Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/1999

Архив

Подростки 80-х и подростки 90-х. Есть ли разница?
– Еще какая! – утверждают социологи. – У молодых резко поменялись представления
о соотношении материальных и моральных ценностей. Деньги для них теперь предпочтительнее. А ведь совсем недавно общественный смысл будущей профессии был важнее. Они говорили: «мечтаем о творчестве» и «хотим стать нужными».
А сегодня: «много зарабатывать», «разбогатеть». Даже в кумиры выбирают
не умных и талантливых, а хитрых и ловких, крутых.
Хорошо, что мы любопытные и не поверили на слово. Сами в народ отправились.
Опрос провели по методу «неоконченных предложений». Анкетируемым не навязывались возможные варианты ответов, а предлагалось самим завершить несколько фраз.

Крутой – это…

11 класс:
«…не просто дяденька с толстенной золотой цепочкой на толстой шее, а человек, который работает в поте лица, чтобы стать таким. Обидно, что у всех сложился стереотип – «пальцы веером, сопли пузырями». Среди них есть и нормальные. У них даже можно поучиться работать».
«…маска, реакция на окружающий мир, подчас никак не связанная с настоящим внутренним образом человека».
«…человек, который вхож в различные общественные круги. У него есть деньги и источники их приобретения. Он не нуждается ни в чем, уверен в себе, везде был. Не напрягает в общении, хотя имеет к этому все основания».
«…считается, что он влияет на общество своим кошельком. Я же думаю, что те, у кого толстенные пачки купюр и три машины, как личности не состоялись. Но есть и другие. Они не афишируют свои достоинства, живут тихо, работают, любят своих друзей и родственников и всегда приходят на помощь».
«…тот, кто курит, пьет, ругается матом, сорит деньгами и говорит на русском языке с диким акцентом».
«…обычный человек, просто строит из себя…»
«…человек, который смотрит на других сверху вниз и ему на всех наплевать».
«…тот, кто выделяется. Хочет, чтобы его уважали, но добивается этого не умом и талантом, а кулаком и деньгами».
«…человек, который прикрывает свои недостатки деньгами».

10 класс:
«…у него много разных связей, есть кому выручить в нелегкой бандитской жизни».
«…стильный мужик».
«…носит крутую одежду, использует только крутые слова и постоянно показывает свои крутые выкрутасы».
«…на лбу написано: безнадежно крут! Глаза светятся недоступностью, а его кожа лопается от напряжения, как скорлупа переваренного яйца. Ему кажется, он – лучший, а вот в чем – и сам не осознал».
«…стильно одет, с кучей денег, может дать пинка любому в школе».
«…крутым быть не так уж и плохо».
«…он может вести себя, как захочет».
«…ну и что? Здесь ты крут, а там – полный идиот».
«…все, чего он добился, – результат его собственных нечеловеческих усилий».
«…у него на лице написано: ну какой же я клевый парень!»

8 класс:
«…он наезжает на всех».
«…бандит и мафиози. За ним постоянно охотятся менты».
«…такие люди не имеют представления о законах и порядке. У них маленький словарный запас, состоящий из неприятных слов, а алфавит начинается с буквы “я”».
«…издевается над людьми, мускулы накачает и начинает строить из себя крутого. То есть – бьет всех подряд».
«…носит малиновый пиджак, устраивает разборки по ночам, травит врагов. Думает, что его все боятся. А я тут недавно видел, как дедушка на «Запорожце» лихо обогнал крутой «Мерседес». Вот дедушка – настоящий крутой».
«…у него прикольные взгляды на жизнь».
«…человек, который поставил перед собой цель и добился ее. Он привык сам решать свои проблемы и требует того же от других».
«…панк, он ходит в крутой косухе и ботинках, мочит всех бакланов и пельменей, чтобы не выпендривались».

7 класс:
«…герой, в одиночку справляющийся с толпой злых дяденек, ездит на мотоцикле».
«…чувак, у которого несколько машин, винный погреб, пистолет и дача».
«…высокий человек с белыми волосами, синими глазами, в спортивном костюме, кроссовках, с короткой шеей, а еще у него есть друг Леша Перепелкин».
«…стильный, красивый, тупой человек с сотовым телефоном. У него всегда куча денег в карманах. На перемене его можно застать в туалете с сигаретой в одной руке и бутылкой пива в другой».
«…одевается по последней моде, а в голове у него ни бум-бум».
«…придурок на машине, ругается и обижает маленьких детей».

Ему легче живется, потому что…

11 класс:
«…может многое себе позволить. В детстве был лишен всего, рос в бедности. А в один прекрасный день дал себе клятву: я обязательно разбогатею, и мои дети ни в чем не будут нуждаться!»
«…крутые же думать не умеют, вот и живут беззаботно».
«…на нем столько ответственности, что можно повеситься».
«…да ну, имидж крутого требует определенного поведения, приходится бороться с собой настоящим, а жить в постоянной борьбе не очень весело».
«…нам только кажется, что им легче живется. Двадцать четыре часа в сутки следить за собой, за другими, никогда не расслабляться – не жизнь, а каторга!»
«…наоборот, труднее. Не можешь же ты все время делать вид, что ты самый умный, самый богатый, самый удачливый. Устанешь. И сразу попадешь в идиотское положение».

10 класс:
«…если презирать всех остальных, жить намного легче».
«…держаться на плаву, цепляться зубами за достигнутое – безумно трудно».
«…постоянные разборки с пистолетами и кулаками, чего же тут хорошего, если тебя все время бьют?»
«…а если найдется кто-то более крутой?»
«…даже положиться не на кого».
«…крутой наглее других, а в нашей жизни именно таким и нужно быть».
«…он не может выказать свою слабость, боль, страх. Он должен быть всегда веселым и смелым, жуть!»
«…как только деньги кончатся, крутой останется один».
«…настоящий крутой – не обязательно богатый, а у нормальных людей всегда есть проблемы».
«…его все боятся и ненавидят».

8 класс:
«…замучаешься думать, куда все эти деньги девать».
«…сначала ему хорошо, потом становится плохо. Он начинает пить, принимать наркотики. И умирает».
«…некоторые считают крутого психом и идиотом».
«…они могут спокойно украсть, убить, и им за это ничего не будет. Мне их очень жалко. Для меня главное – уважение, любовь и помощь друзей».
«…легче, потому что ему все завидуют и боятся, а он никого не боится и не стесняется, поэтому в жизни и добивается многого».
«…легко ли жить человеку, которого все обманывают и над которым смеются?»

7 класс:
«…крутые плохо учатся, не успевают делать уроки, ведь им приходится часто ходить на разборки. С другой стороны, на них даже пальцем показать страшно, все их обходят стороной».
«…легче, конечно, – у него есть старший брат, компьютер с Интернетом и куча денег. Зато настоящего друга у него нет».
«…много телохранителей, жизни никакой, как правило, падает с пулей во лбу».
«…даже не знаю, я такой еще не стала».
«…приличные люди к нему не подойдут, но я человек неприличный, поэтому меня это не касается».
«…когда попадает в милицию, может дать взятку, приятно».

Я хотел бы стать крутым…

11 класс:
«…чтобы меня уважали».
«…нет, не хотел бы. Неужели нужно объяснять, почему?»
«…я хочу быть и стану крутым в своей профессии – военного врача. Мне понадобятся крутые черты характера – хладнокровие, выдержка».
«…еще чего! Выполнять чьи-то мерзкие требования по первому зову не хочется».
«…не люблю “Мерседесы” и завистников, но все равно хочу быть крутым, потому что у них куча денег и красивых девушек».
«…быть крутой глупо, противно и опасно».
«…простым человеком быть веселее и интереснее».
«…а я хочу быть крутым мужчином».

10 класс:
«…хочу быть женой крутого. Иметь две машины, три квартиры, бриллианты, семь шуб и ни о чем не думать!»
«…я и есть такая».
«…будь проще, и народ к тебе потянется!»
«…хотел бы быть крутым, в смысле: умным, продвинутым, увлеченным».
«…хотела бы, чтобы понять и осознать, насколько я умна, несмотря на свою тупость. И всех покорить своей крутостью!»

8 класс:
«…крутые всегда в опасности, их убивают из-за денег и крутизны. А я хотел бы быть нормальным богатым человеком».
«…я мечтаю о хорошей, обеспеченной жизни. Но добиваться этого нужно каким-то другим путем».
«…сложно все это».
«…да, чтобы помочь в трудную минуту друзьям и родственникам».
«…этот стиль жизни мне не подходит».
«…не хочу, чтобы всякий милиционер тормозил меня на каждом перекрестке, а в магазине обвешивали на триста долларов».
«…я и так неповторима».
7 класс:
«…не по мне каждый день тусоваться, получать двойки и заниматься всякой ерундой. Поодиночке они не такие уж и крутые, другие их все время отлавливают и бьют».
«…я хотела бы стать крутой, чтобы на меня наконец хоть кто-нибудь обратил внимание».
«…не хочу, чтобы меня боялись».
«…куча денег – хорошо, но умирать за это не хочется».
«…ни за что! Крутые меня бесят. В школе у нас есть одна такая. Всех достает. А сама из себя ничего не представляет».
«…чтобы меня уважали и опасались старшеклассники».
«…мне хочется стать полукрутым, потому что моя жизнь мне наполовину нравится».

Ответы ребят из Москвы и Санкт-Петербурга внимательно изучала
и отбирала самые интересные Ольга КРЮКОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"