Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/1999

Архив

Михаил БЕРКИНБЛИТ:
“Мы пытались в своих учебниках связать биологию с физикой, химией и даже с географией”

Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Фуралев В.А.

Общая биология: Учебник для 10 класса средней школы. – М.: МИРОС, 1999

Уже не первый год и даже не первый десяток лет в наших школах на уроках биологии в 10–11 классах пользуются двумя учебниками по общей биологии – под редакцией Полянского и под редакцией Беляева-Рувинского. Учебники эти не подвергались разгромной критике, к ним привыкли учителя, и, казалось бы, не было острой необходимости в написании нового. Но тем не менее в октябре этого года он появился.

Написан он в рамках проекта по созданию целой линии учебников биологии с 6 по 11 класс единым авторским коллективом (биологической лабораторией Московского института развития образовательных систем). И хотя по ряду причин дело идет не так быстро, как планировалось, вышло уже четыре учебника – “Зоология”, «Биология, 6», «Флора» и “Общая биология”. К слову сказать, последний выиграл на конкурсе новых учебников, проводимом в рамках Инновационного проекта развития образования.

Более подробно о новом учебнике рассказывает один из его создателей – Михаил БЕРКИНБЛИТ.

– Помимо желания создать единый взаимосвязанный курс биологии были ли еще у его авторов какие-либо цели?

– Мы хотели не просто создать цельный курс школьной биологии, но представить биологию как единую науку. В идеале, конечно, все естественные дисциплины нужно преподавать в школе так, чтобы у учеников возникла единая картина мира. Создать такой курс сложно, хотя мы и пытались в своих учебниках связать биологию с физикой, химией и даже с географией. Кстати, у нас подготовлена еще одна книжка в этом же духе – задачник, условное название которого “Физика на уроках биологии, биология на уроках физики”. Да и в ранее вышедшем учебнике по зоологии для 7 класса мы делали отсылки к курсу физики.

Но, разумеется, основной нашей целью в “Общей биологии” было решение трех задач. Во-первых, мы хотели расширить школьный курс путем введения в него тем, которые мы считали принципиальными. Во-вторых, мы хотели углубить курс так, чтобы в учебнике было рассказано не только о процессах, происходящих в живых организмах, но и показан их механизм. В-третьих, мы хотели ввести в учебник описание экспериментов, благодаря которым происходила проверка научных гипотез в тех областях науки, которые подпадают под название школьного курса “Общая биология”, – цитология, элементы молекулярной биологии, генетики, эмбриологии, эволюционной теории, экологии.

– Начнем с расширения курса. За счет каких материалов вы это сделали?

– Надо сказать, что биология сегодня одна из наиболее быстро развивающихся дисциплин. За последние годы в ней появилось много нового, поэтому мы хотели ввести в учебник современный материал. Конечно, в доступной школьникам форме.

Приведу пример. Известно, что определенные белки в клетках предназначены для митохондрий, другие же – для ее ядра. Возникает вопрос, как они узнают, кому куда идти. Так вот выяснилось, что в белках есть участок, содержащий «адрес», благодаря которому и происходит так называемое узнавание.

Другой вопрос: как белки попадают в митохондрии, если те покрыты мембраной, ячейки которой меньше размеров белковой молекулы. Оказалось, что последняя первоначально имеет нитевидную структуру. Впоследствии, скручиваясь, она как бы наматывается на катушку, которая, собственно, и “подъезжает” к митохондрии. И уже разматываясь с этой катушки, она попадает внутрь митохондрии, где, свернувшись, принимает форму клубка.

Описание всего этого механизма узнавания и проникновения белка в клеточные органеллы мы включили в наш учебник, а в октябре ученый, описавший этот механизм, получил Нобелевскую премию.

– То есть в учебник вы включили информацию о самых последних открытиях?

– Как ни странно, но в существующие учебники, хотя они не раз перерабатывались, не вошли некоторые важные вещи, которые были известны едва ли не сто лет назад. Уже давно, к примеру, никто не подвергает сомнению тот факт, что митохондрии 1,5 миллиарда лет назад попали в клетки как свободноживущие бактерии. Возможно, в начале клетки их хотели “съесть”, но не переварили, и с тех пор они стали жить в симбиозе. При этом в митохондриях есть свои ДНК, позволяющие им самостоятельно размножаться. И это относится не только к митохондриям – хлоропласты, отвечающие за фотосинтез растений, также в действительности являются симбиотами.

А что это значит? Это значит, что эволюция происходила не только ранее известным путем деления и расхождения видов, но и путем их слияния. В частности, наши клетки возникли в результате симбиоза. Идея эта была выдвинута в 1905 году русским ботаником Сергеем Коржинским и первоначально не слишком признавалась в научных кругах, но постепенно правота ее стала общепризнанной. В школьных же учебниках об этом пути эволюции клетки не было сказано ни слова.

Или другой пример. Давно известно, что мозг состоит из нервных клеток. Лет сто назад выяснили, что между собой они общаются через синапсы. А пятьдесят лет назад стало известно, что, кроме всего прочего, они делятся на возбуждающие и тормозные. Так вот, понятие о синапсах и механизмах их работы мы также первыми включили в учебник.

– Видимо, описывая подобные механизмы работы, вы параллельно решали и вторую свою задачу – углубления излагаемого материала?

– Действительно, даже излагая уже известные темы, мы хотели сделать это иначе, чтобы ученики не просто запомнили, что есть такие синапсы и митохондрии, но и поняли механизм их функционирования. А поняв его, они, в свою очередь, еще лучше запомнят то, о чем мы рассказали в учебнике.

На эту же цель работает и решение нашей третьей задачи – включение в учебник описания экспериментов. До сих пор ученикам зачастую предлагались только результаты научных исследований без объяснений, каким путем они получены. Мы же хотели, чтобы ученики могли получить не только научную картину мира, но и узнать научные методы, при помощи которых она была составлена. Особое значение это имеет для биологии – науки экспериментальной.

Однако включение описаний проводимых экспериментов помимо познавательного имеет для учеников еще и чисто развивающее значение. Ведь для того чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую научную гипотезу, необходимо придумать, как это сделать. И вот эта возможность слежения за ходом мысли экспериментатора как нельзя лучше способствует развитию мышления ученика.

С другой стороны, описание экспериментов, знакомство с конкретными людьми, которые их проводят, их ошибки и победы делают изложение биологии более живым, эмоциональным, что очень важно для лучшего усвоения материала.

– Кроме изменений в содержании учебника, есть ли в нем какие-либо другие новшества, например, в перераспределении учебного материала?

– Мы впервые не только попытались дать ученикам представление о современной эмбриологии – наиболее развивающейся на сегодняшний день области биологии, – но и отвели ей четверть всего объема учебника. После того как генетика, так сказать, перешла на молекулярный уровень, постепенно стало проясняться, как из однородного яйца получается такое сложное существо, как человек. Это нечто другое, чем эволюция. Организм формируется по определенной программе, на выполнение которой задействовано 90 процентов всех генов белков, существующих в нем, и после выполнения которой они отключаются.

До сих пор нам были известны процессы управления наподобие тех, которые происходят в уже сформировавшемся организме, когда головной мозг выполняет в организме функции «государственного» управления. Однако в яйце нет мозга, нет вообще никакого координирующего центра. Процесс формирования из него организма – это как игра оркестра без дирижера, наглядный пример самоорганизации. Однако раньше об этом также ничего не было написано в школьных учебниках.

В связи с этим я хотел бы сказать еще об одном аспекте работы над нашим учебником. Дело в том, что мы хотели не только показать связь биологии с другими естественно-научными дисциплинами, но и рассказать о тех вещах, которые можно освоить, только изучая биологию, а именно: об информации и развитии. При этом, если понятия информации, управления, регуляции начисто отсутствуют в физике или химии, то понятие развития можно встретить в неорганическом мире: это развитие Вселенной и элементов, в нее входящих, – звезд, планет... К сожалению, наша школьная астрономия находится сейчас в жалком состоянии, а в некоторых вновь образованных гимназиях и лицеях ее вообще нет в учебных планах. В биологии же можно наблюдать два объекта развития. Развитие органического мира, животного и растительного, идущего методом проб и ошибок, и развитие яйца, превращающегося в сложный организм. Это, кстати, еще одна причина, по которой мы уделили эмбриологии такое большое внимание в своем учебнике.

– Известно, что вы являетесь инициатором введения в школьную биологию задач. Нашлось ли им место в новом учебнике, или к нему будет издан отдельный задачник?

– Задачи у нас будут приведены в конце каждого параграфа. Многие из них будут несколько необычные, требующие не просто хорошего знания материала пройденного параграфа, но и определенных творческих усилий.

Кроме того, много материала в нашем новом учебнике будет идти в качестве дополнительного, когда учитель сам сможет выбирать, что брать к обязательному изучению, а что оставить ученикам для самостоятельного чтения. В частности, мы даем много интересного материала по истории биологии. На мой взгляд, учебник вообще должен быть толстым, чтобы материал в нем излагался не сухо, а ярко, живо и даже многословно. Большинству школьников знания о тех же митохондриях и синапсах скорее всего не понадобятся в их практической жизни, но общее впечатление, общее понятие об этом у них останется, что в конечном счете сделает их людьми более образованными.

– Учебник вышел в октябре, следовательно, использовать его в качестве основного в этом учебном году уже будет нельзя.

– Но зато с ним можно хорошо ознакомиться, используя его в качестве вспомогательного материала. Мы же к следующему году собираемся подготовить для учителей ответы на вопросы и задачи, приведенные в учебнике. Подготовим для них также календарно-поурочный план. И, конечно, в ходе обкатки учебника в школе будем его модифицировать, или, иначе говоря, дорабатывать, что неизбежно для любого нового учебника.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru