Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/1999

Архив
Александр АДАМСКИЙ

Ритуал как способ выживания

Десять лет перемен: от съезда к совещанию

Что бы это значило?

Десять лет назад, осенью 1989 года, одна учительница со стажем позвонила в редакцию одной из газет и спросила:

– Я слышала по радио, что кто-то собирается съесть учителей, а кто – не поняла. Не разобрала, слышу я плохо.

– А вы ничего не путаете, кто это может есть учителей?

– Да я и сама удивилась, но по радио сказали: “...собирается съесть учителей”. А кто – не сказали. Сказали только, что в Кремлевском дворце.

Тут уж догадались, в чем дело.

Ровно десять лет назад, в декабре 1989 года, собирался съезд работников образования страны. На нем планировали обсудить судьбоносный для образования документ – концепцию развития. Тогда противостояние двух начал – консервативного и новаторского – достигло апогея: материалы ВНИКа “Школа” и АПН обсуждались в каждой школе, и все педагогическое сообщество разделилось на тех, кто поддерживал стратегию развития (приоритет личности, многообразие школ, развивающее образование, общественно-государственное управление, педагогика сотрудничества), и тех, кто выступал за дидактику единой политехнической и сохранение приоритета государства в образовании.

Съезд хотели провести еще раньше, но вместо выборов делегатами назначили тех, кого посчитали нужным назначить органы управления, и поэтому тот, предыдущий съезд отменили, а выборы провели заново. Демократически. А съезд назначили на декабрь.

А по радио это все время обсуждалось, и пожилая учительница вместо “собирается съезд учителей” услышала, что кто-то собирается съесть учителей. Что само по себе, конечно, полный нонсенс и чепуха. Ну кто же это может есть учителей?

Да и зачем?

А вспомнилось это потому, что на прошлой неделе в Москве распространился слух о новой инициативе Министерства образования – провести съезд работников образования, при этом дату называли прямо-таки фантастическую – январь 2000 года.

То есть за два месяца надо будет провести выборы делегатов, да еще и разослать материалы для всенародного педагогического обсуждения.

Что-то здесь не так, говорили все, кто узнавал об этой новости.

Но не прошло и недели, как выяснилось: все так, а “не так” – это у нас, потому что, оказывается, теперь судьбоносные решения принимаются вовсе не съездами, а совещаниями. В правительство уже направлены бумаги для подготовки распоряжения премьер-министра о проведении 17–19 января в Москве, в Кремле, Всероссийского совещания работников образования. Быть по сему.

...Плюс пятьсот гостей

Вообще-то говоря, это смелый поступок – в такой тяжелой ситуации собрать так много педагогов. Судя по всему, Владимир Филиппов решил закрепить свои позиции даже такими рискованными шагами, как всероссийский педсовет. Риск очень велик: учителя по-прежнему бедствуют, очень многие школы не ремонтируются. И это будет сказываться зимой, особенно если где-то, как в прошлом году, будут сильные морозы, а в Сибири и на Урале количество “актированных” дней снова окажется не меньше месяца, а то и двух. Но не только из-за мороза, а из-за того, что полетит школьное отопление. Не нужно быть пророком, чтобы предугадать, что во многих регионах не будет поднята зарплата, не выплатят детские пособия и деньги на методическую литературу.

То есть представители низов приедут в Кремль настроенные агрессивно и потребуют решительных и быстрых мер. А поскольку на таком мероприятии обязательно выступление премьер-министра (президент к тому времени, надо полагать, окончательно потеряет интерес к публичным выступлениям), то подобное легко прогнозируемое состояние учительской части всероссийского совещания должно получить такую же ответную реакцию от премьер-министра.

Что это может быть?

Запомним пока этот вопрос, мы вернемся к нему чуть позже.

Основная часть участников предполагаемого совещания – образовательная номенклатура.

Вообще какова схема подбора и назначения кадров для участия в такого рода мероприятиях?

Ох, для ответа на этот вопрос придется вспомнить почти забытый опыт советских совещаний, на которые привлекались представители территорий.

Опытные руководители наверняка помнят эту схему и, может быть, даже порадуются ее возвращению.

Итак. Начальные условия задачи: быстро собрать Всероссийское совещание работников образования, по возможности управляемое.

При этом понятно, что ни по первому, ни по второму условию съезд не проходит. И долго готовить, и с управляемостью могут возникнуть проблемы.

А дело в том, что система образования, объективно говоря, еще год назад стояла на грани полной потери управляемости. Шаги, которые предпринял министр В.Филиппов, хоть и казались формальными и стратегически неэффективными – принятие пустой Федеральной программы развития, разработка и активное продвижение национальной доктрины, тоже особыми признаками содержательности не отличающейся, – в глазах политического истеблишмента создали видимость управляемости в системе образования.

Все сказали – и в правительстве, и в Думе:

– Смотрите, там у них в образовании и какие-то вопросы удается решать. С ними надо считаться. И премьер их поддерживает.

При этом торможение законопроекта о стандартах, довольно нейтральное отношение к саморазвивающейся ситуации с переходом на двенадцатилетнее обучение, инициирование указа президента о попечительских советах и очень-очень скрупулезная работа с советом региональных руководителей создали предпосылки и для управляемости внутри системы.

Теперь системе образования крайне необходим очень эффективный шаг, демонстрирующий, что там наведен порядок, что системные решения могут претворяться в жизнь, что государству возвращена возможность влиять на жизнь народа через систему образования.

Таким эффективным мероприятием всероссийского масштаба может стать совещание работников образования.

Как его собрать? Снова обратимся к опыту советских аппаратчиков.

Начальные условия: собрать совещание с равным представительством от всех регионов.
Решение: берем общее количество работников образования в регионе, умножаем на 0,001. Получаем общее количество участников от территории, дальше уточняем по категориям: дошкольники, учителя, директора и так далее. После этого пишем письмо первому секретарю обкома... ой, извините, конечно, губернатору и просим согласиться с решением правительства о проведении 17–19 января 2000 года Всероссийского совещания работников образования и обеспечить участников совещания по категориям согласно представленной квоте.

От общего образования будет 2200 человек, от профессионального – тоже 2200 плюс 500 человек гостей – как раз на Кремлевский дворец.

Маятник управления

Ничего страшного, никто никого не съест.

Совещание – это хорошо знакомый всем ритуал: президиум, секции, доклады, проект решений, голосование.

Основной вопрос: национальная доктрина.

Системе в преддверии усиления бюрократического капитализма нужна мощная идеологическая основа для оформления решений в бессодержательном пространстве кабинетов власти. Тем более что особо спорить по тексту национальной доктрины нет необходимости.

Кроме того, непринципиальные для правительства вопросы необходимо либо вывести из повестки дня, либо одобрить их решение. Ну в самом деле, что это за тягомотина с двенадцатилеткой? По этому вопросу возможна дискуссия. Но необходимо решение: или – или.

И со стандартами тоже. И с межбюджетными отношениями, с передачей части финансирования на региональный уровень. Надо решать, куда двигаться.

А теперь – помните? – о том, что от премьера будут требовать радикального решения.

Это та самая главная, но пока неизвестная причина, по которой решение созвать такое совещание было сразу, минуя аппарат правительства, доведено до премьера и будет быстро принято.

Вполне возможно, что резолюция нынешнего президента на одном документе – “Школа должна быть государственной” – станет тем самым решительным шагом, на который пойдет нынешний премьер-министр в самом начале своей президентской кампании.

Слово “совещание” ни с каким другим не перепутаешь – не то что слово “съезд”. Правда, могут возникнуть ассоциации с возвращением в прежнюю стилистику ритуальных коллективных мероприятий. Но система образования слишком уж заждалась крупных решений, слишком устала от безвременья.

Да и объективности ради надо признать, что бурный съезд десятилетней давности остался в памяти разве что только у историков и самих его участников.

Прошло ровно десять лет. Можно сказать: время романтиков и реформаторов в образовании сменилось временем консервативных прагматиков, знающих толк в аппаратной работе и умеющих “готовить вопрос” так, чтобы он был не только принят, но и выполнен.

Маятник качнулся в противоположную сторону. Начинается период консерватизма: кто не успел реализовать свои революционные замыслы, пусть отложит их лет на десять.

До следующего съезда. Или до следующих выборов.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru