Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Куда ушли Винни-Пух с Пятачком?

Размышления у стендов книжной выставки

Традиционная крупная книжная выставка “Детская учебная и развивающая литература” прошла в Москве. Наш корреспондент побывал на ней, чтобы представить весь спектр книг, предлагаемых сегодня издательствами.

И вот что увидел...

Прихожу, читаю: “Выставка-ярмарка детской учебной и развивающей литературы”. Захожу внутрь, понимаю: слова “выставка” и “ярмарка” стоило бы поменять местами. Вы когда-нибудь пробовали отыскать на вещевом рынке редкий, но очень нужный товар? Уходишь с нагруженными сумками, но так и не обретший искомого, счастливый лишь оттого, что вырвался на свободу.

И здесь ярмарка как ярмарка, со своими юродивыми, обилием блестящих безделушек и девушек в новом национальном костюме “минимум одежды”. Похоже, что большинство участников не знали, куда едут, и решили подготовиться всесторонне.

Вот набор знаковых слов с обложек книг одного из издательств: секс, карате, гипноз, целительство, бизнес, христианство, искусство дзэн, шашлык, дача. Завораживает, не правда ли?

Идем дальше. “Искусство итальянского Возрождения”, “Свинина”, “Баранина”, “Говядина”, “Лекарственные препараты”. Солидные, прекрасно изданные тома. Рядом, на другом стенде, – “Клиническая психиатрия”.

Простите, слишком увлекся.

Объективно оценить представленные книги не удалось – один корреспондент на десятки участников. Посему писать буду про общие тенденции и про то, что очевидно бросалось в глаза.

Основная масса книг рассчитана не на детей. А на кого? Да на кого угодно. На родителя, учителя, читателя, издателя, тинейджера, студента, аспиранта. Посетителя.

Те работы, которые могут называться детскими, учебными и развивающими, рассмотрим по отдельности.

Детская литература

Первое, что приходит на ум, – сказки. Сказок много. По количеству печатной продукции. С разнообразием названий не очень. Пушкин, Пушкин, Пушкин, Пушкин... Воистину не зарастет народная тропа! С Александром Сергеевичем соседствуют многочисленные авторы сериалов “Приключения кого-то где-то”. Сказки у них неплохие, однако чего-то не хватает. Душевности, что ли. Если Пушкин творил произведения искусства, то это – результаты ремесла. Сказки для детей не обязательно писать со скрупулезным учетом нюансов детской психологии. Достаточно просто таланта.

Шарля Перро, Гофмана, братьев Гримм и прочих чародеев старшего поколения просто сбросили с парохода современности. Редко-редко мелькнет на волнах книжного моря одинокая Синяя Борода. Золушка и Кот в сапогах плавать, похоже, не умели.

Куда ушли Винни-Пух с Пятачком? Большой – большой секрет, раскрыть его издатели в большинстве своем не смогли.

Ладно, сказки закончились. Какая бывает литература для начинающих школьников? Вспоминаю, что читал сам в первом классе. Книги, которые после стихов Барто и прочих официальных первоклассных прелестей казались ужасно серьезными и взрослыми. Носов, Жюль Верн, Гофман, Ян. Ищу знакомые имена. Фиаско. Обнаруживаю “Приключения Тома Сойера” и спрашиваю: что еще можете предложить почитать ребенку семи – десяти лет? Консультанты роются в загашниках, смотрят в прайс-листы – кое-что находится. Более-менее приемлемый набор удается собрать, лишь обойдя всю выставку, но свои любимые книги так и не нахожу.

С надеждой на лучшее отправляюсь искать книги для тех, кто чуть постарше – пяти-шестиклассников. Безнадежно. Опять Том Сойер со товарищи. Все.

Получается лакуна. Школьникам десяти – тринадцати лет остается читать пособия по собственному взрослению.

Стихи. Та же история. Видимо, работает механизм застарелого нонконформизма – все печатают Бродского, Ахматову, Пастернака. Прекрасно оформленные издания в роскошном супере. Однако собственно детской поэзии минимум, если не считать тексты типа: “Помнишь песню, что, бывало, я в потемках напевала?”

Вовсе не ратую за всеобщую михалковизацию, но последовательность – “вторая мать” учения.

В части литературы для подростков есть некоторый элитарный уклон. Лосев, Набоков, Кафка, Джойс – это здорово, но “узок круг этих революционеров и страшно далеки они от народа”. Понятны далеко не каждому. Похоже, самих читателей никто не спрашивал о том, что же им нравится и что они хотят читать. Не хватает простоты и общедоступности. Простроенности воображаемой структуры взросления и развития ребенка – подростка – юноши.

Учебная литература

Естественно, учебники. Самые любимые и нелюбимые книги школьника. Представлены широко. От стандартного комплекта федеральных до новаторских и единственных в своем роде.

Особенно выделяются на общем фоне три издательства: “Просвещение”, “Мнемозина”, корпорация “Федоров”.

“Просвещение”. Профессионалов видно сразу. На стенде ничего лишнего. Литература по всем предметам школьной программы. От и до.

“Мнемозина”. Интересная концепция – комплект учебной литературы для ученика и учителя. Учебник + рабочая тетрадь + хрестоматия + методичка. Учебники отнюдь не по всем предметам, однако что сделано – сделано хорошо.

Корпорация “Федоров”. Учебники для начальной школы, методика развивающего обучения Л.В.Занкова. По их книгам обучается треть школ страны.

Отдельно хочется сказать про учебники для профессионального образования. Прекрасная подборка ИЦ “Академия”. Получаешь наглядное представление о количестве профессий и сложности их постижения.

Другой тип учебной литературы – справочники “радость зубрильщика”. Готовые и зачастую безапелляционные ответы на вопросы учителя и многие другие. Книги, которые не читают, а заучивают. Возможно, при подготовке к экзамену они и полезны, чтобы все-таки сдать. И выбросить материал из головы, освобождая место для следующего. Но, как мне думается, обилие подобной литературы говорит о том, что система нашего образования не дает умения последовательно и широко мыслить. Ученикам проще выхватить из научного процесса отдельные куски, чем пробовать постичь его в целом.

Приятное впечатление произвели словари издательства “Современник”. Словарь иностранных слов, толковый, орфографический и т.п. включают в себя новые, совсем недавно “узаконенные” в русском языке слова. Так, например, в словаре иностранных слов удалось отыскать даже слово “интерактивность”. Не просто оперативная, но и своевременная работа.

Развивающая литература

Пожалуй, самая расплывчатая категория. Учебник по засолке баклажанов – он тоже развивает. Вопрос, что именно и в каком направлении.

Если я правильно понимаю, то развивающая литература – это занимательное и в достаточной степени легкое чтиво из разных сфер человеческой жизни.

С научной частью все неплохо – серии “Занимательная ....логия” встречаются часто.

С искусством хуже. Самого искусства много, но форма подачи!.. Огромные альбомы, где каждого художника разбирают до этюдов, с текстом, понять который сможет не любой специалист. И это при том, что ребенку непонятен в лучшем случае каждый второй сюжет.

Все вышесказанное не относится к учебникам по МХК – они сделаны качественно, вполне понятны и доступны. Однако, как мне кажется, стоит разделять учебный процесс и познание окружающего мира на добровольных основах.

Развивающая литература в сфере человеческих взаимоотношений – это литература художественная. Психологические исследования разряда “Как поддержать имидж” как-то больше ассоциируются с лопнувшей резинкой в спортивных штанах, чем с какой бы то ни было литературой. Когда милая девушка начинает объяснять мне полезность для подростков книги “1001 макияж”, чувствую себя “рудиментом в нынешних мирах”. Подобной “развивающей” литературы – море разливанное. Остается только ввести обязательное изучение “Камасутры” в старших классах.

Вообще умению представить и выгодно продать себя посвящено весьма много книг. Их количество значительно превышает количество книг, вводящих ребенка в мир настоящего бизнеса и раскрывающих основные секреты современной деловой жизни.

Альтернативы деловому подходу еще меньше. Единственное издательство, представившее литературу для воскресных школ, на общем фоне осталось почти незамеченным. Жаль. Количество книг, действительно развивающих душу, и так оказалось небольшим, а про верующих детей все просто забыли. Никаких особых последствий это за собой не повлечет, но говорит об ориентированности рынка на совершенно определенный тип потребителя – любителя внешней яркости и качества полиграфии, обладателя толстого кошелька. К подавляющему большинству родителей такая характеристика не относится.

Кое-что интересное

В эту категорию попали интересные варианты образовательных программ, напрямую к литературе не относящиеся. Итак, по порядку.

Продукция фирмы “Московская мозаика” – мозаичные картинки, репродукции картин известных мастеров. Вместо вариаций на околосказочные темы ребенок будет собирать “Утро в сосновом лесу”. Найдена хорошая возможность приобщать детей к искусству с самого раннего возраста.

Фирма “Два жирафа”. Аудиозаписи сказок, просто хороших книг, песен и музыки для детей.

“Аванта+” и некоторые другие. Компьютерные версии детских энциклопедий, обучающие и развивающие программы.

Книга, понравившаяся мне больше всего Издательство “Рипол”, книга под названием “Парень, ты попал...” Далее идет перечисление возможных мест попадания и процедур выползания оттуда. Несмотря на некоторое сюсюканье авторов, работа очень даже хороша. Полезна во многих жизненных ситуациях и заставляет задуматься в принципе.

Отсюда выводы, какие удалось разглядеть. К сожалению, выставка изрядно напоминает хирургический стол перед операцией. Ярмарка методов воздействия на ребенка. Прямое и недвусмысленное заявление: мы тебя сейчас, дитятко наше драгоценное, кроить будем, лекала вот припасли... Добрее надо быть, господа!

Общие тенденции несколько удручают. Издатели ориентируются на потребителя, живущего в непосредственной близости к Москве. Это касается и покупательской способности, и специфики образования, и возможности доставать дополнительную информацию, к которой апеллируют авторы книг.

Например, специфику обучения в сельских школах в полной мере учитывает только одно издательство – Псковский областной институт повышения квалификации работников образования. Предельная дешевизна продукции в сочетании с простотой изложения материала – сочетание, которое неплохо прижилось бы и в Москве. Методические пособия ПОИПКРО касаются организации работы сельского образования, разбирают возникающие при этом проблемы, предлагают пути их решения.

К сожалению, представленные книги оставляли ощущение разрозненности в выборе тем и неполного их рассмотрения. Видимо, это уже специфика издательской работы в регионах и трудности конкуренции с издателями столичными.

Вернемся к общим тенденциям рынка. По моему мнению, чрезмерно конъюнктурен подбор печатаемой литературы. Либо известные всем имена, либо книги, рекомендованные Министерством образования. Не возникает ощущения широты охвата. Развитие получается узконаправленным.

Возможно, необходим государственный диктат в данной области? Централизованная программа, этакая разнарядка на печать Гофмана и Родари, жесткая “рука Москвы” на плече каждого издателя? Либо здравомыслие самих издателей, попавших в ловушку. Ловушка в том, что представленная на выставке литература действительно выглядит обучающей и развивающей. При отсутствии чего-либо более серьезного. А более серьезные вещи финансово невыгодно публиковать. Срочно требуется золотая середина!

Сергей ЛЕБЕДЕВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru