Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/1999

Архив

Осенний фестиваль “Эврики”

Дважды в год, в апреле и сентябре, собирается на свои сборы эвриканская сеть.
Первый сбор, апрельский, – «Эврика-Авангард»: это представление самых интересных образовательных проектов не только российских, но и зарубежных.
Сентябрьский сбор – фестиваль «Авторская школа». Начиная с 1997 года «Авторская школа» – это финал конкурса культурно-образовательных инициатив на статус «Федеральная экспериментальная площадка».
Конкурс длинный: он начинается в январе, а приказ министра
о присвоении статусов выходит, как правило, в ноябре. И с января следующего года снова начинается новый конкурс.
Сегодня – отчет об «Авторской школе» и о жизни эвриканской сети.
Ежегодно самому яркому проекту вручается педагогический “Оскар” – статуэтка «Эврика». В этот раз обладателем «Эврики» стала маленькая школа из Кабардино-Балкарии – школа №2 города Тырныауз Эльбрусского района. Директор Х.О. Гулиев.
...Эвриканская сеть – это не только Федеральные экспериментальные площадки. Так случилось, что сегодня единственной официальной формой поддержки инновационных проектов стал статус «Федеральная экспериментальная площадка». Но как поддержать те школы, которые отличаются от других – не экспериментами, а другими формами авторства: самобытностью отношений учитель – ученик, попыткой освоения уже известных, но мало применяемых методик или необычным укладом школьной жизни – так называемым скрытым содержанием образования.
В этом году все участники фестиваля «Авторская школа» стали обладателями нового статуса – «Автор культурно-образовательной инициативы». Эта идея принадлежит координатору экспертных групп совета по ФЭП – профессору из Санкт-Петербурга Олегу Лебедеву.
И все согласились: необходимо поддерживать педагогическое авторство, необходимо, чтобы эвриканская сеть расширялась разными формами инновационных школ.
И еще. Очень трудно оказалось преодолеть традиционное отношение к экспертизе как к проверке, как к инспекции. В первый день фестиваля договорились: экспертиза культурно-образовательных инициатив – это не экзамен авторов перед экспертами. На «Авторской школе» экспертиза – это совместная деятельность авторов и экспертов. Общая задача в том, чтобы вместе определить, куда направлен вектор развития российского образования. Ведь общая реальная стратегия управления развитием школы не задается сверху – она складывается из авторских инициатив, из тех проектов и школьных авторских идей, которые рождаются в головах учителей и директоров, а не только в кабинетах органов управления.
...Оказывается, это очень трудно – заметить и поддержать то, что только начинается, то, что еще не дает ощутимых результатов, а лишь оформляется в проект будущего.
Так постепенно и складывается модель государственно-общественного взаимодействия: когда идеи распознаются и поддерживаются всеми вместе – авторами, экспертами и чиновниками.


Мы хотим рассказать о некоторых самых интересных, на наш взгляд, проектах, которые получили в этом году статус “ФЭП” – Федеральной экспериментальной площадки. Надеемся, они настроят вас, дорогие читатели, на боевой эвриканский лад и вам захочется принять участие в “Авторской школе” следующего года.
Читайте и решайтесь!

Тема:
“Педагогика самоопределения: гуманитарное образование как средство индивидуально-ориентированной педагогики”
Адрес: Барнаул, АИПКРО
Автор: директор, к.ф.н. А. Попов

Педагогов, которых не устраивает современная школа, можно разделить на два типа: одни, несмотря на все недовольства, приспосабливаются к тому, что есть, другие пытаются создать новую модель, соответствующую их представлениям о современном.
Педагог из Барнаула Александр Попов, безусловно, относится ко вторым. Несколько лет назад, будучи студентом пединститута и уже работая с детьми, он понял, что школа сильно отчуждена от человека: предметность, специализация разбивают целостное восприятие мира. Тогда-то он и поставил перед собой задачу – создать школу, которая дает ребенку возможность попробовать себя в какой-то реальной деятельности.
Три года назад в Барнауле появилась Школа гуманитарного образования – учреждение дополнительного образования для старшеклассников, в котором учатся ребята из пяти регионов: Алтайского края, Томской, Кемеровской и Новосибирской областей, Восточного Казахстана. В школе три направления: управление и менеджмент, философия и методология, педагогика и психология. Вообще она больше похожа на виртуальную: нет ни зачетов, ни предметов, ни экзаменов, ни учителей. В ней дети не учатся в традиционном понимании этого слова, а получают задачи.
Четыре раза в год во время каникул старшеклассники собираются на сессии, между сессиями каждый из них работает над своим социальным проектом.
Первая сессия называется “Миры профессиональных историй”. В первый день ребята знакомятся с жизнедеятельностью выдающихся людей, таких, например, как Столыпин, Выготский, Сахаров, Бродский, – театральные постановки помогают разыграть те или иные проблемные ситуации из их жизни. Ребята задаются вопросом: что за этим стоит – профессиональное самоопределение или жизненное? На следующий день приходят профессионалы: среди приглашенных могут быть мэр, губернатор, известный журналист. Дети с помощью экспертных вопросов пытаются понять, что этими людьми движет: деньги зарабатывают, культуру делают или это хобби у них такое? В ходе обсуждения возникают другие вопросы: какие на территории Сибири должны быть профессии, чтобы они и человека устраивали, и на развитие региона работали?
Вторая сессия – “Миры социальных историй”. Ребята анализируют, в какой общественной страте, с какими силами, в том числе и политическими, они живут сегодня и как могут жить, исследуют социальные процессы, происходящие в регионе.
Третья сессия – “Миры мыслительных форм” – рассчитана на исследование философских, методологических, научных логик, которыми они пользуются. Разобраться с этим помогают ученые.
И, наконец, последняя сессия – “Миры гуманитарных технологий”. Задача этого мозгового штурма – зафиксировать, в каких полях – рекламных, политических, педагогических – живет человек, какие технологии на него влияют и как их выстраивать.
Опыт показывает, что одного такого цикла недостаточно, поэтому обучение в школе длится два года: сессии те же самые, но позиция ученика меняется – он теперь становится стажером и непосредственно участвует в организации всех сессий.
Наиболее крупные проекты, которые удалось реализовать ребятам, – это издание газеты и создание детско-юношеской организации. В том, что школа, представляющая собой модель открытого образования, необходима городу и краю и может серьезно влиять на их развитие, жители убеждаются все чаще и чаще. Она становится популярной в среде политиков, предпринимателей, которые не делят образование на основное и дополнительное.
Ребята получают заказы на исследовательскую деятельность, некоторые проекты имеют финансовую поддержку.  Так что конкуренцию, причем серьезную, основной школе ШГО, похоже, уже составила. А сможет ли она все-таки оказаться в стенах обычной школы? Александр Попов считает, что сможет, но при условии, если ее роль окажется ведущей: система открытого образования предъявит свои требования и к учебному процессу, и к учителю. Пока говорить о создании такой школы рановато, но лет через пять Александр Анатольевич обещал попробовать.

Тема:
”Совместная продуктивная деятельность учащихся, учителей и родителей как условие соразвития педагогического коллектива и каждой личности в многопрофильной гимназии”
Адрес: Челябинск, школа №77
Авторы: директор школы В.Брюхова, заместитель директора Л.Сайфутдинова

В школе, где накануне нового учебного года между учениками, учителями и родителями проходит подписание тройственного союза, определяющего права и обязанности всех сторон, где три первых сентябрьских дня в каждом классе уходят на то, чтобы всем вместе спланировать жизнь на предстоящий год, все, наверное, должно быть устроено по-другому, не как обычно.
Так и происходит: ни одна проблема в челябинской школе № 77 не решается без родителей и детей. Право голоса в равной степени имеют и директор, и председатель родительского комитета, и президент планеты Добра и Справедливости (так трогательно называют тут школьный коллектив). Иногда дело даже доходит до спора: кто же все-таки из них в школе главный?
Впрочем, спорят они недолго, все силы и энергия уходят на то, чтобы создать в школе особую атмосферу взаимодействия и сотрудничества.
Идею подсказали сами родители. Район, где находится школа, – один из самых промышленных в городе, не имеющий на своей территории ни вузов, ни музеев, ни театров. Культурными центрами могут стать школы, но там все не так гладко. Система прежних ценностей и отношений разрушена, новой взамен не создано. Бесконечные призывы к гуманизации и демократизации школьной жизни натыкаются на прагматичный вопрос: как это сделать? В общем, дело шло к революционной ситуации, когда мудрые родители поняли, что решать все школьные проблемы можно только объединившись – между собой и с учителями. С этим и пришли в школу.
Педагоги тоже понимали, что жить по-прежнему больше нельзя, но не знали, с чего начать изменения. Заручившись поддержкой родителей, стали действовать решительнее.
Встреча с психологом Валентиной Ляудис и знакомство с ее технологией совместной продуктивной деятельности (СПД) оказались как нельзя кстати. Взаимодействие и сотрудничество, на которых построена технология, – это то что нужно. Но оказалось, что это новое качество нужно еще суметь вырастить.
Автор технологии считает, что выращивание новых отношений происходит в деятельности. В СПД важен не только результат, но и процесс подготовки, в котором каждый берет на себя какую-то роль: один – генератор идеи, другой – организатор, третий – исполнитель. Каждый проявляет те качества, к которым готов в данный момент.
Высший пилотаж совместной продуктивной деятельности – решение социально значимых задач.
Школа находится на берегу озера, которое хоть и является памятником культуры, никем не охраняется, рассказывают директор школы Вера Брюхова и заместитель директора по науке Любовь Сайфутдинова. Там же, на берегу, трубопрокатный завод, отходы которого сбрасываются в озеро. Мы поставили перед собой задачу – благоустроить эту территорию. Но прежде чем организовать субботники, расспросили работающих на этом заводе родителей, что сбрасывается, в каком количестве, насколько это опасно, подключились к юристам, обратились в администрацию района. Затем ребята писали сочинение на экологическую тему, после чего выпустили листовки, а когда их редактировали, попутно вспоминали правила русского языка. Такой вот комплексный подход.
А три года назад взяли шефство над интернатом, который находится в этом же районе. Был день святого Валентина, который отмечается в школе всегда широко, и вдруг кто-то из ребят предложил: а почему бы нам не устроить такой же праздник любви и добра в интернате? Теперь операция “Милосердие” стала традицией.
Есть задачи и попроще – на первый взгляд они не имеют социальной значимости, но скорее всего результат, на который они работают, просто оттянут во времени. Например, зашел разговор о проблеме здорового образа жизни. Как показать ребятам, что здоровье – это ценность, как убедить их, что заботиться о здоровье необходимо? Эти вопросы обсуждались на протяжении месяца, как обычно, подключились и родители. А потом составляли задачи на валеологические темы – самые интересные из них войдут в сборник задач (с фамилией автора, разумеется), которым будут пользоваться ученики этой же школы (а может быть, и не только этой).
Или вот еще пример. Прошлой зимой в городе свирепствовал грипп. Задумались: как предотвратить его в школе? Организовали фиточай, кислородный коктейль, ежедневно в каждом классе меняли на тарелке чеснок. Педагогов немало удивила трогательная забота детей друг о друге. В результате дети начальной школы не ходили на карантин.
В общем, педагоги школы № 77 убедились, что без общественного управления школе сегодня не выжить. Но собираются ли они допускать родителей к реальному управлению – к распределению бюджетных денег, к участию в изменении содержания образования?
Пока они не говорят решительного “да”, впрочем, не говорят и категоричного “нет”. Может быть, уже серьезно задумываются над этим?

Тема:
“Школа как центр интеграции основного, дополнительного и домашнего образования”
Адрес: Санкт-Петербург, негосударственное образовательное учреждение “Унисон”
Авторы: директор Л.Чиховская, Л.Герапинович

Очень интересный проект представила на экспертизу частная школа “Унисон” из Петербурга, созданная в 1995 году по просьбе родителей для детей, которые уже четыре года до этого обучались в Школе раннего развития в Аничковом дворце. Традиции работы с детьми в рамках дополнительного образования стали традициями работы школы. Демократичные отношения в кружке между взрослым и ребенком, возможность собственного выбора деятельности стали частью школьной атмосферы. Учителя попытались соединить в ежедневной образовательной практике основное, дополнительное и домашнее образование. Цель эксперимента звучала, мягко говоря, обобщенно – раскрытие природных возможностей ребенка. Но практически сразу авторы проекта – Лариса Рудольфовна Герапинович и Лариса Викторовна Чиховская постарались объяснить, что конкретно стоит за этим. Возникло ключевое слово “среда” как основа этого эксперимента, которую и собираются выстраивать учителя вместе с родителями. Такое сотрудничество считается в школе очень важным, потому что ребенок образовывается не только на уроках. Среда образуется из множества мелочей – из возможности приходить в школу отдохнувшим и выспавшимся в 9.30, из приветствия учителя, интересующегося ежедневным состоянием ребенка, из непохожести некоторых учебных занятий на уроки.
Педагогами школы разработана программа “Малыши в Эрмитаже” для детей 6–9 лет, в основе которой идея совместного посещения музея мамой, папой и дочкой, когда родители становятся главными учителями. Это оказывается гораздо эффективнее, чем вести в музей весь класс. Общаясь с собственными родителями по поводу искусства, ребенок, во-первых, целиком сосредотачивается, потому что никто из одноклассников не отвлекает его, а во-вторых, он может вместе с родителями пережить новые, особенные ощущения, говорить с ними об этом, а не только об уроках.
Такая программа – часть целенаправленного сотрудничества с родителями. Как говорит Лариса Рудольфовна, важно, чтобы родители были не просто проинформированы о процессах развития своего ребенка, его достоинствах и недостатках, а становились бы сначала соисполнителями проектов, а потом авторами и соавторами, выстраивая вместе с учителями и при участии детей образовательные программы.
Кроме привычных всем родительских собраний, в школе существует родительский клуб, где взрослые имеют возможность обсуждать проблемы воспитания, получать индивидуальные консультации. А главное, как говорит Лариса Викторовна, – чувствовать значимость собственной родительской миссии.
Основные способы обучения в “Унисоне” – собственный опыт, переживания, вовлечение в образовательный процесс важных для ребенка проблем, формирование универсальных методов познания через межпредметное обучение, а не изолированное друг от друга изучение наук, искусств и ремесел. Дополнительное образование при таком подходе ставится даже не рядом с основным, а видится его составляющей частью.
– Почему родилась идея такой интеграции? Потому что в дополнительном образовании нам видится огромный неиспользованный потенциал. Мы подумали: почему бы не построить образование на тех основаниях, которые приняты, например, в детских клубах, – на личном участии в процессе и личной заинтересованности, отношениях сотрудничества между взрослым и ребенком? Поэтому мы и взялись строить модель такой школы.

Тема:
”Развитие муниципальной системы образования Буйнакского района Республики Дагестан в целях создания рынка образовательных услуг, удовлетворяющих потребности агропромышленного сектора района, функционирующего в условиях становления новых экономических отношений”
Адрес: Республика Дагестан, Буйнакск
Автор: Буйнакское районное управление образования

Еще за день до начала фестиваля заместитель начальника Буйнакского районного управления образования Абий Абиев ходил в камуфляжной форме. Сразу после взрыва в Буйнакске был организован штаб отряда народного ополчения, а Абий Магомедович возглавил в нем оперативный отдел. До последнего дня он не был уверен, что приедет.
И все-таки приехал. Он считает, что общественные институты учительства – это единственная сегодня сила, на которую может опереться государство, и что возрождение страны невозможно без развития образования. Школа сегодня осталась носителем хороших традиций и идеалов. На августовском совещании в зале, где собрались учителя, был вывешен плакат: “Благополучие страны – через образование”.
– На ближайшие десять лет, – говорит Абий Магомедович, – это наш основной лозунг.
И народ, судя по всему, не утратил доверия к школе. Нынешний учебный год в Буйнакском районе должен был начаться в конце сентября. Работники управления образования объехали все города и села, чтобы сообщить эту весть и успокоить жителей, – так безопаснее. Но 1 сентября учителя, ученики и их родители все как один пришли в школы.
Основная идея, которую привез Абий Магомедович на “Авторскую школу”, – как подготовить новое поколение детей к рыночным условиям.
– В основе любой политики и идеологии лежат экономическое благосостояние и благополучие. Ну не могу я говорить ребенку о добром, вечном, если ему нечего есть или не в чем идти в школу. Очень важно научить школы самостоятельно зарабатывать, и мы пытаемся это делать: многим школам района мы выделили землю в бессрочное пользование – от 5 до 30 гектаров. Вид деятельности школе предложено выбрать самой, форму организации – малое предприятие, кооператив, акционерное общество – тоже. А учредителем пусть станет педагогический коллектив, у которого помимо организаторских способностей есть еще и огромная ответственность.
Идея развития района (региона, города, села) через образование сегодня все больше и больше становится популярной. Но Буйнакскому району, как никакому другому, воплотить ее в жизнь будет не просто, и Абий Магомедович это хорошо понимает: поколение, на которое он и его единомышленники делают ставку, слишком рано испытало ужасы войны, понадобится немало сил и времени, чтобы восстановить психику девчонок и мальчишек, которых выводили из родного дома под дулом автомата, на глазах у которых мучили и убивали мать, отца, брата, сестру.
Война стала рубежом между прошлым и будущим.

Тема:
”Трехступенчатая система формирования
и развития экологической культуры учащихся”
Адрес: Орел,средняя школа № 18
Авторы: директор школы М.Коренев, А.Павлов

Если устроить жизнь в школе так, чтобы все – и маленькие, и большие – жили не просто рядом с миром природы, но в нем самом, может получиться интересный эксперимент. Учителя орловской школы № 18 разработали целую систему экологического образования, которое осуществляется не только в классе, хотя всевозможные звери приходят к ребятам прямо в класс.
А бывает и так – на перемене на стене появляется объявление: “Занятия будут проходить в зеленом классе”. И ребята мчатся в раздевалку переобуваться, потому что сегодня урок биологии – на берегу пруда, во дворе школы или в биокомплексе, который ученики разных поколений создали сами, отремонтировав полуразрушенную теплицу. Биокомплекс – гордость восемнадцатой орловской школы. В разное время в нем поселились королевские змеи, ящерицы, рыбы, обезьяны. Живут там и обычные серенькие птицы средней полосы. Их приносят сами ребята, подбирая раненых на улице, выхаживают вместе с учителями. Все эти уроки среди животных и растений не эпизодическая акция вроде похода в зоопарк всем классом. Это часть стройной, продуманной системы экологического образования, существующей в школе уже пятнадцать лет. Дети и взрослые вместе живут так, чтобы чувствовать свое место в природе, которая окружает их. Настоящий дремучий лес – в километре от школы. Поэтому своеобразная философия леса – основа ежедневной педагогической практики. Главные слова здесь – “внимание”, “уважение”, “помощь”, “любовь” и “интерес”.
– Как в лесу растут всевозможные травы, – рассказывает Александр Александрович Павлов, учитель биологии и руководитель школьного лесничества “Орел”, – так у нас в школе существуют разные виды уроков, например, уроки мышления, погружения, во время которых ребята учатся самостоятельно получать исследовательские данные, работают с дополнительной литературой. Какие-то формы уроков рождаются и продолжают развиваться, а какие-то умирают.
Но уроки не единственный способ дать экологическое образование всем. В школе работает двадцать девять (!) кружков экологической направленности, которые ведут ученики восьмых – десятых классов. Раз в неделю ребята собираются вместе с Александром Александровичем на своеобразный педсовет, обсуждают возникающие проблемы. Среди старшеклассников много актеров экологического театра, который ставит спектакли для учеников начальных классов. Материалом служат рассказы и сказки о животных и растениях, но часто актеры пишут пьесы сами.
– Вторая ступень – краеведческая работа, участие в экологических экспедициях. Это как кустарники – в лесу их гораздо меньше. Вот и мы не вовлекаем в эту работу абсолютно всех. Ее выбирают желающие.
На каникулах ребята ездят в экспедиции по ближайшим селам. Одна группа изучает и записывает местный фольклор, фотографирует вышивки, предметы быта, а другая анализирует местную экологическую обстановку, чистит родники, убирает мусор.
Высшая ступенька этой системы – “деревья”. Как говорит Александр Александрович, это работа экологического объединения – школьного лесничества. Начиная с седьмого класса любой ученик школы может стать его членом. Как правило, именно к этому времени все ребята уже достаточно погружены во всеобщую экологическую деятельность и легко делают выбор: кто-то становится орнитологом, кто-то лесоводом, кто-то охраняет школьные посадки, кто-то следит за состоянием пруда. Работать в лесничестве интересно – всегда что-нибудь происходит: то изготавливают очередную сотню кормушек для птиц, то выпускают красивейшие экологические плакаты и стенгазету, то собираются в “Орленок” на смену юннатов. А сейчас в школе ведется работа по созданию клуба “Интерэко” для международных связей с детскими экологическими организациями.
Но при чем тут учитель, ведь всем этим можно прекрасно заниматься во внеурочное время?
– Я не случайно выбрал образ леса, чтобы объяснить то, что мы делаем. Учитель – это почва, на которой растут все эти травы, кустарники и деревья. Он заражает детей любовью к природе и людям, это как питательные вещества, необходимые для роста. Но ребенок сам должен взять их.
Александр Александрович скромно умалчивает о том, что же такого должен сделать учитель, чтобы ребенок сам взял это. Он с неохотой рассказывает о порезанных пальцах (вставляли с ребятами стекла в биокомплексе), о шести тысячах книжек в его доме, которые всегда могут брать ребята. Конечно, если малыши ежедневно видят вокруг себя такую жизнь, к седьмому классу они обязательно попросятся в экспедицию и в лесничество. И не кинут камнем в ворону. Может быть, поэтому прямо во дворе школы гнездятся четырнадцать видов птиц.

Тема:
“Сельская школа как базовое звено муниципальной системы образования”
Адрес: Алтайский край, пос. Тальменка, средняя школа № 1
Автор: В.Колесников

«Социально-образовательная тропа” – это показалось так необычно, что люди, пришедшие на защиту проекта маленькой поселковой школы, даже просили несколько раз уточнить, что имеется в виду. И Владимир Владимирович Колесников с удовольствием рассказывал. Педагоги маленькой школы в алтайском поселке Тальменка так построили учебный процесс, что каждый ребенок с помощью учителей и родителей может построить собственную образовательную программу. Именно она и называется “социально-образовательная тропа”. Существует несколько направлений, по которым можно двигаться. Собственно образовательное, когда ребенок практически уже в начальной школе выбирает профиль занятий – математика, экология, гуманитарные дисциплины. Второй уровень – уровень общего развития, когда можно выбрать какой-нибудь кружок из существующих в школе – танцы, музыка, живопись, спорт. И, наконец, еще один уровень выбора, с выходом за рамки школьного помещения, – возможность для ребенка выстраивать собственную деятельность в поселковом музее, библиотеке или школе искусств. Разумеется, можно выбирать сразу несколько направлений, а можно ограничиться чем-то одним. Можно несколько лет двигаться по одной и той же траектории, а можно каждый год изобретать новую. Старшеклассники легко выстраивают такую траекторию совершенно самостоятельно, младшим школьникам и ученикам средних классов помогают учителя и родители.
Получается очень красиво – при такой системе образования школа становится центром жизни деревни, села, поселка. Но это не означает, что вся жизнь происходит в школе. Просто благодаря СОТам (как сокращенно называются программы индивидуального образовательного движения) в процесс образования включается вся инфраструктура округи – музей, библиотека, реабилитационный центр, школа искусств. Они обретают возможность не только укрепить свои позиции среди населения, но и простраивать взаимосвязи сотрудничества друг с другом. И возникает то, что сами дети называют “сотовая связь”, в эту образовательную сеть включаются и другие близлежащие школы.
Для того чтобы отслеживать продвижение ребенка по “тропе”, существует особый маршрутный лист, в котором фиксируются его индивидуальные достижения. И тогда получается, что образование выстраивается не сверху, от взрослого, который заранее знает, что нужно ребенку, а снизу, от ученика и его родителей. Понятно, что при таком положении вещей довольны все, ребенок учится с охотой. Потому что чувствует: это он для себя выбрал. Родители не ломают голову, как отвезти ребенка в город, чтобы он получил желанное музыкальное образование, потому что в поселке есть своя школа искусств или музыкальный класс внутри школы. А поселковая библиотека не доживает последние дни, а вовсе даже наоборот. Потому что ее услуги востребованы населением. Всем хорошо, полная гармония, разве это не достойная причина для эксперимента?

Тема:
”Школа совместной деятельности: концепция, модель развития современной школы”   
Адрес: Томск, муниципальная средняя общеобразовательная школа № 49
Автор: д.п.н. профессор Г.Прозументова

Учителя этой школы принципиально не хотят называть учеников гимназистами или лицеистами. Они считают возможным учить всех. Более того, это правило распространяется и на учителей. Вовсе не каждый из них изначально готов к экспериментальной работе. Среди педагогов всегда есть те, кому легче работать привычным образом.
– В этом суть эксперимента, – говорит Галина Николаевна Прозументова, руководитель проекта. – Мы считаем, что можно успешно учить и развивать абсолютно всех. Но для этого в школе должно существовать разноуровневое пространство совместной деятельности. Но это не набор отдельных хорошо работающих приемов, это образ жизни. Потому что и знания, которые получают дети, и особенности каждого ребенка напрямую связаны с тем, какие варианты совместной деятельности удается построить.
Томская школа № 49 – это пространство разных способов соорганизации детей и взрослых. Его образуют не только всевозможные кружки и клубы, но и разные формы учебной работы. Существует, например, несколько типов уроков. Во время уроков заданий главное действующее лицо – учитель, на требования которого ориентируется ребенок. Близок к такому уроку урок-проблема. И в нем лидер – учитель, хотя задачи уже ставятся другие – не простое воспроизведение по образцу, а поиск ответа в проблемных ситуациях. Конечно, здесь для ребенка больше возможностей проявлять собственную инициативу, но все равно до ситуации сотрудничества еще далеко. И, наконец, высшая форма: урок- диалог ребенка и учителя как двух равных в поиске истины людей. Разумеется, дети обожают такие уроки и часто выбирают их. Но еще интереснее уроки-проекты, которые дети часто организуют сами – например, третьеклассники выбирают, на каких примерах и задачках они будут разбираться с делением в столбик. В конце урока обязательно общая рефлексия: что получилось – не получилось. Кроме того, в школе бывают даже целые проектные недели, во время которых несколькими параллелями осуществляется какой-нибудь образовательный проект. Скажем, был Кошачий день – и все дети тащили в школу живых кошек и всевозможную информацию о них.
Такое разноуровневое пространство деятельности чрезвычайно интересно анализировать. В рефлексию включаются уже младшие школьники, пытаясь объяснять мотивы своего выбора. Но, конечно, исследовательская деятельность – главная забота взрослых. На всевозможных семинарах они постоянно обсуждают, что происходит с ними, с детьми, есть ли продвижение в их профессиональной деятельности. В процессе обсуждения постепенно начали меняться критерии, по которым отслеживается детский рост. Теперь педагогов интересуют не только детская успеваемость и процент поступления в вузы, но и мотивация ребенка к деятельности, его умение выбирать наиболее эффективные способы работы, анализировать ее.
Каждая исследовательская группа хотя бы раз в год устраивает мастерскую, иллюстрируя теорию и практику ежедневной работы. Существует специальный научно-методический совет, в который входят все педагоги, ведущие исследования. Постараться включить в исследовательскую деятельность абсолютно всех взрослых – сверхзадача, которую ставят себе Галина Николаевна и ее коллеги. Она говорит:
– Совершенно бесполезно призывать педагогов к гуманизму, пока сам способ деятельности вынуждает их действовать авторитарно. Педагог буквально не замечает в этом случае ребенка, между ними стоит предмет. А в процессе исследовательской деятельности взрослый прямо-таки натыкается на ребенка, он начинает интересоваться ребенком вообще, а не только учеником.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru