Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/1999

Архив

Политика образования: новости и комментарий

Для самоопределения нет оснований

На прошедшей неделе можно было сделать довольно неожиданный вывод о связи образования и политики. В отличие от всех выборов в другие годы ни местные кандидаты в депутаты, ни различные партии и даже губернаторы не используют школу и учителя так активно и беззастенчиво, как это было раньше.
С кем бы ни пришлось разговаривать на этой неделе лично или по телефону – с директором школы из Красноярска, начальником городского управления из Иркутской области, учителями Бурятии, сотрудником управленческого аппарата с Кубани, – у всех затишье. Нет, конечно, высшие руководители образования в числе официальных лиц сидят в президиумах, а может, с действующим губернатором или мэром ездят по всему региону, агитируя и отвечая на вопросы. Но в целом обстановка в школе пока, за две недели до выборов, более спокойная, чем раньше.
В связи с этим многие говорят: пройдет еще десять лет, и выборы станут для России личным делом каждого гражданина.
Но что интересно: выборы сегодня оказались не проблемой самоопределения граждан, а производственной задачей структур – партийных или административных, ведомственных или коммерческих.

Указ Ельцина пока никто не отменил, но и выполнять его считают бессмысленным

...Впрочем, говорить о затишье можно только в самых нижних слоях школьной атмосферы. Наверху все бушует со страшной силой. Один из примеров – ситуация с примерным Положением о попечительском совете. Как нам стало известно, Главное государственно-правовое управление президента (чаще его называют ГПУ) намерено... фактически дезавуировать указ Б.Н.Ельцина о попечительских советах и считает положение ненужным: все действия общественных организаций в системе образования определены Законом “Об образовании”, а чего недостает – то можно отрегулировать уставом.
Известно: Закон РФ “Об образовании” не работает. Хотя юридически позволяет создавать органы общественного самоуправления школой. Но уже семь лет как закон позволяет, а советы школ не действуют. Ну что делать – не привыкли! Поэтому и нужно такое положение, как указатель на дороге: сюда ходи!
Последняя версия, которая попала в Минюст 30 ноября, занимает чуть больше, чем полстраницы, всего четыре пункта.
Пункт первый о том, что этот совет – орган самоуправления, а “порядок выборов и компетенция попечительского совета определяется уставом общеобразовательного учреждения”. Второй пункт о составе: пусть входят все заинтересованные лица. Третий – о том, что деятельность совета осуществляется на безвозмездной основе, то есть даром. И четвертый пункт о том, чему содействует попечительский совет: привлечению внебюджетных средств, улучшению условий труда, организации конкурсов, совершенствованию материально-технической базы – и рассматривает другие вопросы, “отнесенные к компетенции попечительского совета уставом”.
Хорошо, пусть будет так. Но пусть в конце концов все-таки появится бумага, в которой лишний раз чиновникам из органов управления образованием будет указано: попечительский совет – это орган самоуправления, и создается он на основе устава образовательного учреждения.

До принятия национальной доктрины осталось 42 дня

Если считать от 4 декабря. Сейчас уже известно, как будет проходить Всероссийское совещание работников образования и как будет формироваться корпус его делегатов.
Главных вопросов совещания (и ответов) три. В общем виде они звучат так: национальная доктрина – принять; переход на двенадцатилетнее образование, точнее, концепция содержания и структуры общего среднего образования – одобрить; обеспечение государственных гарантий в области образования – тоже одобрить и внести как законопроект. Есть еще задумка: направить обращения президенту, Думе, Совету Федерации.
Будут работать секции – пока их семь в соответствии со звеньями системы образования.
Как же будет укомплектован состав участников совещания? Ну о выборах не может быть и речи – времени нет. Единственное реальное решение, которое в этих условиях было принято, – пусть региональные управления сами комплектуют списки и представляют в оргкомитет после согласования с трудовыми коллективами.
Таким образом, списки участников совещания будут укомплектованы согласно квотам регионов начальниками управлений или министрами субъектов Федерации.
– А как иначе? – могут спросить организаторы. – Вы понимаете, что нет времени, что уже январь на носу, что если разводить всю эту волынку с обсуждениями, выдвижениями – никакого совещания не проведешь и никаких решений не примешь.
...Теперь у нас такой лозунг дня: пора принимать решения. А был известный психологический опыт, больше, правда, похожий на анекдот. В клетку, на потолке которой был подвешен банан, а в углу лежала палка, посадили обезьяну. Она увидела банан, стала за ним прыгать, но банан был подвешен высоко. И тогда она перестала прыгать, села и стала оглядываться вокруг. Заметила палку и сбила ею банан.
Потом в эту же клетку пригласили испытуемого человека. Он тоже стал прыгать – и прыгал до изнеможения. Организаторы опыта даже пожалели его и посоветовали посидеть подумать. И якобы он сказал ту самую знаменитую фразу, которой мы можем закончить этот сюжет:
– Что тут думать – прыгать надо!
...А следующее заседание оргкомитета по проведению совещания состоится между 20 и 23 декабря.

А в это время в Барнауле закрыли школу Александра Попова

Да, именно сейчас в Барнауле развернулась жесточайшая травля организатора и руководителя школы гуманитарного образования Александра Попова. Уже трудно было себе представить, что власть может прибегнуть к таким пещерным, полузабытым средствам расправы над педагогами.
К сожалению, наша газета ни разу не писала о школе гуманитарного образования и об Александре Попове. Но в сентябре он участвовал в фестивале “Авторская школа”, в финале конкурса на статус “Федеральная экспериментальная площадка”. Проект получил статус “Федеральная экспериментальная площадка”, о нем заговорили как о новой волне в развитии нашего образования. Эта школа уже являлась краевой экспериментальной площадкой, а значит, мнение экспертов Совета ФЭП и региональных совпало.
Но вот передо мной две стопки бумаг. В одной – уничтожающая критика А.Попова, негативные рецензии на семинар, который он провел совместно с психологом Б.Элькониным и философом П.Щедровицким, вырезки из статей, в которых А.Попов предстает образовательным вредителем. Обсуждаются тревожные и недопустимые тенденции в современном образовании России. И вот одна из цитат: “Это открытие платных вузов, готовящих педагогов. Нельзя отдавать будущее нации... в руки частного капитала... Так называемое развивающее обучение разрушает сознание детей... При этом используются недопустимые технологии “деловых игр”, элементы гипноза... Идет манипуляция сознанием, навязываются стереотипы поведения, воспитывается аморализм. По сути, это программа разрушения души народа... Один из руководителей “проекта” внедрения “развивающего обучения” в Сибирском регионе – А.А.Попов. Нужна как минимум независимая экспертиза указанных методик”.
Я специально не привожу ни одного отрывка из материалов в поддержку А.Попова, хотя на моем столе их достаточно – и газетные статьи, и письма родителей, и письма участников семинаров и так называемых ассамблей, которые проводит ШГО. Я думаю, что стиль и аргументы противников А.Попова выдают себя сильнее, чем аргументы его защитников.
А вы знаете, чем занимается Попов? Что так возмущает “охранников нравственности”?
Александр Попов занимается педагогикой самоопределения.
За это закрыли его лабораторию проблем воспитания в областном ИПК и школу гуманитарного образования. Ученики школы были даже у губернатора края – тот школу оставить не против. Но без Попова.
А дети без Попова не хотят.
И действительно, как же теперь без Попова? С кем же останемся – с авторами приведенных выше текстов? Мы будем следить за тем, как развиваются события на Алтае, и сообщать нашим читателям.
А вот интересно: окажутся ли эти авторы в числе участников Всероссийского совещания работников образования?
А ведь окажутся! И слово получат, и точь-в-точь все перескажут, еще и аплодисменты сорвут.
...Но почему-то кажется, что ни этих аплодисментов, ни этих выступлений в школах не услышат. Там ждут других слов и другого ветра – свежего.
Вот только Попова жалко – может не вписаться ни в национальную доктрину, ни в концепцию перехода. Не номенклатурный тип.
А может, как раз его и пригласить – пусть скажет про педагогику самоопределения, пусть его тоже слышно станет.
Есть ведь такое понятие: народная педагогика. Почему-то считается, совершенно неоправданно, что народная педагогика приватизирована исключительно знатоками обычаев и фольклора. А разве инициативы российских школ, учителей и ученых, нарабатывающих новый слой отечественной педагогики, – это не народная педагогика?
Одним из важных решений, которое планируется принять на январском совещании, будет решение об установлении звания “Народный учитель РФ”. Замечательное решение, просто необходимое.
И я позволю себе сделать одно предположение. Пройдет всего 15–20 лет, и алтайские педагоги выдвинут Александра Попова на звание народного учителя России. Вот увидите.

Александр АДАМСКИЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"