Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/1999

Архив
Ольга ГРОМОВА

Когда мы говорим: обновление содержания образования – что это значит?

Недавно на обсуждении концепции перехода на двенадцатилетнее обучение была высказана идея о том, что в подростковой школе необходимо строить образовательные программы не только академического – учебного толка. Для подростка ведь не учебная деятельность является ведущей, поэтому реальным обновлением содержания образования является попытка создания не факультативных занятий по неучебно-предметным направлениям, а образовательных программ нового поколения, в основании которых нет устоявшихся учебных предметов.
Несколько лет назад мне довелось помогать немецким студентам-первокурсникам заниматься в московских библиотеках. Их представления об учебе настолько не совпадали с моими, что мы никак не могли найти общий язык.
– То есть как это – четыре пары лекций в день? – спрашивали они меня. – Каждый день? А когда же они учатся?..
Вот тут не поняла я:
– Наши ученики учатся на уроках, а студенты – на лекциях. Они именно там и учатся, ясно же. Дома еще готовятся.
– Да нет, лекции они слушают, – подчеркивает Ирена последнее слово, – а учатся сами когда?
Через десять минут объяснений я узнаю, что у них в университете шесть лекций в неделю – это уже очень много, студенты вправе возражать. Лекции-то у них проблемные, установочные. Преподаватель обозначает проблемы, связанные с новой темой, ставит ряд вопросов и предлагает студентам к следующему занятию (семинару, как правило) найти свои варианты ответов на них.
– Вашим ребятам потому и трудно заниматься у нас, – говорит Ирена, – что они не умеют учиться без уроков.
“А кто умеет?” – подумала тогда я и завистливо вздохнула. Вот бы и нам так учить.
И вот этой осенью я сижу в учительской 466-й санкт-петербургской школы и вспоминаю давние беседы с немцами. После разговора с директором Татьяной Петровной Сиркия и ее коллегами понимаю, что здесь начинается не просто новый эксперимент, а именно другая жизнь.
Жизнь эта называется “Школьная библиотека как информационный и культурный центр” – проект, получивший статус “Федеральная экспериментальная площадка”. Такого проекта прежде не было. Ведь обычно школьная библиотека не главное звено. Иногда ученики вообще не понимают, зачем в школе библиотека: учебники есть, по ним и надо учиться, а зачем еще другие книги? Ну разве что классика русской литературы или книги для души. А для учебы зачем? Несколько лет назад на этот вопрос попытались ответить и в нижегородской авторской академической школе № 186. Итак, роль и место учебника:
– строить учебный процесс в школе так, чтобы учебник перестал играть роль главного средства обучения. Ученики вступают в диалог с текстами первоисточников без посредника-учебника;
– авторская школа предполагает наличие в ней педагогов-новаторов, которые самостоятельно или в коллективе авторов разрабатывают принципиально новое учебное содержание и обеспечивают его педагогическими технологиями. В ходе внедрения и апробации этого материала рождается авторский учебник. Иначе это не авторство, а тиражирование существующего. Учебники других авторов выполняют роль второстепенных средств как сравнительный учебный материал;
– авторский учебник не заменяет культурные тексты. Он к ним отсылает, выполняет роль культурного ориентира, и только. Диалог ученика с текстами культуры и создание своих текстов на уроках (черновик культуры!) – главное содержание учебной деятельности в авторской школе;
– библиотечный центр проектируется как ось, вокруг которой вращается культурная жизнь школы в ее учебное и внеучебное время. Какое место занимает учебник в этом центре? Весьма скромное по сравнению с традиционной школьной библиотекой. Главное содержание библиотечных фондов комплектуется литературой по науке и искусству, педагогике и управлению, экономике и экологии, медицине и физической культуре.
Попробуйте представить себе, что мы просто должны увеличить долю самостоятельной работы ученика в рамках старой системы. Не так-то просто – одно сломается, потянет за собой другое...
Мало того что в таком случае меняется вся сетка часов (ведь время-то это надо найти!), меняется принципиальный подход к преподаванию.
Во-первых, столь удобный для взрослых репродуктивный метод (услышал – запомни – воспроизведи) уже не годится. На уроке учитель будет ставить задачу, учить ребят формулировать вопросы, а не давать ответы. Чтобы после наших вопросов ребенок захотел пойти в библиотеку, вопросы должны быть сориентированы не на факты, как в тестах, а на анализ событий, наблюдений.
– Вся нужная информация все равно сосредоточена в учебнике. Ну возьмет ребенок не один учебник, а два, три... Принципиально-то что изменится?
Принципиально меняется способ учения, меняется система постановки задач и, следовательно, цели всей школьной работы – воспитание самостоятельной, инициативной личности.
При таком способе обучения невозможно оценивать просто точность выполнения задания, практически невозможен текущий опрос на уроках. Оцениваться будет, как считают в 466-й школе, качество творческой работы, разнообразие проработанных материалов и сопоставление точек зрения, выводы, наконец. Хотя они наверняка будут у разных ребят разными.
И вот тут становится ясно, что неизбежно ломается классно-урочная система. Потому что она нацелена на то, что в классе ребенок получает основное количество информации и отрабатывает умения и навыки.
Но поток информации сейчас слишком велик и стремителен, чтобы его можно было уместить в чьей бы то ни было голове. Поэтому в классе учитель может учить ребенка возможным способам добывания, обработки и оценивания знаний, говорят в 466-й школе.
Соответственно меняется подход и к комплектованию фондов школьной библиотеки. В основном это первоисточники, альбомы, атласы. В Питере создают фонд ученических работ как части общего фонда библиотеки, с включением со временем в общий каталог.
Только работа в библиотеке с многообразием ее первоисточников может дать человеку спектр фактов и взглядов, из которых сложится собственный взгляд на мир, а учитель и библиотекарь будут лишь (простите за банальность!) лоцманами в этом море.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru