в младших классах поставили такие стулья. Наоборот, постоянно требуют от ребенка: «Перестань вертеться!» Нам почему-то надо, чтобы дети всегда сидели тихо и смотрели в одну точку – на нас. Но ведь они – дети, а не маленькие взрослые. Движение не прихоть, а спонтанное стремление овладеть собственным телом, испытать свои физические возможности и усовершенствовать их. В школьном учебном плане физкультуре отводится два часа в неделю. Но разве возможно определить реальное количество часов, в течение которых дети тренируют и развивают свое тело? И все-таки в России есть школы, где можно заниматься академическими предметами, сидя за столом, в кресле, лежа на полу на ковре, на диване, и успешно заниматься. Потому что если хочется писать красками, это удобнее делать за мольбертом, строгать привычнее за верстаком, а читать увлекательную книжку слаще всего в кресле. Кстати, умножение в столбик, равно как и деление, почему-то легче дается третьеклассникам, когда они работают с дидактическими материалами прямо на полу на цветных ковриках.


...И не забудь снять ботинки, прежде чем повиснуть вниз головой

Считается, что для физического движения существуют в школе переменки и спортзал, а также спортивные секции после уроков. Но много ли школ, где спортзал открыт постоянно, чтобы можно было в любой момент удовлетворять этот зуд уставшего организма, требующего разрядки после интеллектуальных трудов? Или школ, где в рекреациях стоят хотя бы самые простые спорткомплексы вроде домашних? Педагоги резонно возражают: как насчет техники безопасности? Лишние травмы никому не нужны. Если ставить такой комплекс в коридоре, там же всегда дежурный должен быть. У учителя и так забот полно!
Как говорится, было бы желание... Все получается, и никто ничего себе не ломает, если устроена, например, специальная “шумная комната”, как в одной московской школе. В центре – сооружение из всевозможных лесенок, колец, лиан, трапеций. На полу – ковровое покрытие. Под снарядами – мягкие маты. При входе в комнату на полу наклеена цветная полоска – ставить обувь, потому что одно из правил пользования “шумной комнатой” – находиться в ней босиком. Чтобы, кувыркаясь на снарядах, не заехать случайно кому-нибудь в глаз башмаком. Все дети знают эти правила с первых дней учебы: снимать обувь, ни до кого не дотрагиваться, не подстраховывать и не занимать уже занятый снаряд.
Всего четыре правила. А травм нет, впрочем, как и взрослого рядом. Он занят в это время какими-то другими делами, заодно не мешая ребенку развивать чувство самосохранения. Потому что каждый из детей знает границы своих возможностей и не полезет слишком высоко, если не уверен. Дети в этой школе двигаются легко и свободно, кажется, даже бегают как-то по-другому, не сшибая мебель в очень тесных классах. И странное дело, те, кто проучился здесь несколько лет, уже не так рвутся на комплекс, находя себе занятия поинтереснее. А новенькие почти месяц не слезают с него.
Ну конечно, если уж очень страшно, всегда можно попросить старшеклассников подежурить...

Разобрать, чтобы разобраться

Вот что интересно: детям необходимо не только движение их собственного тела. Их восхищает все, что движется: машины, самолеты, ракеты, поезда и даже… течение времени. Они хотят, чтобы все происходило быстрее и быстрее. Потому что в отличие от нас, взрослых, они полны естественных жизненных сил и главное их стремление – к развитию жизни, к ее совершенствованию.
Машины едут по улице. Зачем? Куда? А главное – почему? Почему едет велосипед? Почему летит самолет? Какой-то не вполне понятный “реактивный двигатель” ситуацию не проясняет. Как работают часы? А приемник? А мясорубка? Ребенок пыхтит, разбирая взрослые вещи на части, чтобы понять, что заставляет их работать. Жаль только, что почти всегда это происходит не на уроках, а тайно, украдкой. Понятно, кто же даст добровольно разобрать хорошую мясорубку! В лучшем случае предложат на уроках труда в третьем классе собрать модель электрического звонка, а на уроках математики – решать легендарные задачи “на движение”. Но движение – образ жизни растущего ребенка. Он видит мир в движении и развитии, его, восьмилетнего, чрезвычайно интересуют физика, история и биология. Потому что именно они изучают движение – предметов, веществ и живых существ. Но нет этих предметов в учебном плане. Почему-то мы считаем, что для младших они сложны и неинтересны.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru