Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

И взрослые, и дети поверили в себя.
И друг в друга

Летняя школа полгода спустя

В сентябрьском и октябрьском номерах газеты (“ПС” от 25.09.99 и 2.10.99) мы рассказали
про четвертую Летнюю школу в лагере “Гагаринец” Нытвенского района Пермской области, которая состоялась в июле 1999 года и результаты которой были для нас просто удивительными. Целый четвертый класс Новоильинской школы, оставленный на второй год решением медико-педагогической комиссии (МПК), по результатам трех недель занятий в Летней школе был переведен в пятый. Решение МПК было отменено РУО, а ученики награждены грамотами “За успехи в учебе”.
И это были заслуженные грамоты. Количество ошибок в стартовом диктанте у некоторых доходило до 150 (диктант из 100 слов).
В заключительной работе максимальное количество ошибок – пять, в диктанте, равноценном по сложности. Еще более поразительными успехи были в математике. Но самое удивительное было другое. Ребята увлеченно занимались целый день, выполняя самостоятельные задания, приходя по собственной инициативе на дополнительные консультации. Интерес к учебе и энтузиазм возросли чрезвычайно.
Ну да, можно возразить нам, это было в Летней школе, где занятия строились необычно, где было много интересных людей, специалистов, где в одном классе работала целая группа учителей, ученых, психологов. Ну а дальше-то что? Кстати, это главный упрек, который бросают нам как инициаторам проекта Летней школы. Что потом?!
Нам тоже захотелось узнать, что же дальше. Может, и вправду ситуация потихоньку рассосалась и все встало на свои места: дети вновь стали, как им и положено, двоечниками, а учителя, раздраженные и недовольные, уставшие от бессмысленности
и безрезультатности своих усилий, опустили руки…
Короче, мы поехали в школу № 7 поселка Новоильинский Нытвенского района Пермской области, в класс 5 “В”. Нас сопровождала Алла Юрьевна Гуляева, директор лагеря “Гагаринец”, сотрудник Нытвенского РУО, которая в мае 1999 года участвовала в проведении тестирования в этом классе, когда проводился отбор участников Летней школы…

…Не то чтобы мы совсем не были в курсе того, что происходит в классе. Несколько писем написал Денис, тот самый, которому грозило провести в четвертом классе третий год подряд. Вася, у которого в первом диктанте насчитали 150 ошибок, сообщал, что “учится уже не так плохо, как раньше”. Вскоре узнали подробности: Вася – ударник, учится без троек (!). Несколько раз созванивались с Алевтиной Николаевной Антоновой, учителем математики, и Людмилой Егоровной Ивановой, учителем русского языка и литературы. “Ребята занимаются. Работаем”.
Но то, что мы увидели, превзошло все наши ожидания. Даже не знаем, с чего начать. Впрочем, вы ведь, может быть, все равно не поверите. Ну да ладно...

Работают осмысленно...Работают...

Первое, что бросилось в глаза: ребята были чисто, опрятно одеты, пострижены, подготовлены к уроку. Встреча с нами была бурной, но как только прозвенел звонок, все мгновенно оказались за партами.
Урок русского языка. Разбор ошибок. Перед каждым карточки-памятки типа шпаргалок, изготовленные собственноручно. Если забыл, ищешь памятку, вспоминаешь. Внешне урок мало чем отличается от традиционного. Отличие, пожалуй, в том, что все без исключения работают. К доске – лес рук. Ошибся у доски – никто даже не засмеется, все пытаются понять, отчего произошла ошибка, начинают разбираться. Думают, что делать, чтобы ошибка не повторялась. Увидели и методические следы Летней школы: разбор предложения по частям речи. У доски выстроились волонтеры (по количеству слов в предложении), и каждый называет часть речи, к которой относится “его” слово. Традиционное упражнение, повторяющееся каждый урок. Ребята знают: правила русского языка привязаны к частям речи. Одно и то же слово на слух может писаться по-разному в зависимости от того, какой частью речи оно является.
Ошибки есть. Куда от них денешься. Но ребята уверены: если работать, ошибок не будет. И стараются.
...Чтение. Ох как переживала Людмила Егоровна в Летней школе! Читать не любят, не умеют. Темп чтения у некоторых меньше 20 слов в минуту. Как же учиться, когда при таком чтении они в принципе не могут понять прочитанное. На чтение Людмила Егоровна сделала основной упор. В классе на стене висит таблица индивидуальной динамики темпа чтения. У самого быстрого темп выше 100 слов в минуту. Средний темп – 60–80 слов.
…Творческие задания. Многие, в том числе Денис, читают собственные стихи. Конечно, это переделанные стихи других авторов, но в них есть личный вклад ученика. Некоторые рассказывают сказки собственного сочинения. Другие – только кусочки написанного: “дальше еще не сочинил”.
…Урок математики. Помнится, в Летней школе у некоторых были большие трудности со сложением и вычитанием в пределах десятка. Таким вот был старт Алевтины Николаевны, имеющей огромный опыт работы в среднем звене, но столкнувшейся с большими для себя трудностями: как работать с теми, у кого пробелы за первый класс?
Сейчас ребята идут уверенно по программе пятого класса. Тема – дроби. Повторили пройденный материал. Возник вопрос: писать контрольную прямо сейчас или еще поготовиться? Спор. Одни требуют контрольную, другие просят помочь подготовиться. Есть ошибки. Не всё твердо усвоили. Какие трудности? Проверяем.
– Вы понимаете, зачем мы это делаем? – спрашивает Алевтина Николаевна. – Я свою работу должна планировать?
– Да!
– Если вы допустите ошибки, какую работу я буду планировать?
– Работу над ошибками.
– А если не допустите?
– Новую тему начнем.
– Правильно.
Как будто бы незаметный дежурный фрагмент урока, занявший всего-то несколько секунд, но очень важный. Это тоже один из следов Летней школы. Сколько времени мы уделяли в работе с учителями тому, что ученик должен в каждый момент урока понимать не только, что он делает, но и зачем, а также что и зачем делает учитель. Нет этого понимания, следовательно, нет интереса, урок превращается в бессмысленный процесс, приносящий скорее вред, чем пользу.
Итак, смысл ясен, ошибки есть, значит, продолжаем подготовку к контрольной. А какие ошибки? С чем они связаны? Почему возникают? Лес рук. Гипотез много. Разбираемся. Поняли. Пошли дальше…
...После нашего отъезда Алевтина Николаевна давала показательный урок для завучей школ Нытвенского района, размышляющих, стоит ли направлять классы в Летнюю школу. После урока сомнения, если они и были, рассеялись полностью. А завуч школы села Воробьи сказала: “Я, кажется, поняла, что дает Летняя школа”.
Так что же дает, может дать, уже дала ученикам и учителям 5 “В” Новоильинской школы Летняя школа.
Этот вопрос мы задали Алевтине Николаевне.
Вот ее ответ:
– Для меня, наверное, самое главное то, что раньше я брала пятый класс и работала с проблемами пятого класса в соответствии с программой. А сейчас я пытаюсь докопаться, где корни проблемы, что и почему ребенок не понимает, в чем причина ошибки. А корни эти могут оказаться и в детском саду. Ну что ж. Значит, занимаюсь проблемой детского сада. А без этого никуда. Пока этот пробел не ликвидируешь, никуда и не двинешься. Так и будешь на месте стоять… А для ребят… Мне кажется, самое главное, что они почувствовали себя людьми. И им теперь во всем надо разобраться. Они уже ничего просто так на веру не принимают. Им все надо понять: что, зачем, почему. Просто так запоминать отказываются. Им надо связи установить. Все работают осмысленно. Им надо до сути докопаться…
…Почувствовали себя людьми…
…Работают осмысленно…
…Работают…
Наверное, действительно это и есть то, что дала Летняя школа.

Так возникает команда

wpe39.jpg (13101 bytes)

Интересна реакция Аллы Юрьевны Гуляевой, которая видела класс в мае 1999 года во время тестирования.
– Я поражена. Вы знаете, тогда (в мае) в класс было просто неприятно входить. Работать невозможно. А сейчас на уроке присутствовать одно удовольствие.
Алла Юрьевна – теперь большой энтузиаст Летней школы, сама занимается ее подготовкой. Единственное, о чем жалеет, что как директор оказывается выключенной из самой увлекательной части Летней школы – учебного процесса.
Валентина Федоровна, завуч Новоильинской школы, провела весь этот день в классе, присутствовала на всех уроках. Скорее всего она примет эстафету у Людмилы Егоровны. Все-таки Людмила Егоровна – учитель начальных классов. О том, что ее ждет, Валентина Федоровна думает уже сейчас. Работать будет непросто. Проблем еще очень много. Пока сложился только фундамент для нормальной работы, созданы необходимые условия. Нам кажется, что этот фундамент – те самые отношения сотрудничества между учителем и учениками.
Сейчас команда учителей новоильинского класса включает уже не только Людмилу Егоровну и Алевтину Николаевну. Теперь в нее входят логопед Мария Ивановна Витько, учитель изо Елена Владимировна Гордеева и Валентина Федоровна. Работа командой умножает возможности каждого, создает эффект резонанса, положительно сказывающийся на успеваемости детей. И центральным фактором являются отношения между учителями и учениками. Некоторые родители уже просят перевести своих детей в этот класс. Класс – самый дружный, неизменно участвует во всех школьных мероприятиях и даже иногда побеждает.
Как нам кажется, установившиеся отношения сотрудничества, в которых ответственность за результат учебы лежит прежде всего на самом ученике, а учитель лишь помогает ему организовать учебный процесс так, чтобы он был максимально успешным и эффективным, есть важное достижение Летней школы. И еще одно, не менее важное. И учителя, и ребята поверили в себя. И друг в друга.
А вот событие, происшедшее после Летней школы, без которого тоже, наверное, не было бы тех результатов, которые мы наблюдали.
На первое родительское собрание явились два человека. Родители мало интересовались учебой своих детей. За предыдущие годы они много чего наслушались о своих чадах, и выслушивать в очередной раз вряд ли хотелось. А некоторым просто было все равно, что там, в школе.
Людмила Егоровна и Алевтина Николаевна пошли по домам, благо поселок небольшой. Зашли в каждый дом. Поговорили с каждым родителем. Те дети, которые до этого нередко пропускали занятия по непонятным причинам, стали ходить регулярно.
На следующее собрание явка родителей была стопроцентной. Родители тоже включились в учебный процесс, изменили отношение к школе, к учебе, к детям, а некоторые – этому вы уж точно не поверите – бросили пить.

Фундамент заложен. Строим дальше

Тут надо бы сказать: вот и сказочке конец! Но до хеппи-энда еще далеко. Мы провели рефлексию ситуации в классе с Людмилой Егоровной и Алевтиной Николаевной, и стало понятно, что все совсем не так благополучно, как кажется на первый взгляд.
Да, безусловно, достижения огромны. Но результаты могли бы быть выше. И камнем преткновения является все тот же пресловутый русский язык. Мы обратили внимание на то, что некоторые дети продолжают допускать те ошибки, которые были в самом первом диктанте в Летней школе, с исправления которых, собственно, и началась осмысленная работа. Прошло полгода, а ошибки остаются. Без результата, без подтверждения успехом – а успех – это твердое знание и уверенное, грамотное письмо – учебная деятельность, затрачиваемые усилия вновь могут потерять смысл для ребят.
На совещании был выработан оперативный план, который на следующий день на первом же уроке и был реализован. Обратив внимание ребят на то, что ошибки у них повторяются, хотя работа над ними идет, мы предложили им более активно и ответственно вести борьбу с ошибками, принять личные планы. Каждый выбрал ошибку, от которой решил непременно избавиться к конкретному сроку. Личные планы были немедленно оформлены на специальных листах. Каждый знал свою ошибку, которая упорно из раза в раз повторялась. Такие вот вредные ошибки и выбрали. Учителя всегда готовы помочь, но теперь это уже личный план ученика.
Интересно, что потом ребята попросили Алевтину Николаевну дать им возможность принять такие же личные планы по математике. Первые результаты контрольных, построенных специально под выбранные ребятами ошибки, показали: кто-то смог победить свою ошибку, а кто-то проиграл. Победители перешли к следующим ошибкам, а проигравшие продолжают работать и думают, что еще они не достроили в своем действии, что не позволяет им грамотно писать. Есть предмет для размышления, для работы. Это не просто домашнее задание, это личный план, принятый самим учеником для себя.
Пока о результатах говорить рано. В апреле мы снова будем в Новоильинском, тогда и можно будет сделать выводы, насколько успешной была эта акция.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru