Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/1999

Архив
Игорь РЕМОРЕНКО

Информатизация: модная тема, или реальная помощь образованию?

Что сегодня означает информатизация образования? Только ли дань современности или совершенно необходимая составляющая школьной жизни?

Многие программы, касающиеся тех или иных изменений в образовании, представляют собой перечень лоббируемых определенным ведомством мероприятий. Но в области информатизации образования все выглядит по-другому. Взгляды, идеи, методы модернизируются так часто, что никакая ведомственная вертикаль их не удержит. Потому, вероятно, и имеем мы сейчас в учебных планах «образовательный компонент информатика».

И если к Базисному учебному плану подходить чисто административно, то можно рассуждать приблизительно так. Раз есть такой компонент «информатика», значит, должен быть учебный предмет. Необходимо внести его в расписание уроков, организовать посещение занятий. И чтобы все основное, что есть в этой дисциплине, было освоено детьми. Эта неверная установка может стать основной в программах по информатизации образования. Главные мероприятия такой программы – оснастить как можно большее количество школ техникой, какой именно – не столь важно. Обоснование этого подхода очевидно: без компьютера сегодня никуда.

Но эффективно ли изучать информатику в режиме учебного предмета, если фактически речь идет об освоении детьми особого средства сбора, хранения, распространения и использования информации?

Дети не знания о компьютере должны получить в первую очередь, а то, как использовать компьютер для добывания знаний.

Тогда и информатика должна быть некоторым свободным пространством в школе, с помощью которого каждый ребенок мог бы удовлетворить свою потребность в информации. Вся ценность удовлетворения этого интереса не в навязывании взрослыми той или иной, пусть даже очень нужной и важной информации, а в умелом сопровождении детского интереса. Только тогда новый инструмент добывания и использования информации становится значимым.

Если интерес к информации возникает у детей как личностно значимый, то и компьютер будет освоен ими как нужное и толковое средство работы с информацией.

Что в связи с этим должны понимать разработчики региональных программ информатизации образования?

Во-первых, поскольку компьютер – это прежде всего инструмент для общения, то нужен он тем, кто наиболее заинтересован в поиске единомышленников, в представлении собственного опыта другим. Поддерживать нужно не одинокие школы, пусть и имеющие задел в преподавании информатики, а те образовательные учреждения, в которых реализуются различные образовательные проекты, особенно если они реализуются с участием детей. Не менее важно поддержать и педагогические проекты школ. Тогда эффективность актуальных вопросов образования значительно возрастет. А шансы, что в это обсуждение будут вовлечены не только учителя информатики, имеющие доступ к Интернету, но и другие педагоги, увеличатся.

Во-вторых, необходимо место, где концентрируется информация о педагогических проектах. Это может быть специальный Интернет-узел (сайт) программы информатизации. Здесь должны быть и вопросы, ответы на которые нужно находить в практике образования: каким должен быть попечительский совет школы? как защититься школе от инспектора? какие новые финансовые схемы эффективно осваивать? и т. д. Здесь же можно помещать тексты наиболее интересных образовательных проектов. Неплохо, если информация министерства и правительства также будет размещена на этом сайте (приказы, распоряжения, новые тарифные сетки и др.). Самое интересное, что все это не так дорого, как кажется. Значительно больше денег уходит на проведение отчетов, инспекторских проверок и прочих важных и нужных аттестаций и аккредитаций.
В-третьих, необходимо учесть, что придется потратить время на подготовку участников проектов. Для этого нужно провести специальные курсы, семинары для проектантов. Лучше всего, если в проектных группах будут участвовать и управленцы, и учителя информатики, и любые другие педагоги, и даже сами дети. Для сельских школ особенно важно и то, чтобы в таких группах работали технические консультанты. Ведь на селе самое трудное – проконсультироваться по тому или иному вопросу, что так необходимо в деле освоения компьютерной техники. А что если школе разрешить на 3–4 часа в неделю привлекать такого технического консультанта из какого-нибудь райцентровского банка, например? И школе польза, и дело информатизации образования развивается. Глядишь, найдутся деньги и на совершенствование оборудования.

Практика общения через Интернет должна складываться как необходимая составляющая для обмена информацией и взаимодействия образовательных учреждений. Только тогда информатизация образования имеет шанс превратиться из модного лозунга в сущностный элемент школьной жизни.

Остается ответить на вопрос одного мудрого ослика: и какой из этого следует вывод?

На мой взгляд, он может быть таким.

Какие бы программы мы ни создавали, главное – что будет происходить с реальными детьми в реальных школах с помощью реальных учителей. И если уж расходуются деньги на такие программы, то пусть они расходуются с пользой.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru