Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Искра Тандит,
учитель словесности
734-й московской школы

Погружение в словесность –
погружение в мир моих учеников

Мне интересно, им интересно...

Задаю себе вопрос: почему, проработав более 35 лет в классно-урочной системе, я быстро и с радостью начала работать в системе погружения и не представляю сейчас другого пути в литературно-художественном образовании?
Мне интересно вместе с учениками погружаться в художественный текст, исследовать их первое восприятие, наблюдать, как они осмысливают образную систему автора, его язык. На время погружения ученики – мои, я погружаюсь в них, вижу их темп работы, особенности темперамента, эмоционального и интеллектуального развития, их скрытые возможности, область их интересов.
От меня зависит, как они будут работать.
Во-первых, я должна вместе с учениками выбрать тему погружения, определить его цель, отобрать литературный материал, интересный и важный для развития ума и чувств.
Во-вторых, организовать процесс деятельности всего класса и отдельных учеников, чтобы погружение было не просто набором уроков, а единым, целенаправленным процессом.
Рваная классно-урочная система не позволяет понять природу ученика, особенности его внимания, памяти, характер мышления. Это возможно только при условии длительного наблюдения за ним и совместной деятельности ребенка и взрослого.
В-третьих, я должна научиться видеть продвижение каждого, анализировать результаты. Важно, чтобы все погружения были связаны между собой единством целей и сверхзадач, личностью учителя.
На последнем в учебном году погружении вместе с учениками мы разрабатываем программу погружений на следующий год. Она основывается на анализе удач и неудач прошедшего года. Каждому предлагается продумать свой путь на будущий год. В сентябре – снова обсуждение, корректировка замыслов. Таким образом, на все этапах происходит по-настоящему совместная работа.

Двигаться, но куда?

Главная моя задача – пробудить у ребят интерес к осмысленному чтению, к соотнесению происходящего в книге с собственной жизнью. В связи с этим я бы выделила два основных направления в преподавании литературы.
Первое – постоянное сравнение жизни литературных героев с жизнью реальных людей, ситуаций произведений – с жизненными ситуациями.
Вот пример из “Дубровского” А.Пушкина. Почему Троекуров говорит полицейскому исправнику, что он “поймал Дубровского”, хотя в руках у него просто рыжий крестьянский мальчик?
Мальчика отпускают, “прощают” и следят за ним. По простоте и наивности он сразу бежит в Кистеневскую рощу, дает условный сигнал, вызывая людей Дубровского, и тем самым обнаруживает место, где скрывались все. Ребята рассказывают о ситуациях, в которых и они стали жертвами обмана взрослых. Можно ли противостоять подобным ловушкам? Что для этого нужно? Появляется версия о бессилии ребенка перед хитростью, умом и жизненным опытом взрослого человека. Ставится вопрос о доверии ко взрослым вообще. Но как же тогда жить и чему (кому?) верить? Ребята приходят к мысли, что верить можно только тому, кто тебя любит. Любовь – это гарантия, что тебя не обманут.
Или вот отрывок из романа Л.Н.Толстого “Война и мир”. Почему в первом же бою Петя Ростов должен был погибнуть? Ребята замечают восторженно-радостное состояние его души, любовь ко всем людям, желание быть героем и доказать взрослым и умным офицерам, что он уже не маленький и очень смелый. Живет он в волшебном мире, в котором звучит музыка и нет места войне, смерти. И столкновение реалий войны с детским представлением о ней ведет к неминуемой гибели героя.
Второе направление – кропотливое наблюдение учителем каждого ученика, его продвижения в развитии, не только литературном, но и личностном, и анализ этого процесса самим учеником через рефлексию.

Погружение: день за днем

Каждый день погружения шестиклассники начинают с письменного или устного анализа собственной работы и состояния, возникшего в процессе прошедшего дня. Это дает учителю возможность понять учеников и, если требуется, гибко изменить планы, методы, формы деятельности.
Постоянно идет работа над языком: обсуждаются прилагательные и существительные, эпитеты, сравнения, ритм в стихах, прозе, сочинениях ребят, роль глаголов и глагольных форм для выражения состояния героев или быстрого действия, работу метафоры.
Кроме предложенной мною литературы, каждое погружение мои ученики представляют книги, прочитанные по собственному выбору. Они находят разные формы: кто-то просто пересказывает сюжет, кто-то рассказывает о герое через его переживания, поступки, кто-то выделяет проблемы, поднятые в книге.

Я, человек, любовь...

Семиклассники уже сами составляют программу погружения на год. Они задумываются над тем, что их волнует, какими проблемами хотелось бы заниматься на погружении по словесности, какие произведения предложили бы прочитать всем. Вот некоторые варианты, предложенные ребятами.

Тема года: Я! Ум, его развитие, сознание, познание; чувство – восприятие жизни; воля – деятельность в разных ситуациях с разными людьми; как сформировать в себе личность, свободную и независимую. Книги, которые мне понравились и я советовал бы прочитать всем: рассказы Рея Брэдбери, повести Гоголя, рассказы и повести Алексина, Джека Лондона. (Саша С.)
Человек. Тайна появления, любовь, смерть.
Книги, которые я советовала бы прочитать всем: Рябинин – “Мой друг”, М.Горький – “Макар Чудра”, Бунин – “Велга”, Джек Лондон – “Любовь к жизни”, Б.Васильев – “Великолепная шестерка”. (Таня П.)
Одиночество. Родные и чужие. Сила духа.
Книги: Д.Лондон – “Морской волк”, “Белый клык”, “Любовь к жизни”, Чаянов – “Венецианское зеркало, или Диковинные похождения стеклянного человека”, Б.Васильев – “Великолепная шестерка”, М.Митчелл – “Унесенные ветром”. (Володя В.)
Любовь, человек, ревность, страдание. Поведение человека в экстремальных ситуациях.
Книги: “Анна Каренина”, Л.Н.Толстой. (Катя М.)
Как видим, подростки выявляют определенный круг проблем, связанный с собственной личностью, с понятием “человек – люди” и чувством любви. Когда определился круг проблем и круг чтения ребят, они пишут и том, чем бы хотели заниматься на погружении по словесности в следующем году:
– Анализировать прочитанный текст (лирика, драма), проблема, чувства, мои ассоциации.
– Писать сочинения на собственные темы по книге, прочитанной накануне.
– Обдумывать свой “поток сознания” при чтении стихов и звучании музыки.
– Понять, как люди влияют на историю.
– Понять, от чего зависят отношения между людьми.
– Постановка инсценировок по произведениям или их эпизодам.
– “Копаться” в художественном произведении.
– Писать собственные тексты на разные волнующие меня темы.

Моя задача – обобщить желания учеников, объяснить себе, как в этих высказываниях отражается их индивидуальность, реализовать желания ребят в области литературного образования.
Если они хотят осмыслить, что такое власть, предложить им прочитать “Гамлета” у Шекспира, “Бориса Годунова” у Пушкина, “Дракона” у Шварца.
Когда ребята обсуждают тему любви, я предлагаю им читать И.С.Тургенева (“Ася”, “Вешние воды”, “Первая любовь”), К.Паустовского (“Разливы рек”), Б.Васильева (“Не стреляйте в белых лебедей”, “А зори здесь тихие”, “А завтра была война...”, “Летят мои кони”, “В списках не значился”, “Вы чье, старичье?”), Ч.Айтматова (“Пегий пес, бегущий по окраине моря”, “Первый учитель”, “Ранние журавли”), А.Приставкина (“Ночевала тучка золотая”)...
Я углубляю и расширяю тему, но работаем мы с проблемами, волнующими ребят.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru