Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/1999

Архив
Елена ЛОСЕВСКАЯ

Фарватер общественного управления школой проложен между рифами непонимания

И директору, идущему этим путем, нужны капитанская выдержка и профессионализм. Наш сегодняшний рассказ – о реальном опыте одного из первооткрывателей школьного самоуправления

О необходимости государственно-общественного управления сегодня говорят все и на самых разных уровнях. Но каждый вкладывает в этот термин свое понимание. Спорят о том, каким оно должно быть, ссылаясь на опыт развитых стран и собственные представления. Но почти не говорят о том, из чего вырастает общественная составляющая: есть ли какие-нибудь этапы, законы ее становления, или она способна появиться вдруг, по чьему-то желанию или приказу свыше?

Санкт-петербургская школа № 207 тесно работает с родителями уже шестой год. За это время сложился сильный родительский комитет, активно работает школьный совет, недавно образовалась ассоциация выпускников. Используя опыт этой, а также некоторых других школ, мы попытались понять, что происходит с педагогами и родителями, когда они начинают работать вместе. А помогли нам в этом директор школы № 207 Вячеслав Юрьевич Коровкин, председатель родительского комитета Лариса Ивановна Кононенко и заместитель председателя Галина Анатольевна Самойлова.

Как начинается взаимодействие школы с родителями?

Чаще всего это происходит по инициативе директора, который не просто готов к такому сотрудничеству, но считает, что без него эффективно управлять школой сегодня невозможно. Сами родители вряд ли могут стать движущей силой – они привыкли к другому стилю взаимоотношений: к тому, чтобы держать свое мнение при себе, во всем соглашаться с администрацией, подстраиваться под ее требования. Страх невольно осложнить жизнь собственному ребенку у многих родителей надолго отбил охоту вникать в жизнь и дела школы. Необходимо убедить их, что они, так же как и педагоги, могут участвовать в решении всех школьных проблем, разбудить в них желание стать союзниками школы.

Во многих школах, где партнерские отношения педагогического коллектива и родителей стали уже нормой, первый шаг делал именно директор. Собирал родителей, уверял, что без их помощи и поддержки школа сегодня не выживет, начинал советоваться с ними по тем вопросам, которые раньше были исключительно в его ведении. И если родители чувствовали доверие, получался диалог, который менял привычное представление родителей об участии в жизни школы, заставлял их ставить перед собой вопросы: какова моя роль в образовательном процессе, что я могу сделать, чтобы школа стала лучше?

Иногда первыми в школу приходят родители. Но в любом случае настоящее сотрудничество начинается с готовности директора работать с родителями, а дальнейшее развитие событий зависит от того, насколько он последователен в своих действиях.

Каким педагоги видят участие родителей в управлении школой?

Существуют по крайней мере две позиции. Одни считают, что основная функция родителей – привлечение внебюджетных средств и контроль за ними, и таких педагогов большинство. Другие говорят, что общественные органы управления – будь то школьный или попечительский совет, родительский комитет – могут и должны определять и отстаивать бюджет школы, участвовать в принятии образовательных программ и решении кадровых вопросов.

Собственно, во многих школах сотрудничество между администрацией и родителями началось именно на финансовой основе.

В санкт-петербургской школе № 207 родители в свое время создали фонд развития школы и сами же контролируют его использование: определяют и утверждают смету расходов, представленную администрацией. Фонд стал большим подспорьем для школы. Но директор Вячеслав Коровкин в отличие от многих своих коллег уверен, что на этом не должно заканчиваться участие родителей в жизни школы. Ни одно свое решение он не принимает без них. В том числе и те, которые связаны с кадровой политикой и содержанием образования. В прошлом году большинство учеников и родителей не устраивали учителя риторики и черчения. Долго обсуждали эту ситуацию и на родительском комитете, и на общешкольной конференции. В результате договор с этими учителями был расторгнут. А от риторики вообще решили отказаться – опять же учитывая мнение родителей. Зато увеличили количество часов на русский язык и литературу в старших классах.

Кроме того, родителям делегировано право разрешения многих конфликтных ситуаций между учениками, учителями и учениками, родителями и учителями.

С чем неминуемо столкнется директор школы, идущий по пути общественно-государственного управления?

Прежде всего он понимает, что родителей необходимо учить управлять школой. Многие признают за родителями право быть заказчиками образования, но смогут ли родители сегодня сформулировать заказ, четко, ясно и понятно определить цели и задачи? Как этому учить, с чего начинать? Организовать цикл лекций? Но вряд ли отвлеченные примеры смогут пробудить интерес. Пожалуй, выход один – вовлекать в работу. Опыт появляется в процессе деятельности, когда родители окунаются в жизнь школы, начинают вникать в ее проблемы. Чтобы грамотно составить тот же бюджет, понять, как строить отношения с учредителем, участвовать в принятии образовательной программы, необходимо знать массу законов и положений, понимать, как они соотносятся друг с другом, уметь видеть противоречия. Главное – создать условия, при которых родители сами захотят учиться тому, что происходит в школе, а для этого необходимо дать им определенные права.

Директор непременно натолкнется и на непонимание некоторых учителей. Вопрос типа “да что вы с ними столько возитесь?” будет еще самой мягкой реакцией. Директора могут обвинять в беспомощности или популизме, сталкивать его и родителей лбами, плести интриги. А если, не дай Бог, он примет решение, руководствуясь лишь мнением родителей, и не сочтет нужным посоветоваться с трудовым коллективом... Какое-то количество рабочего времени придется уделить разъяснительной работе с учителями.

Ну и наверняка возникнут трения с непосредственными начальниками – работниками управлений образования, представителями местной администрации. Они хоть и декларируют на всех уровнях государственно-общественный характер управления, но на деле не очень-то приветствуют активность родителей, расценивая ее зачастую как попытку вторжения дилетантов в стан профессионалов. Они прекрасно отдают себе отчет, что привлечение родителей к управлению ослабит их власть над школой, а вот этого им бы очень не хотелось. И, надо думать, свои позиции они так просто не сдадут.

Что меняется, когда родители становятся реальными участниками образовательного процесса?

Во-первых, у родителей появляется педагогическое сознание: они начинают шире, грамотнее и профессиональнее смотреть на процессы, которые происходят в современной системе образования, у них появляется ответственность за все происходящее в школе.

Во-вторых, с родителями, как признаются директора, работать становится объективно сложнее: по мере того как они вникают в жизнь и проблемы школы, их требования к ней возрастают.

И в-третьих, как ни странно, властные структуры, несмотря на неоднозначное отношение к участию родителей в управлении школой, тем не менее начинают (или, может быть, просто вынуждены?) считаться с мнением общественности и воспринимать ее в качестве посредника между школой и властью. Вот пример из опыта все той же санкт-петербургской школы № 207. Прошлой осенью глава районной администрации имел неосторожность в присутствии родителей дать твердое обещание выделить деньги на аварийный ремонт. А потом, как водится, долго обещание не выполнял, избегал встреч и разговоров с директором школы. Четыре письма директора остались без ответа, но как только на прием к главе записалась председатель родительского комитета школы, не прошло и двух дней, как ремонт был начат.

Какие возникают опасения, когда речь заходит об общественном управлении школой?

Все, кажется, складывается куда лучше, чем можно было предположить. Скоро в каждой школе появится попечительский совет, и многие из высказанных выше вопросов могут разрешиться сами собой. А могут еще больше обостриться.

Не обесценится ли идея государственно-общественного управления именно тем, что попечительские советы будут созданы в каждой школе: и там, где администрация готова делиться с родителями властью, и там, где она даже не может представить себе такую ситуацию? Понятно ведь, что реально попечительские советы будут работать лишь там, где для них созданы условия.

Вроде бы не могут ни региональный орган управления образованием, ни учредитель, ни директор идти против министерского положения. Но где гарантия, что в регионах не издадут свои положения, которые будут противоречить министерскому? В отдельных регионах управленцы уже предлагают свои варианты, которые, увы, не добавляют оптимизма: попечительский совет рассматривается как придаток школьной администрации – отчитывается перед трудовым коллективом, изначально формируется по инициативе педагогического совета, утверждается директором школы.

Впрочем, если попечительские советы создаются только для привлечения в школу денег – а судя по ответам министра в опубликованном недавно интервью “ПС”, все к этому и идет, – то эти опасения отпадут сами собой.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru