Доктрину одобрили, но понизили в статусе
Она показалась слишком многообещающей
На прошлой неделе главным событием в
образовательной политике должно было стать
утверждение на заседании правительства 17
февраля Национальной доктрины образования.
На самом обсуждении второго вопроса этого
заседания правительства (первым было исполнение
бюджета) прессы не было, и поэтому
восстанавливать события пришлось из очень
многих и разных источников. Инициаторы и
разработчики доктрины высказывали
удовлетворение, даже воодушевление.
В.Садовничий, ректор МГУ, снова назвал доктрину
«образовательной конституцией», «позволяющей
нашим гражданам знать, что же гарантирует
государство для их детей и для образования»;
И.Мельников, председатель комитета ГД по
образованию и науке, заявил, что доктрина будет
утверждена после доработки.
В ходе обсуждения, которое длилось почти час, с
довольно резкими высказываниями выступили
М.Касьянов, В.Христенко, А.Кудрин. Цифры,
заложенные в доктрину, назывались невыполнимыми,
высказывались опасения, что государство может
еще раз обмануть население и что бессмысленно
принимать документ, ставящий невыполнимые
задачи.
Однако министр В.Филиппов указывал на то, что
все цифры подтверждены законодательством, а
В.Садовничий заявил, что такая доктрина «украсит
деятельность нашего правительства».
Напомним, что три этапа реализации доктрины
должны дать образованию до 2003 года не менее 6% ВВП,
до 2010 года – не менее 8% ВВП, через 25 лет – не менее
10%.
В интернетовской «Газете.Ru» по этому поводу
приведены такие расчеты: «По данным
Минобразования, на конец декабря 1999 года средняя
заработная плата преподавателя в России
составила 1133 рубля. При этом в прошлом году ВВП
был равен 4500 млрд руб., а на образование было
израсходовано порядка 16 млрд руб., т.е. 0,4% ВВП.
Нехитрый подсчет показывает, что если доктрина
будет исполнена в полном объеме, через 25 лет
средняя заработная плата учителя в нынешних
ценах будет порядка 30 тыс. рублей. И это еще если
ВВП не будет расти». А если динамика роста
сохранится хотя бы 4%, то через 25 лет учитель будет
получать 4270 долларов в месяц.
Почти никем не замеченной сенсацией стала
вступительная реплика докладчика о том, что по
предложению Минфина доктрина не будет
утверждена законом, а будет принята
постановлением правительства.
При этом в своих комментариях И.Мельников и
другие инициаторы доктрины употребляют формулы:
«вопрос остается открытым», «окончательного
решения нет». Но, с другой стороны, если
правительство принимает решение «одобрить», то
оно, правительство, должно же окончательно
понимать, чем это «одобрить» грозит – законом
или постановлением? Поэтому складывается
впечатление, что вопрос о том, что доктрина будет
утверждаться законом, кажется, все-таки решен.
Правительство не намерено выносить утвержденную
им доктрину в качестве законопроекта.
В этом случае возникает уникальная в своем роде
ситуация.
С одной стороны, одобрение правительства
становится слишком мелкой победой по сравнению с
тем замахом, который был у авторов доктрины. Мы
были бы очень рады ошибиться, но теперь уже речь
не идет об «образовательной конституции».
Конституция постановлением правительства не
принимается. С другой стороны, педагогическому
сообществу нужны объяснения. Потому что, плоха
доктрина или хороша, – но она принималась
Всероссийским совещанием именно как основа
правительственного законопроекта. Но понятно же,
что так же, как правительство Примакова отменяло
постановления правительства Кириенко, а
правительство Степашина корректировало решения
предшественников... так и будущее правительство,
которое как раз месяца через два и появится,
по-своему отнесется к доктрине. А уж что будет с
этим постановлением в 2003 году или позже – тайна
сия велика есть.
Доктрина имела смысл только в случае своего
принятия законом. Тогда у образовательного
сообщества была бы хоть какая-то надежда на
выполнение заложенных там цифр. Теперь эта
надежда скорее всего растаяла.
Но есть еще одна уникальная вещь в этой
ситуации – если правительство отказалось
вносить доктрину законом, то это могут сделать
депутаты.
Возникнет парадоксальная, единственная в своем
роде ситуация: правительство принимает решение,
а Дума делает это решение законом.
Обычно мы привыкли к обратному: правительство
принимает решение, а Дума его блокирует. Но
сейчас может сложиться по-другому, потому что
правом законодательной инициативы обладает не
только правительство. И тогда, если
правительство не захочет оказаться в жесткой
зависимости от необходимости соблюдать закон –
все-таки выделять эти проценты от ВВП на
образование, – оно, правительство, окажется в
глупом положении: ему придется возражать против
закона, в основе которого лежит... постановление
правительства.
Пока можно сказать одно: в предвыборную
платформу В.Путина идеология Национальной
доктрины образования не укладывается. То ли
дорого, то ли несовременно. В центре
стратегических исследований, созданном
специально для разработки предвыборных
стратегий и платформ и.о. президента,
разрабатывается другая идеология. На все вопросы
о том, в чем состоит эта стратегия, загадочно
отвечают: «Скоро узнаете». Хорошо, подождем,
скоро узнаем.
Отдел образовательной политики
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|