Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Марина КОСМИНА

Обеспечить, построить, восстановить

1 февраля в Министерстве образования России обсуждали “Программу мер по восстановлению системы образования в Чеченской Республике”.

Кому что важнее

В переполненном зале коллегий не осталось свободных мест. Делегация из Чечни, множество журналистов, чуть ли не все руководители министерства, представители министерств здравоохранения, топливной промышленности и Министерства по делам национальностей. Приехали представитель президента в Чеченской Республике Николай Кошман, председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы Иван Мельников. Такое здесь бывает нечасто. Что и говорить, тема того стоит. Впрочем, бурного и длительного обсуждения не вышло, слово получили немногие, принципиальных и существенных поправок практически не было. С программой согласились все.
...Возражение, правда, вызвал пункт решения коллегии: “Программа структурирована также по наиболее важным направлениям – восстановление документов об образовании, летний отдых детей”. Многим показалось, что для людей, которые, по свидетельству Николая Кошмана, пьют воду из луж и живут в подвалах, летний отдых и утраченный аттестат – не самое важное.
– У наших детей – накопившееся за много лет психическое напряжение, так называемый поствоенный синдром. Летний отдых – это хорошо, но этого мало, нам нужны постоянно действующие центры реабилитации, – медленно говорит начальник отдела науки, образования и культуры временной администрации Чеченской Республики Илесс Сигаури, совсем молодой человек. – Эта программа несовершенна, но и в таком качестве она для нас свет в конце тоннеля, ведь мы понимаем, под какой угрозой наше будущее.
...Из 450 школ в Чечне 267 не работают, а 12 разрушены полностью. При этом, например, в Гудермесском районе из 34 школ работает 32, и учатся там в две-три смены по 1200–1400 человек, а в Урус-Мартановском районе из 40 школ не работает ни одна. В Шалинском районе – почти так же.

Только сохраните наши вузы

В Чечне было три вуза – государственный университет, Грозненский нефтяной институт и государственный педагогический институт. Предложение не восстанавливать все три, а готовить учителей на факультетах университета вызвало обеспокоенные выступления представителей Чечни:
– Наша беда не в том, что у нас много вузов. Беда в том, что у нас их слишком мало, – говорили они. – В этом слишком низком среднем уровне образованности чеченского народа – одна из причин того, что произошло. В 1989 году республика занимала последнее место на Кавказе по числу лиц с высшим образованием на 1000 человек. Поэтому не может, не должно быть речи о слиянии вузов.
В конце концов так и решили: восстанавливать три вуза в Аргуне, где есть электроэнергия и вода.
Кроме того, на медицинском факультете университета будут готовить врачей. (Все это время их готовили в российских институтах: в 1999 году, например, для абитуриентов из Чечни было предусмотрено 45 мест.)

Предполагается с февраля по июль провести учет детей школьного возраста; с сентября по декабрь – временное лицензирование школ (ни одно образовательное учреждение, как сказали представители Чечни, не выдержит лицензионных требований, но нельзя оставлять их закрытыми до лучших времен); к маю подготовить тексты экзаменационного материала для итоговой аттестации выпускников, в феврале обеспечить экзаменационными билетами, в апреле–мае решить вопросы обмена и восстановления аттестатов; к марту разработать программы ускоренного обучения детей, не учившихся в школе больше одного года; к августу обеспечить детей учебниками, а школы пособиями, картами, оборудованием для кабинетов физики, химии, биологии, для спортивных залов, с
1 сентября открыть классы ускоренного, вечернего, заочного обучения. В июне подучить чеченских учителей в институтах повышения квалификации Ставрополя и Ростова. Восстановление и ремонт школьных зданий запланированы на 2000–2001 годы.

Что надо успеть за один год

В разделе “Восстановление системы специального образования” на этот и следующий годы запланированы ремонт и восстановление зданий детского дома и школы-интерната № 2 для детей-сирот в Грозном, школ-интернатов в Урус-Мартане и Ножай-Юрте, специального учебно-воспитательного учреждения в Старой Сунже, капитальный ремонт зданий коррекционных образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии – трех республиканских школ-интернатов в Грозном.
Начнется строительство Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и Центра реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и детей – инвалидов войны.
Во II–IV кварталах этого года в НОУ “Центр защиты от стресса” в Махачкале будет организована реабилитация пострадавших детей, поставлено медицинское и реабилитационно-оздоровительное оборудование. По программе “Дети России” в III–IV кварталах этого года в детские дома и школы-интернаты поставят станки и швейные машинки.
На факультете специальной педагогики Дагестанского педагогического университета откроется учебная группа для граждан Чеченской Республики сверх установленного плана и на условиях внеконкурсного приема. Будут восстанавливаться библиотечные фонды учебной и методической литературы для всех уровней образования. Организуется целевое изготовление и поставка звукоусиливающего оборудования и оборудования для детей с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата...

Скорее всего на программу, как всегда, дано в сотни раз меньше того, что необходимо
(1 млрд 161 млн руб.).
Сами бомбим – и сами строим. Сами разрушаем – и сами же восстанавливаем. Воюем на деньги, которых нет, и на эти же отсутствующие деньги лечим и ремонтируем. Об этом невозможно не думать, читая программу. Но не лечить и не ремонтировать нельзя.
– Мы, взрослые, можем быть, виноваты в том, что произошло. Но дети уж точно ни в чем не виноваты, – говорит министр образования Владимир Филиппов. – Нельзя думать о том, что это происходит где-то там, далеко, нужно представить, что это наши дети – неграмотные, без лекарств, без книг, без помощи.
Эту программу, по заверению министра образования, поставили на еженедельный контроль.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru