Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/1999

Архив
Елена Литвяк, Елена Хилтунен

Много ли мы знаем о младшем мире?

Прежде чем вторгаться в него своими словами и требованиями, попробуем на минуту превратиться в детей!

И все-таки существуют два мира – мир детей и мир взрослых. В чем-то они похожи, в чем-то разные. Много усилий тратится, чтобы достичь взаимопонимания. Дети ходят в школу, постигают законы нашего взрослого мира. А взрослые считают, что они и так все знают о детях. Вот и стоят перед закрытой дверью в пространство детства.
Мы решили начать в газете новую рубрику, такую маленькую школу для взрослых, где главным предметом будет искусство видеть ребенка. Мы попытаемся рассказывать в ней о маленьких и больших секретах детского мира, в которые каждый день посвящают нас дети. Надо только захотеть их услышать.

Попытка стать ребенком

Однажды профессор психологии с мировым именем, известный как замечательный лектор, предложил своим ученикам приготовить к лекции вместо тетрадей и карандашей обыкновенные маленькие коврики, как для занятий утренней гимнастикой. Когда все собрались, он сказал:
– Вы хотели узнать, как развивается человеческое дитя и что составляет общую психическую сущность человека. Вы это узнаете!
Он велел студентам расстелить на полу свои коврики и лечь на них, приняв позу зародыша.
– Долгое время, – начал профессор, – ребенка считали существом, лишенным психической жизни. Полагали, что родовые муки испытывает только мать. Но потом пришли к выводу, что материнские страдания ничто по сравнению с теми, что испытывает новорожденный, не имея возможности пожаловаться и ощущая невероятную физическую усталость. Появившись на свет, малыш оказывается перед необходимостью приспосабливаться к совершенно новой для него обстановке.
– Что вы чувствуете, молодые люди, превратившись на несколько минут в новорожденных? – спросил профессор своих учеников, лежащих на ковриках.
– Ужас, – проговорил один, – зачем вы толкаете меня в этот страшный мир?
– Желание прежней абсолютной тишины, – сказал другой, – мне невыносима какофония звуков, наступающая на меня лавиной. Как мне дышать, глотать, как переносить перепады температуры, силу земного притяжения?
– Я испытываю потрясение, сравнимое со страхом одиночества, – заключил третий.
Профессор сделал паузу, словно за минуту пронеслось несколько недель человеческой жизни.
Потом он сказал:
– Чтобы найти правильный ориентир, необходимо признать следующий факт: психика человека имеет приоритет в развитии, а части тела находятся некоторое время в состоянии ожидания, готовясь подчиниться ей. У психического развития нет пределов, и в значительной степени оно зависит от нашей возможности использовать инструмент познания, преодолеть пути бессилия. Все это происходит внутри человека.
Однако психическое развитие несет в себе одну тайну: в каждом ребенке имеются скрытые возможности, присущие только его личности. И выявить эти возможности до поры до времени нам не представляется возможным. Мы в состоянии только наблюдать разворачивающуюся жизнь.
Развитие психики подталкивает каждого к освоению мира. И если наша помощь ребенку будет соответствовать нашим наблюдениям за ним, мы увидим, как быстро станут развиваться его потенциальные возможности.
Ни философы, ни ученые, ни тем более чиновники не в силах придумать и навязать нам тот или иной метод обучения. Только природа, установившая законы развития человека, может диктовать обучающие методы, которые будут иметь определенную цель – исполнение жизненных потребностей и законов. И только сам ребенок может выявить эти законы и эти потребности своими спонтанными реакциями, своим настроением, своими успехами. Мы заметим это по тому, спокоен ли он, счастлив ли. Мы должны учиться у него и помогать ему всем, чем возможно.

С высоты его маленького роста

Не станем пересказывать лекцию знаменитого профессора до конца. Скажем только, что за несколько часов перед студентами пронесся и был воспринят ими через ощущения феномен человеческого детства в его страданиях и достижениях, во всем своем величии. Нет более сильного воспитательного приема для взрослых, чем сделать попытку на некоторое время превратиться в ребенка, взглянуть на мир с высоты его маленького роста. Но этот миг станет разгадкой секретов детства, придет осознание, что образование – это не столько ответственность учителя, сколько естественный процесс развития. Для многих это может стать революцией, ведь окажется, что образование происходит не благодаря восприятию детьми слов взрослых, а представляет собой накопление опыта практических действий, самостоятельных открытий, которые ребенок черпает в окружающем его мире. И это в равной степени относится как к малышам дошкольного возраста, так и к школьникам младших и более старших классов.
Много ли мы знаем о младшем мире? Чувствуем ли его так, как мир взрослых? А ведь дети – они другие. И с ними нельзя жить по нашим взрослым законам.

А вот это стоит попробовать!

Обычно взрослые не замечают, как они разговаривают с детьми. Важно ведь, что сказать, кажется, что слова сами по себе обладают магической силой. Вот учитель объясняет задачу, стоя у доски. Говорит громко и отчетливо, правильным русским языком, а дети переспрашивают, словно бы не слышат. Проходит учительница по рядам во время диктанта, останавливается возле парты, заглядывает в тетрадку через плечо ученика, склоняется над ним, и он весь как-то сжимается, а учительница торопит, настаивает: ну думай же, думай!
А вот совсем другая картинка: девочка сидит за столом, старательно раскладывая карточки со словами к фигуркам, пробует читать. Видно, что занятие совершенно новое, незнакомое, она вертит головкой туда-сюда в поисках помощи. Учитель подходит тихонько к ее столику и неслышно присаживается на корточки. Берет карточку со словом, прочитывает и показывает, как действовать. Девочка внимательно смотрит и с удовольствием повторяет. Через две минуты она продолжает заниматься совершенно самостоятельно и отвлекается только пятнадцать минут спустя.
Странная на первый взгляд позиция: взрослый на корточках, чуть ли не на коленях и именно так объясняющий ребенку важные вещи. Во-первых, это же очень неудобно, а во-вторых, не скатится ли на пол и его педагогический авторитет? – скажут недоверчивые.
Наоборот, стоит попробовать – и начинают происходить удивительные вещи: ребенок не только с первого раза слышит взрослого, но и гораздо охотнее с ним общается. Почему это так? Представишь себя маленькой девочкой и чувствуешь, как это на самом деле неудобно, когда у тебя над головой разные взрослые что-то такое говорят, а ты все время вынужден задирать голову, чтобы отвечать или спрашивать. Неприятно чувствовать себя опекаемым, зависимым и вынужденным подчиняться, а именно это прочитывает ребенок в позе взрослого, стоящего перед ним во весь рост, а то и нависающего всем телом. Вот и сопротивляются дети по мере сил, а взрослые искренне удивляются, почему надо столько раз объяснять одно и то же.
Совсем другое дело, когда ребенок видит глаза взрослого. Он чувствует: никто не собирается посягать на его самость, поучать и манипулировать. С глазу на глаз обычно происходят разговоры близких людей, и если при этом один другого чему-то учит, это не воспринимается как научение. Поэтому ребенок с удовольствием обсуждает учебные и неучебные проблемы, если взрослый подсядет к его парте на корточках или устроится рядом на маленьком стульчике.
Родители, воспитывающие совсем маленьких детей, много времени проводят на полу, они чувствуют – так общаться с ребенком гораздо легче. Ведь их малыш, который еще под стол пешком ходит, только и видит, что ножки стола и ножки стула. Все остальное теряется для него где-то в заоблачных высях. Потому он часто и не реагирует на взрослые слова, сказанные довольно сердитым голосом откуда-то сверху. Сложно общаться с человеком, если видишь только его длинные ноги.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru