Учебный план не соответствует стандарту?
Лицензию не получите!
И не важно, что государственных
образовательных стандартов в России нет. Власть
все равно хочет вернуться к школьному
единообразию
Профессорский вопрос
Забавно, что одним из главных достижений
национальной доктрины образования считается
требование вернуть в школу воспитательный
момент, и особенно в отношении патриотизма.
...На апрельской конференции «Педагогика
развития» во время выступления известного
директора А.Тубельского профессор педагогики
местного университета задала вопрос о том,
должна ли школа заниматься патриотическим
воспитанием. Из самого вопроса следовало, что
работ известного директора профессор не читала,
потому что, как говорят в таких случаях, это был
вопрос с оплаченным ответом. В логике
самоопределения патриотизм, как и любые другие
направления воспитания, есть результат
индивидуальных усилий человека в работе над
собой. Прошу профессоров педагогики не считать
эту фразу определением – хотя бы потому, что
определением реальное знание не передается, а уж
тем более знание педагогическое. В этом месте
необходимо маленькое отступление.
Я теперь все понял: педагогическая наука в лице
докторов педагогики – это, как правило, методика
преподавания, а не острая и болезненная
проблематика развития педагогики. Они знают,
“как надо”. Им никто никогда не говорил, что
наука – это бесконечная цепь сомнений, а не
утверждение в своей правоте. Им никто никогда не
говорил, что ученый – это человек рассуждающий, а
не человек поучающий. Поэтому у теории
педагогики нет своего языка – не нужен. Чтобы
излагать чужие мысли, достаточно чужих слов. От
говорящих чужим языком премудрых «ученых»,
которые за учителя знают, как надо учить, идет
бесконечный поток околонаучного и, строго
говоря, непрофессионального мусора: «модель
выпускника», «формирование личности», «уровень
обученности» и прочая трель.
И вот профессор педагогики задает вопрос о том,
нужно ли в школе заниматься патриотическим
воспитанием? Ответ докладчика известен
большинству присутствующих в зале, интрига в
другом. Время и место дискуссии не слишком
подходящии. И Красноярск – не рассадник
либерализма, и конец 90-х годов – не лучшее время
для критики тоталитарной педагогики. Сегодня в
публичном выступлении говорить, что школа не
должна заниматься патриотическим воспитанием, –
все равно что десять лет назад сказать, что школа
должна заниматься коммунистическим воспитанием.
Но А.Тубельский ответил искренне и даже не
задумываясь, что, мол, нет, школа патриотическим
воспитанием заниматься не должна. Патриотизм –
это личное дело каждого человека.
Дискуссии после этого не было.
То ли у профессора смелости не хватило, то ли
докладчик был слишком убедителен.
Что происходит со школой?
На самом деле в реальной школьной жизни
начинают происходить события, явно
свидетельствующие о резком повороте школьного
корабля назад, к идеологическому абсолютизму.
И дело не только в национальной доктрине.
Вот самый свежий пример.
Готовится Федеральный закон «О внесении
изменений и дополнений в статьи 16 и 33 Закона РФ
«Об образовании».
16-я статья – о том, чтобы детей-сирот, а также
инвалидов принимать в институт или техникум вне
конкурса.
Благое дело. Хотя, тут, конечно, еще бабушка
надвое сказала, надо ли специально выделять одну
или несколько категорий граждан при получении
образования.
А вот 33-я статья – это про экспертизу при
лицензировании. В редакции 1996 года содержание
образования предметом экспертизы при
лицензировании не являлось. В новой редакции
пункт 9 статьи 33 выглядит так: «Предметом и
содержанием экспертизы являются заявленные
образовательным учреждением учебные планы и
образовательные программы (выделено нами. –
А.А.)... В случае признания экспертной комиссией
соответствия указанных учебных планов и
образовательных программ государственным
образовательным стандартам это признание
указывается в лицензии на право ведения
образовательной деятельности».
То, что никаких государственных
образовательных стандартов нет и в этот думский
срок не будет, – это уже привычная деталь. Они
действуют так, будто то, чего нет, есть, а то, чего
быть не может, – вот оно, рядом. Мало того,
подразумевается, что при этом сами стандарты
должны быть в виде учебных планов и программ. А
как же иначе?
Смотрите: вначале принимается поправка о
лицензировании, в которой сказано, что лицензия
выдается при соответствии учебных планов и
программ стандартам. Потом начинается
обсуждение законопроекта о стандартах, ведь
никаких временных, осенних, четвертных, годовых
стандартов быть не может. Государственный, а
точнее, федеральный образовательный стандарт
принимается законом. Или отсутствует.
Так вот начинается разговор о законопроекте по
стандартам. И тут вдруг все вспоминают, что уже
есть статья Закона «Об образовании», где сказано,
что лицензия выдается только тогда, когда
комиссия установит соответствие учебных планов
и программ... стандартам.
Значит, каким должен быть стандарт?
Правильно, он должен состоять из учебных планов
и программ.
А в то время, пока мы все это живо обсуждаем, в
Казани, например, закрыли колледж при
университете, федеральную экспериментальную
площадку. Закрыли, несмотря на протест не только
родителей, но и самого ректора университета.
А в Сургуте выселили из здания и тоже закрыли
школу проектирования, о которой родители писали
к нам в газету: «В школе, помимо государственных
образовательных стандартов и программ,
реализуются инновационные и авторские
программы. Здесь созданы все условия для
развития, воспитания и обучения ребенка,
тщательно продумана планировка здания,
педагогический коллектив инициативен, работает
с большой отдачей, добивается хороших
результатов». Но это вам не экспертная комиссия,
которая сличает учебный план и программы с
госстандартом. Это так, родители, их и в расчет-то
брать не имеет смысла.
Это опять та же позиция: “Я знаю, как надо!”. Это
опять те же “знайки” – от них вся шкода. Учитель
– не знает. Директор – не знает. А уж родители – и
подавно. Нас так учили наши профессора, что все
решает не человек, а бумага: лицензия, стандарт.
В нашей газете была подробно описана история
школы «Азъ» из города Пушкино. Там родители и
дети горой встали за свою школу, директор
голодовку объявила. Но при чем здесь родители,
дети. Начальник руо сказал теперь уже знаменитую
фразу: «Да пусть себе голодает!» Вот уж эти все
начальники обрадуются, когда узнают, что теперь
не школа, не коллектив, не родители отвечают за
программу, а с самого начала никакой лицензии не
будет, если чиновники не утвердят вашу программу.
И самое смешное в этой истории – это то, что
огромное количество школ в России работает
вообще без лицензии. Их как бы «открыли» по
приказу после введения закона «Об образовании»,
они как работали до этого десятки лет, так и
работают. А вот заново открыть теперь школу, или
вести инновационную деятельность, или, по
выражению того же А.Тубельского, «работать не
так» теперь уже станет невозможно. Потому что все
программы и учебные планы станут точными копиями
стандарта. А как же еще? Ну вот приходит пожарник,
и для него все противопожарные меры должны быть
точными копиями его инструкций. Правда, при этом
школы в России горят как свечки. В одной
Иркутской области за этот год случилось уже 27
школьных пожаров. И это по данным областного
Госпожнадзора. А ведь при лицензировании школ
без визы пожарника лицензию не получишь. А все
равно горят!
Но этого не будет с учебными планами и
программами. Тут уж работники инспекции
постараются, тут уж они погуляют с красным
карандашом по программам и учебным планам!
«Представляется, что настоящий проект
федерального закона будет с одобрением
воспринят общественностью».
Так заканчивается пояснительная записка к
проекту Закона «О внесении дополнений и
изменений».
Ну что же, общественность ведь бывает разная.
Это только школы теперь будут одинаковые. А
общественность... какая-то, может быть, воспримет
с одобрением, какая-то – нет. Судя по всему, у нас
ведь демократический централизм возвращается.
...Знаете, есть такой анекдот. Сидит старик на
пепелище. К нему подходит другой: “Что
случилось?” – “Дом сгорел, жена умерла, дочь
сбилась с пути, сын в тюрьме, сижу голодаю, жду
смерти”.
Тот, другой, вздохнул, постоял, покачал головой
и опять спрашивает: «Ну а вообще как дела?»
Как дела у школы?
Самое время заниматься патриотическим
воспитанием.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|