Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Доктрину одобрили, но понизили в статусе

Она показалась слишком многообещающей

На прошлой неделе главным событием в образовательной политике должно было стать утверждение на заседании правительства 17 февраля Национальной доктрины образования.

На самом обсуждении второго вопроса этого заседания правительства (первым было исполнение бюджета) прессы не было, и поэтому восстанавливать события пришлось из очень многих и разных источников. Инициаторы и разработчики доктрины высказывали удовлетворение, даже воодушевление. В.Садовничий, ректор МГУ, снова назвал доктрину «образовательной конституцией», «позволяющей нашим гражданам знать, что же гарантирует государство для их детей и для образования»; И.Мельников, председатель комитета ГД по образованию и науке, заявил, что доктрина будет утверждена после доработки.

В ходе обсуждения, которое длилось почти час, с довольно резкими высказываниями выступили М.Касьянов, В.Христенко, А.Кудрин. Цифры, заложенные в доктрину, назывались невыполнимыми, высказывались опасения, что государство может еще раз обмануть население и что бессмысленно принимать документ, ставящий невыполнимые задачи.

Однако министр В.Филиппов указывал на то, что все цифры подтверждены законодательством, а В.Садовничий заявил, что такая доктрина «украсит деятельность нашего правительства».

Напомним, что три этапа реализации доктрины должны дать образованию до 2003 года не менее 6% ВВП, до 2010 года – не менее 8% ВВП, через 25 лет – не менее 10%.

В интернетовской «Газете.Ru» по этому поводу приведены такие расчеты: «По данным Минобразования, на конец декабря 1999 года средняя заработная плата преподавателя в России составила 1133 рубля. При этом в прошлом году ВВП был равен 4500 млрд руб., а на образование было израсходовано порядка 16 млрд руб., т.е. 0,4% ВВП.

Нехитрый подсчет показывает, что если доктрина будет исполнена в полном объеме, через 25 лет средняя заработная плата учителя в нынешних ценах будет порядка 30 тыс. рублей. И это еще если ВВП не будет расти». А если динамика роста сохранится хотя бы 4%, то через 25 лет учитель будет получать 4270 долларов в месяц.

Почти никем не замеченной сенсацией стала вступительная реплика докладчика о том, что по предложению Минфина доктрина не будет утверждена законом, а будет принята постановлением правительства.

При этом в своих комментариях И.Мельников и другие инициаторы доктрины употребляют формулы: «вопрос остается открытым», «окончательного решения нет». Но, с другой стороны, если правительство принимает решение «одобрить», то оно, правительство, должно же окончательно понимать, чем это «одобрить» грозит – законом или постановлением? Поэтому складывается впечатление, что вопрос о том, что доктрина будет утверждаться законом, кажется, все-таки решен. Правительство не намерено выносить утвержденную им доктрину в качестве законопроекта.

В этом случае возникает уникальная в своем роде ситуация.

С одной стороны, одобрение правительства становится слишком мелкой победой по сравнению с тем замахом, который был у авторов доктрины. Мы были бы очень рады ошибиться, но теперь уже речь не идет об «образовательной конституции». Конституция постановлением правительства не принимается. С другой стороны, педагогическому сообществу нужны объяснения. Потому что, плоха доктрина или хороша, – но она принималась Всероссийским совещанием именно как основа правительственного законопроекта. Но понятно же, что так же, как правительство Примакова отменяло постановления правительства Кириенко, а правительство Степашина корректировало решения предшественников... так и будущее правительство, которое как раз месяца через два и появится, по-своему отнесется к доктрине. А уж что будет с этим постановлением в 2003 году или позже – тайна сия велика есть.

Доктрина имела смысл только в случае своего принятия законом. Тогда у образовательного сообщества была бы хоть какая-то надежда на выполнение заложенных там цифр. Теперь эта надежда скорее всего растаяла.

Но есть еще одна уникальная вещь в этой ситуации – если правительство отказалось вносить доктрину законом, то это могут сделать депутаты.

Возникнет парадоксальная, единственная в своем роде ситуация: правительство принимает решение, а Дума делает это решение законом.

Обычно мы привыкли к обратному: правительство принимает решение, а Дума его блокирует. Но сейчас может сложиться по-другому, потому что правом законодательной инициативы обладает не только правительство. И тогда, если правительство не захочет оказаться в жесткой зависимости от необходимости соблюдать закон – все-таки выделять эти проценты от ВВП на образование, – оно, правительство, окажется в глупом положении: ему придется возражать против закона, в основе которого лежит... постановление правительства.

Пока можно сказать одно: в предвыборную платформу В.Путина идеология Национальной доктрины образования не укладывается. То ли дорого, то ли несовременно. В центре стратегических исследований, созданном специально для разработки предвыборных стратегий и платформ и.о. президента, разрабатывается другая идеология. На все вопросы о том, в чем состоит эта стратегия, загадочно отвечают: «Скоро узнаете». Хорошо, подождем, скоро узнаем.

Отдел образовательной политики

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru