Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/1999

Архив
Александр АДАМСКИЙ

Учебный план не соответствует стандарту?
Лицензию не получите!

И не важно, что государственных образовательных стандартов в России нет. Власть все равно хочет вернуться к школьному единообразию

Профессорский вопрос

Забавно, что одним из главных достижений национальной доктрины образования считается требование вернуть в школу воспитательный момент, и особенно в отношении патриотизма.

...На апрельской конференции «Педагогика развития» во время выступления известного директора А.Тубельского профессор педагогики местного университета задала вопрос о том, должна ли школа заниматься патриотическим воспитанием. Из самого вопроса следовало, что работ известного директора профессор не читала, потому что, как говорят в таких случаях, это был вопрос с оплаченным ответом. В логике самоопределения патриотизм, как и любые другие направления воспитания, есть результат индивидуальных усилий человека в работе над собой. Прошу профессоров педагогики не считать эту фразу определением – хотя бы потому, что определением реальное знание не передается, а уж тем более знание педагогическое. В этом месте необходимо маленькое отступление.

Я теперь все понял: педагогическая наука в лице докторов педагогики – это, как правило, методика преподавания, а не острая и болезненная проблематика развития педагогики. Они знают, “как надо”. Им никто никогда не говорил, что наука – это бесконечная цепь сомнений, а не утверждение в своей правоте. Им никто никогда не говорил, что ученый – это человек рассуждающий, а не человек поучающий. Поэтому у теории педагогики нет своего языка – не нужен. Чтобы излагать чужие мысли, достаточно чужих слов. От говорящих чужим языком премудрых «ученых», которые за учителя знают, как надо учить, идет бесконечный поток околонаучного и, строго говоря, непрофессионального мусора: «модель выпускника», «формирование личности», «уровень обученности» и прочая трель.

И вот профессор педагогики задает вопрос о том, нужно ли в школе заниматься патриотическим воспитанием? Ответ докладчика известен большинству присутствующих в зале, интрига в другом. Время и место дискуссии не слишком подходящии. И Красноярск – не рассадник либерализма, и конец 90-х годов – не лучшее время для критики тоталитарной педагогики. Сегодня в публичном выступлении говорить, что школа не должна заниматься патриотическим воспитанием, – все равно что десять лет назад сказать, что школа должна заниматься коммунистическим воспитанием. Но А.Тубельский ответил искренне и даже не задумываясь, что, мол, нет, школа патриотическим воспитанием заниматься не должна. Патриотизм – это личное дело каждого человека.

Дискуссии после этого не было.

То ли у профессора смелости не хватило, то ли докладчик был слишком убедителен.

Что происходит со школой?

На самом деле в реальной школьной жизни начинают происходить события, явно свидетельствующие о резком повороте школьного корабля назад, к идеологическому абсолютизму.

И дело не только в национальной доктрине.

Вот самый свежий пример.

Готовится Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в статьи 16 и 33 Закона РФ «Об образовании».

16-я статья – о том, чтобы детей-сирот, а также инвалидов принимать в институт или техникум вне конкурса.

Благое дело. Хотя, тут, конечно, еще бабушка надвое сказала, надо ли специально выделять одну или несколько категорий граждан при получении образования.

А вот 33-я статья – это про экспертизу при лицензировании. В редакции 1996 года содержание образования предметом экспертизы при лицензировании не являлось. В новой редакции пункт 9 статьи 33 выглядит так: «Предметом и содержанием экспертизы являются заявленные образовательным учреждением учебные планы и образовательные программы (выделено нами. – А.А.)... В случае признания экспертной комиссией соответствия указанных учебных планов и образовательных программ государственным образовательным стандартам это признание указывается в лицензии на право ведения образовательной деятельности».

То, что никаких государственных образовательных стандартов нет и в этот думский срок не будет, – это уже привычная деталь. Они действуют так, будто то, чего нет, есть, а то, чего быть не может, – вот оно, рядом. Мало того, подразумевается, что при этом сами стандарты должны быть в виде учебных планов и программ. А как же иначе?

Смотрите: вначале принимается поправка о лицензировании, в которой сказано, что лицензия выдается при соответствии учебных планов и программ стандартам. Потом начинается обсуждение законопроекта о стандартах, ведь никаких временных, осенних, четвертных, годовых стандартов быть не может. Государственный, а точнее, федеральный образовательный стандарт принимается законом. Или отсутствует.

Так вот начинается разговор о законопроекте по стандартам. И тут вдруг все вспоминают, что уже есть статья Закона «Об образовании», где сказано, что лицензия выдается только тогда, когда комиссия установит соответствие учебных планов и программ... стандартам.

Значит, каким должен быть стандарт?

Правильно, он должен состоять из учебных планов и программ.

А в то время, пока мы все это живо обсуждаем, в Казани, например, закрыли колледж при университете, федеральную экспериментальную площадку. Закрыли, несмотря на протест не только родителей, но и самого ректора университета.

А в Сургуте выселили из здания и тоже закрыли школу проектирования, о которой родители писали к нам в газету: «В школе, помимо государственных образовательных стандартов и программ, реализуются инновационные и авторские программы. Здесь созданы все условия для развития, воспитания и обучения ребенка, тщательно продумана планировка здания, педагогический коллектив инициативен, работает с большой отдачей, добивается хороших результатов». Но это вам не экспертная комиссия, которая сличает учебный план и программы с госстандартом. Это так, родители, их и в расчет-то брать не имеет смысла.

Это опять та же позиция: “Я знаю, как надо!”. Это опять те же “знайки” – от них вся шкода. Учитель – не знает. Директор – не знает. А уж родители – и подавно. Нас так учили наши профессора, что все решает не человек, а бумага: лицензия, стандарт.

В нашей газете была подробно описана история школы «Азъ» из города Пушкино. Там родители и дети горой встали за свою школу, директор голодовку объявила. Но при чем здесь родители, дети. Начальник руо сказал теперь уже знаменитую фразу: «Да пусть себе голодает!» Вот уж эти все начальники обрадуются, когда узнают, что теперь не школа, не коллектив, не родители отвечают за программу, а с самого начала никакой лицензии не будет, если чиновники не утвердят вашу программу.

И самое смешное в этой истории – это то, что огромное количество школ в России работает вообще без лицензии. Их как бы «открыли» по приказу после введения закона «Об образовании», они как работали до этого десятки лет, так и работают. А вот заново открыть теперь школу, или вести инновационную деятельность, или, по выражению того же А.Тубельского, «работать не так» теперь уже станет невозможно. Потому что все программы и учебные планы станут точными копиями стандарта. А как же еще? Ну вот приходит пожарник, и для него все противопожарные меры должны быть точными копиями его инструкций. Правда, при этом школы в России горят как свечки. В одной Иркутской области за этот год случилось уже 27 школьных пожаров. И это по данным областного Госпожнадзора. А ведь при лицензировании школ без визы пожарника лицензию не получишь. А все равно горят!

Но этого не будет с учебными планами и программами. Тут уж работники инспекции постараются, тут уж они погуляют с красным карандашом по программам и учебным планам!

«Представляется, что настоящий проект федерального закона будет с одобрением воспринят общественностью».

Так заканчивается пояснительная записка к проекту Закона «О внесении дополнений и изменений».

Ну что же, общественность ведь бывает разная.

Это только школы теперь будут одинаковые. А общественность... какая-то, может быть, воспримет с одобрением, какая-то – нет. Судя по всему, у нас ведь демократический централизм возвращается.

...Знаете, есть такой анекдот. Сидит старик на пепелище. К нему подходит другой: “Что случилось?” – “Дом сгорел, жена умерла, дочь сбилась с пути, сын в тюрьме, сижу голодаю, жду смерти”.

Тот, другой, вздохнул, постоял, покачал головой и опять спрашивает: «Ну а вообще как дела?»

Как дела у школы?

Самое время заниматься патриотическим воспитанием.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru