Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2000

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

Поколение сетевой замкнутости

К чему приводит долгое разглядывание табуретки? Известный писатель Анатолий Королев, автор романов “Голова Гоголя”, “Эрон”, “Охота на ясновидца”, “Человек-язык” (опубликован в журнале “Знамя”, в первом номере 2000 года), делится своими каббалистическими наблюдениями.

– Анатолий Васильевич, заметная особенность ваших произведений – попытка заглянуть за грань, за край прошлого и будущего. Каким вы представляете себе тех, кому предстоит взрослеть уже в новом тысячелетии?

– Недавно я был на премьере спектакля “Дон Кихот” в театре “Et cetera”. Я сидел в первом ряду у самой сцены и долго не мог сосредоточиться на актерах: меня страшно отвлекала обыкновенная табуретка – часть театрального реквизита в сцене на постоялом дворе в Ламанче средних веков. Она торчала у меня перед носом, грубо сколоченная из каких-то кривых стволов. Разглядывая это страшилище (талантливая работа декоратора), я невольно думал вот о чем: потребности средневековой цивилизации были настолько мало дифференцированы, вкус был так груб, а требования общества настолько низки, что этому миру годился буквально каждый и всякий. Смастерить такую табуретку мог любой, квалификации тут не требовалось.

Иное дело сейчас: требования цивилизации к человеку настолько утонченны, так высоки, что миру годятся лишь избранные. Общество виртуализируется. За бортом высоких технологий останутся миллионы невостребованных ими людей.

Первым на эту ситуацию наступающей тотальной невостребованности отреагировал генотип европейского человека. На мой взгляд, исподволь на свет появилось новое поколение людей, смыслом которых является замкнутость. На уровне внутреннего предчувствия мы уже готовимся к новой ситуации, когда большинство не будет востребовано цивилизацией. Например, будешь нужен только собственному компьютеру. На первый план выходит (или выйдет) новое качество: не столько потребление услуг цивилизации, сколько смакование самих себя.

Большую часть жизни ненужный новой цивилизации человек станет проводить в прекрасном сне, в виртуальном мире. Любая работа, любой труд станет исключительной ценностью, делом узкого круга избранных, а не проклятием миллионов, как сегодня. Не будешь ты зарабатывать свой хлеб в поте лица своего! – вот грозная заповедь нового времени.

– Думаю, что это было бы очень страшно, если бы вообще было вообразимо...

– Возможно, мои предположения покажутся сумасшедшими. Но разве уже сейчас телесериалы не являются формой самогипноза, попыткой бегства от жизни и в этом смысле мягким наркотиком, поставщиком иллюзорного бытия?

В новой эпохе виртуальная реальность станет формой жизни для миллионов людей. Современный ребенок уже проводит часы за компьютером. А Интернет вообще засасывает, как Мальстрем. Уже сегодня заметна тенденция заменить чем-то более доступным любые трудные, глубокие формы общения – с другим человеком, с книгой, симфонической музыкой. Осталось подключить мозг к компьютеру. И не на час, а на всю жизнь.

Не хочется об этом думать, но боюсь, что такое ожидание будет реализовано. Вся прежняя система образования, по-видимому, во многих аспектах уже не годится. Новые головастики имитируют учебу, а высокий уровень конформизма скрывает проблему мягкого, но тотального отвержения прежних ценностей общества, где все были нужны.

“Новое поколение выбирает пепси...” Следовательно, у него проблемы практически со всеми прежними идеалами. Например, они не патриоты и предпочтут великой России с ее великими потрясениями сумму небольших государств, где не будут так нагружать человека, а уровень смакования жизни будет выше. Человек новой цивилизации будет избегать семейной жизни, и брак в новом поколении займет второстепенное место. Эти тенденции и сейчас уже достаточно выявлены.

Главное, но еще непонятое задание для школы – изучить сознание нового поколения, которое предчувствует свою ненужность. Как с ними общаться, как их учить? И чему? Ведь суть школы – именно включение в цивилизацию, а перед нами исключенное поколение... Я не знаю ответа на эти вопросы... Надо думать сообща.

– Вы считаете, что такое будущее неизбежно, и вслед за Шпенглером призываете беспрекословно ему подчиниться?

– Нашему компьютерному будущему никаких альтернатив нет, но там, в новых обстоятельствах, человек будет решать эти вопросы с новыми силами. Перед ним откроется колоссальный горизонт возможностей. Может быть, то, что нам представляется безвыходностью, с более высокой точки обзора раскрывается как богатство дорог.

– А как сама цифра 2000 участвует в ваших предположениях?

– Если подходить к цифрам с позиций каббалистов и герметиков, то прежнее тысячелетие мы все жили в единице. Приход единицы в человечество тысячу лет назад означал прежде всего единобожие. Единица означала единство всех в одном святом целом. Отсюда победа государства над феодальной вольницей или варварской степью нуля. Тысячелетие единицы было торжеством Бога, культом личности государей, героев и гениев.

Двойка означает расщепление целого. Личная свобода неизмеримо вырастет, ведь два лишено тотальной нерасчленимости единицы. Государство постепенно отойдет в прошлое. Мы и сейчас уже приходим в мир Евросоюза, в мир амбивалентности, падения иерархий. Повсюду двойка победит единицу. Школы обучения знаниям как таковым не станет, знание будет вводиться, как вводится память в матрицу, как загружается компьютер. Зато бурно расцветет школа воспитания. Словом, школе придется доказывать свою необходимость обществу и проявить новую гибкость. Но я верю, что мы станем лучше.

Метаморфозу тройки представить практически невозможно, но в третьем тысячелетии человека в нашем сегодняшнем смысле, конечно, не будет. Но грустить об этом не стоит: не печалимся же мы о том, что не стало пещерного мира кроманьонцев. Мне представляется даже, что человек будет летать...

– Вы говорите, что идеи носятся в воздухе. Это для вас реальность или метафора?

– Реальность. Об этом размышлял еще академик Вернадский в своем учении о ноосфере. Ноосфера – это упрощенно род интеллектуальной, умственной атмосферы, которая уже в формах биосферы окутывает Землю. Окутывает и видоизменяет саму природу и природу существования человека. Феномен ноосферы находится в постоянном становлении и развитии, и поэтому наше знание за ним просто не поспевает. В ноосфере существуют области интеллектуального сгущения, нечто вроде грозовых туч в небесах. Напряжение это чувствовал любой, кто принимал участие в интеллектуальной атаке и поэтому сам являлся элементом такого сгущения. В этой предгрозовой атмосфере одни и те же мысли, единые решения, похожие образы приходят в голову многим элементам общей цепи ноосферы. Теорию относительности предчувствовали многие физики конца прошлого века... Другое дело, что молния ударяет по избранным.

Беседовала
Елена ИВАНИЦКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru