Елена ЛИТВЯК,
Елена ХИЛТУНЕН
Раз, два, три – школа, отомри!
Давайте подумаем, как сделать ее
лучшим местом для тех,
кто не может усидеть на месте
Про движение
В одной школе учителя решили подсчитать, сколько
времени их ученики сидят за партами. Именно
сидят, а не ходят и не бегают по коридору. Вышло
забавно: шесть уроков по сорок пять минут в день
– это пять с половиной часов, то есть треть дня,
треть жизни. Для взрослых – вполне нормальная
цифра. А вот для детей… Мы с детского сада помним:
если ты расшалился, воспитательница посадит на
стул и скажет: «Посиди, успокойся». Такое
специальное наказание. И, надо сказать,
действенное. А ведь школьнику, постоянно
припрыгивающему при ходьбе, выражающему этими
беспричинными подскоками счастье просто жить, в
школе приходится сидеть по многу часов. И
физкультурные занятия не решают проблему
целиком. Движение и деятельность – синонимы для
жизни ребенка так же, как деятельность и
развитие. Лев Николаевич Толстой описывал в
своих дневниках начало дня в Яснополянской
школе: «Положим, по расписанию, в первом, младшем
классе – механическое чтение, во втором –
постепенное чтение, в третьем – математика.
Учитель приходит в комнату, а на полу лежат и
пищат ребята, кричащие: «Мала куча!» или
«Задавили, ребята!» или «Будет! Брось виски-то!» и
т.д. «Петр Михайлович!» – кричит снизу кучи голос
входящему учителю: «Вели им бросить!» –
«Здравствуй, Петр Михайлович!» – кричат другие,
продолжая свою возню. Учитель берет книжки,
раздает тем, которые с ним пошли к шкафу, из кучи
на полу – верхние, лежа, требуют книжку. Куча
понемногу уменьшается. Как только большинство
взяли книжки, все остальные уже бегут к шкафу и
кричат: «Мне, и мне! Дай мне вчерашнюю...»
Честно говоря, педагоги современной школы такого
безобразия не потерпели бы. Но вы заметили, что
яснополянский Петр Михайлович сделал, увидев
кучу малу? Ничего не сказал, а просто стал
раздавать книжки. Будто догадывался, как
необходимо детям это неукротимое движение. Оно
захватывает их. Ребята всегда предпочтут ручному
труду за столом работу в школьном дворе. Они
обожают копать настоящей лопатой, забивать
гвозди, носить что-то на рабочих носилках или
возить в тачке. Не потому, что трудолюбивы, а
потому именно, что на улице есть возможность
подвигаться, побегать, напрячь мускулы,
покричать. Им особенно нравится кататься на
велосипеде, роликах, лыжах, коньках, санках. И мы,
взрослые, ошибаемся, когда пытаемся построить
второклассников в одну линеечку – это
неестественно, противно всему их детскому
существу. В этом смысле школьная парта –
неправильное изобретение человечества.
Выбросить все парты вон!
Парта красивая, удобная, с ящичками, подставкой
для ручек, крючком для портфеля, регулируется по
росту. Над тем, как сделать ее удобной, взрослые
много думают. Кажется, уже изобретено несколько
сотен видов – наклонных и плоских, железных,
пластиковых, деревянных. А Мария Монтессори
почему-то говорила почти сто лет назад: “Я знаю
сто пятьдесят девятый способ усовершенствования
парт – выбросить их вон из класса!”
Правда, недавно появились школьные крутящиеся
стулья. Вот это то, что надо! Можно вертеться и
двигаться даже сидя. Но как же редко встретишь
школу, в которой хотя бы в младших классах
поставили такие стулья. Наоборот, постоянно
требуют от ребенка: «Перестань вертеться!» Нам
почему-то надо, чтобы дети всегда сидели тихо и
смотрели в одну точку – на нас. Но ведь они –
дети, а не маленькие взрослые. Движение не
прихоть, а спонтанное стремление овладеть
собственным телом, испытать свои физические
возможности и усовершенствовать их. В школьном
учебном плане физкультуре отводится два часа в
неделю. Но разве возможно определить реальное
количество часов, в течение которых дети
тренируют и развивают свое тело? И все-таки в
России есть школы, где можно заниматься
академическими предметами, сидя за столом, в
кресле, лежа на полу на ковре, на диване, и успешно
заниматься. Потому что если хочется писать
красками, это удобнее делать за мольбертом,
строгать привычнее за верстаком, а читать
увлекательную книжку слаще всего в кресле.
Кстати, умножение в столбик, равно как и деление,
почему-то легче дается третьеклассникам, когда
они работают с дидактическими материалами прямо
на полу на цветных ковриках.
...И не забудь снять ботинки, прежде чем
повиснуть вниз головой
Считается, что для физического движения
существуют в школе переменки и спортзал, а также
спортивные секции после уроков. Но много ли школ,
где спортзал открыт постоянно, чтобы можно было в
любой момент удовлетворять этот зуд уставшего
организма, требующего разрядки после
интеллектуальных трудов? Или школ, где в
рекреациях стоят хотя бы самые простые
спорткомплексы вроде домашних? Педагоги резонно
возражают: как насчет техники безопасности?
Лишние травмы никому не нужны. Если ставить такой
комплекс в коридоре, там же всегда дежурный
должен быть. У учителя и так забот полно!
Как говорится, было бы желание... Все получается, и
никто ничего себе не ломает, если устроена,
например, специальная “шумная комната”, как в
одной московской школе. В центре – сооружение из
всевозможных лесенок, колец, лиан, трапеций. На
полу – ковровое покрытие. Под снарядами – мягкие
маты. При входе в комнату на полу наклеена
цветная полоска – ставить обувь, потому что одно
из правил пользования “шумной комнатой” –
находиться в ней босиком. Чтобы, кувыркаясь на
снарядах, не заехать случайно кому-нибудь в глаз
башмаком. Все дети знают эти правила с первых
дней учебы: снимать обувь, ни до кого не
дотрагиваться, не подстраховывать и не занимать
уже занятый снаряд.
Всего четыре правила. А травм нет, впрочем, как и
взрослого рядом. Он занят в это время какими-то
другими делами, заодно не мешая ребенку
развивать чувство самосохранения. Потому что
каждый из детей знает границы своих возможностей
и не полезет слишком высоко, если не уверен. Дети
в этой школе двигаются легко и свободно, кажется,
даже бегают как-то по-другому, не сшибая мебель в
очень тесных классах. И странное дело, те, кто
проучился здесь несколько лет, уже не так рвутся
на комплекс, находя себе занятия поинтереснее. А
новенькие почти месяц не слезают с него.
Ну конечно, если уж очень страшно, всегда можно
попросить старшеклассников подежурить...
Разобрать, чтобы разобраться
Вот
что интересно: детям необходимо не только
движение их собственного тела. Их восхищает все,
что движется: машины, самолеты, ракеты, поезда и
даже… течение времени. Они хотят, чтобы все
происходило быстрее и быстрее. Потому что в
отличие от нас, взрослых, они полны естественных
жизненных сил и главное их стремление – к
развитию жизни, к ее совершенствованию.
Машины едут по улице. Зачем? Куда? А главное –
почему? Почему едет велосипед? Почему летит
самолет? Какой-то не вполне понятный “реактивный
двигатель” ситуацию не проясняет. Как работают
часы? А приемник? А мясорубка? Ребенок пыхтит,
разбирая взрослые вещи на части, чтобы понять,
что заставляет их работать. Жаль только, что
почти всегда это происходит не на уроках, а тайно,
украдкой. Понятно, кто же даст добровольно
разобрать хорошую мясорубку! В лучшем случае
предложат на уроках труда в третьем классе
собрать модель электрического звонка, а на
уроках математики – решать легендарные задачи
“на движение”. Но движение – образ жизни
растущего ребенка. Он видит мир в движении и
развитии, его, восьмилетнего, чрезвычайно
интересуют физика, история и биология. Потому что
именно они изучают движение – предметов, веществ
и живых существ. Но нет этих предметов в учебном
плане. Почему-то мы считаем, что для младших они
сложны и неинтересны.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|