Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/1999

Архив
Ярославская область
Валентина ГУСЕВА

Пять историй про директора

В каждой из них есть своя маленькая деталь, в которой раскрывается все искусство педагогики

Читатель не мог не запомнить имя этого удивительного человека. Вспомните: “...взмахнет быстро этим самым белым платочком, протрет невидимое и смотрит, потом протянет нараспев жестокосердный: чис-то-та!” (“ПС” № 86 от 6 сентября 1997 года. Статья Татьяны Щербаковой о директоре московской гимназии № 1543 Юрии Владимировиче Завельском).
О директорах пишется не так уж часто, а ведь Юрий Владимирович прав, назвав работу директора адской, требующей “эрудиции Аскадии, красоты Афродиты, выносливости Геракла, бескорыстия святой Клары и финансового гения Генри Форда”. Вот так-то!
Поэтому, когда молодой учитель приходит в школу, бывает очень важно, какое из этих лиц будет в директоре преобладать. И я вдруг стала вспоминать имена и судьбы директоров, с которыми меня когда-либо столкнула школьная жизнь, стала собирать воедино кусочки мозаики: события, факты, смешные истории. А когда целое полотно сложилось (ничего серьезного, так, пустяк), я вдруг увидела человека, с которым всю жизнь хотела работать. Я увидела директора своей мечты.

Про урок одного урока

Прошлой зимой случился в нашей школе семинар директоров. Событие далеко не рядовое. За всю мою школьную жизнь – второй случай. Первый – четверть века назад, когда я, молодая и слишком в себе уверенная, сочла за честь дать открытый урок на семинаре директоров. Было даже приятно, что столько умных и солидных людей пришли меня посмотреть и послушать.
Прошли годы. Взгляд на профессию и на свое место в ней очень здорово изменился, появились сомнения и даже некая доля страха. Поэтому, широко раскрывая двери класса для гостей, я, естественно, не могла скрыть предательское подрагивание пальцев.
Урок закончился. Каким он был – не мне судить. Подошли после урока гости, чтобы сказать о своих впечатлениях, ободрить (спасибо всем!). Но только один сначала взял в свои теплые ладони мои холодные руки, согрел их, дал мне возможность успокоиться, а потом стал говорить об уроке. Наверное, и слова были добрыми – каюсь, не помню. А вот пожатие рук – словно подарок, мгновение, каких и за всю жизнь не так уж много припоминается: истинное участие – такая большая редкость.
Вот этим, по-моему, отличается очень хороший директор от просто директора.

Про сапоги и пыльный гербарий

Молодой паренек (студент-заочник) из средней сельской школы пришел в другую сельскую школу, правда, восьмилетку, пришел работать учителем. Принес с собой вместо знаний огромное желание стать учителем настоящим. Он попал в хорошую школу, в которой царил свой особый порядок, поощрялись инициатива и творчество, но и жестко контролировалось все – от рабочих планов до наличия на уроке “ненаглядных”, как шутили учителя, пособий.
Паренек еще только проходил “курс молодого бойца”, как директор решила наведаться к нему на урок.
В этот день планировали (в случае солнечной погоды) идти в колхоз убирать картошку, поэтому молодой учитель предусмотрительно надел сапоги.
Урок прошел хорошо, директор даже отметила некоторые его успехи. И только в конце добавила: “Жаль, что гербарий был пыльный и учитель – в сапогах”.
Вот и все. Мимолетная фраза. Прошло много лет. Паренек сделал блестящую карьеру, о школе вспоминает только по семейным обстоятельствам: жена – учительница. Но урок, преподанный директором, помнит до сих пор.
В его начальственном кабинете – ни пылинки, и в любую погоду подчиненные видят его в начищенной обуви.

Про плотника в парадном костюме

Очень солидная городская дама привезла свою дочь на работу в сельскую школу. Было пасмурное слякотное утро, и как-то не верилось, что двери школы окажутся открытыми. Оказались. Более того, со второго этажа доносился веселый перестук молотков. Поднялись по широкой лестнице, увидели бригаду ремонтников. На их вопрос один из рабочих попросил спуститься и подождать внизу: директор скоро будет.
Спустились. Подождали, но директор не заставил их ждать долго. Очень скоро в дверях школы появился элегантный мужчина средних лет с тщательно зачесанными густыми волосами, в парадном костюме и галстуке.
Мамаша как-то очень внимательно и недоверчиво всматривалась в лицо директора, ей казалось, что она уже видела это лицо, видела совсем недавно.
Но вскоре ее сомнения развеялись полностью, директор очаровал ее речью, манерой общения, а более всего тем, с какой любовью рассказывал о своей школе. И она решила, что дочери с директором повезло.
Она и по сей день не догадывается, что видела директора среди плотников, ремонтировавших школу. В рабочей кепке, сапогах, с молотком в руках он не решился представиться горожанкам. Выбрался на улицу через окно. Сбегал домой, благо в деревне все рядышком, переоделся и предстал в образе директора.
Шутка, а говорит о человеке много.

И про личную жизнь

Мы с ней работали под началом одного директора. Хочу проверить свои ощущения, задаю ей вопрос: что осталось в памяти? На этот простущий вопрос она почему-то ответила не сразу. Улыбнулась, да так и застыла с этой блаженной улыбкой, уносясь в свою, теперь уже не очень близкую юность, а потом вдруг заговорила горячо, взволнованно:
– Я страшной спорщицей была. Директор свое доказывает, а я – свое. И так после каждого посещенного урока. А к середине года она совсем неожиданно заявила: “Вижу, что вы уже состоявшийся учитель. Я не стану больше посещать ваши уроки: будете работать на доверии”. Так и работаю с тех пор, изо всех сил стараюсь, уж и директор сменился, а я все боюсь то доверие не оправдать.
Но это не самое главное, что хранит моя память о первом директоре. Главное, она понимала, что мы молодые, нас тянет домой, у нас где-то остались любимые, без которых нам очень одиноко. Мы еще не втянулись в работу, и неделя нам казалась непомерно длинной.
Поэтому она всегда давала нам второй выходной в субботу или в понедельник. Ворчали старики, вернее, давно работающие учителя, но она умела их убедить, будто и сама была уверена в том, что не может хорошо учить детей человек несчастный. И вот это понимание – самое главное.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru